19 марта 2017г.
Актуальность учета стратегического инновационного риска определяется тем, что индустрию транспорта во всем мире ожидают большие перемены уже в ближайшие годы. Сама мировая транспортная система устарела морально, а некоторые ее элементы устарели технически уже давно, так как вносимые изменения не затрагивали основ системы. Современные транспортные системы должны создаваться и развиваться на основе совместного развития транспортной инфраструктуры и научного исследования транспортных проблем, содействия инновациям на транспорте. В связи с этим необходимо проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, выбирать гармонизированные технические параметры инновационного транспортного развития, что позволит снизить операционный инновационный риск и, как следствие, операционный риск конкурентоспособности транспорта.
Для программ инновационного развития железнодорожного транспорта в качестве основных плановых целевых показателей инновационной деятельности установлены контрольные параметры, в частности показатели обновления подвижного состава (таблица 1) [1, с.102].
Таблица 1 - Плановые показатели обновления подвижного состава на 2015 гг*. (*Информационно-статистический бюллетень Транспорт России январь-декабрь 2014 г).
Показатель
|
Значение показателя
|
Локомотивы, единиц
|
3850
|
Грузовые вагоны, тыс. вагонов
|
347
|
Пассажирские вагоны, вагонов
|
3430
|
Для оценки операционных стратегических инновационных рисков транспорта выделяем две основные позиции: «Обновление подвижного состава» (ресурсная составляющая) и «Финансирование НИОКР».
Показатели обновления оборудования в рамках реализации Стратегии 2030 представлены в таблице 2 [1, с.102 - 103].
Таблица 2 – Показатели обновления подвижного состава транспорта России
Показатели
|
2012
|
2013
|
2014
|
Индекс
динамики
|
|
|
|
|
(2014 к
2012 гг.)
|
Железнодорожный транспорт
|
Тепловозы магистральные, секции
|
42
|
66
|
72
|
1,714
|
Электровозы магистральные, шт.
|
318
|
389
|
475
|
1,494
|
Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.
|
71,7
|
60,1
|
65,1
|
0,908
|
Вагоны пассажирские, шт.
|
880
|
760
|
853
|
0,969
|
Автомобильный транспорт
|
Автобусы, тыс. шт.
|
58,6
|
53,2
|
43,2
|
0,737
|
Автомобили грузовые, тыс. шт.
|
151
|
154
|
207
|
1,371
|
Воздушный транспорт
|
Гражданские самолеты, шт.
|
60
|
107
|
95
|
1,583
|
На основе изучения практики обновления оборудования в рамках реализации стратегий и специальных программ была предложена шкала для балльной оценки индексов динамики (таблица 3) [1, с.103].
Таблица 3 – Шкала оценки инновационного потенциала хозяйствующих субъектов транспорта России по позиции «Обновление подвижного состава»
Вид транспорта
|
Оценка лучшего индекса
обновления
|
Оценка значений индексов
|
Железнодорожный
|
(it) ≥ 2 – 25 баллов
|
За каждые 0,2 пункта ухудшения
снимать 5 баллов
|
показателей
|
Автомобильный
|
(it) ≥ 2 – 50 баллов
|
За каждые 0,2 пункта ухудшения
снимать 10 баллов
|
показателей
|
Воздушный
|
(it) ≥ 2 – 100 баллов
|
За каждые 0,1 пункта ухудшения
снимать 10 баллов
|
показателей
|
В таблице 4 представлена оценка инновационного потенциала транспорта по позиции «Обновление подвижного состава».
Таблица 4 - Оценка инновационного потенциала и инновационного риска транспорта России по позиции «Обновление подвижного состава»
Железнодорожный
транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Воздушный транспорт
|
Оборудование
|
(it)
|
балл
ы
|
Оборудование
|
(it)
|
баллы
|
Оборудование
|
(it)
|
балл
ы
|
Тепловозы
магистральные, секции
|
1,714
|
17,5
|
Автобусы, тыс.
шт.
|
0,737
|
0
|
Гражданские
самолеты, шт.
|
1,583
|
60
|
Электровозы
магистральные, шт.
|
1,494
|
12,5
|
Автомобили
грузовые, тыс. шт.
|
1,371
|
20
|
|
|
|
Вагоны грузовые
магистральные, тыс. шт.
|
0,908
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
Вагоны
пассажирские, шт.
|
0,969
|
0
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
30
|
|
|
20
|
|
|
60
|
Риск, баллы
|
|
70
|
|
|
80
|
|
|
40
|
На основе изучения практики финансирования реализации стратегий, программ развития и специальных программ была предложена простая шкала для балльной оценки индексов выполнения плана: 100%-е выполнение плана – 100 баллов. Ухудшение показателя на 10% - снимаем 10 баллов [1, с.104].
В таблице 5 представлена оценка инновационного потенциала транспорта по позиции «Финансирование НИОКР».
Таблица 5 - Оценка инновационного потенциала и инновационного риска транспорта России по позиции «Финансирование НИОКР» в 2014 г., млн. руб.
Виды транспорта
|
План
|
Кассовые
расходы
|
Выполнение, %
|
Оценка,
баллы
|
Риск, баллы
|
Транспорт отраслей
Минтранса России
|
2842,4
|
1567,9
|
55,2
|
55
|
45
|
Железнодорожный
транспорт
|
1713,6
|
708,8
|
41,4
|
41
|
59
|
Автомобильный
|
747,1
|
484,9
|
64,9
|
65
|
35
|
Воздушный
|
102,9
|
44,6
|
43,3
|
43
|
57
|
Для оценки операционных стратегических инновационных рисков по видам транспорта интегрируем оценки по позиции «Обновление подвижного состава» и по позиции «Финансирование НИОКР», присвоив им уровни значимости соответственно: 0,6 и 0,4. (таблица 6) [1, с.105].
Таблица 6 – Интегральная оценка инновационных рисков транспорта
Вид транспорта
|
Алгоритм расчета
|
Оценка, балл.
|
Железнодорожный транспорт
|
70*0,6 + 59*0,4
|
66
|
Автомобильный
|
80*0,6 + 35*0,4
|
62
|
Воздушный
|
40*0,6 + 57*0,4
|
47
|
Список литературы
1. Чепига, Ю.В. Оценка стратегических операционных рисков хозяйствующих субъектов транспорта [Текст]: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 25.12.2015: утв. 23.06.2016/Чепига Юлия Владимировна.- Новосибирск, 2015.- 130 с.