Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПРИ СЕЗОННОМ ИЗМЕНЕНИИ СПРОСА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

В условиях рыночной экономики колебания спроса на производимую продукцию необходимо учитывать при планирования объемы производства. Особенно важной задачей в планировании объема производства становится изучение спроса, когда он изменяется в течение года неравномерно. При сезонной интенсивности спроса на выполнение работ производственному предприятию для планирования объемов производства и обоснования объема оказания услуг, а торгово-посредническому для обоснования плана товарооборота необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме производить в том или ином периоде. От этого зависит в конечном счете эффективное использование всех ресурсов и прибыльность организации. К основным методам прогнозирования можно отнести формализованные, т.е. статистические методы, которые предполагают количественное исследование развития объекта на основе исходной информации и устанавливают количественные взаимосвязи между исследуемыми характеристиками объекта прогноза. Методы статистического анализа используются для прогнозирования спроса на продукцию и услуги с целью дальнейшего планирования объемов производства.

Для разработки методики прогнозирования спроса прежде всего возникает необходимость изучить характер его изменения в течение года. Замечено, что в отдельных отраслях спрос имеет сезонные колебания. Показано, что эти колебания можно аппроксимировать аналитической функцией. Для этого необходимо изучить закономерности изменения спроса за предыдущие периоды деятельности организации с тем, чтобы научиться их оценивать на будущее.

При сезонном изменении спроса на продукцию  и услуги в начале  года объем работ имеет некоторое постоянное значение, затем, начиная с марта-апреля, увеличивается, достигая своего максимального значения в июле-августе. Потом происходит медленный спад и в октябре-ноябре снова принимает некоторое постоянное значение. Планируемым периодом является год, который разбивается на 52 недели. Для описания спроса с точки зрения повышения точности прогноза предлагаются несколько аналитических функций. В связи с этим для аппроксимации выбираются две функции: синусоидальная и кусочно-линейная.

Синусоидальная функция имеет вид:








Далее необходимо определить параметры выбранных функций:

1)      при использовании синусоидальной функции - амплитуду колебания a с некоторым постоянным снижением v0 ;

2)   при использовании кусочно-линейной функции d, Z, vуст, a, b, b’.

Для получения значений параметров аппроксимирующей функции предложен алгоритм, который основан на применении  известного метода “наименьших квадратов” Гаусса. Предлагается рассмотреть использование данного метода на примере синусоидальной функции. На первом этапе составляется вспомогательная функция


Здесь w - количество недель, по которым рассматривается статистика о величине спроса на продукцию для получения аппроксимации; v*(t) представляет собой фактические значения спроса на соответствующей t-ой неделе.

Подбираются такие a и v0, при которых      e⇒ min. Это условие выполняется, если параметры a и v0 являются решением системы уравнений

Решив эту систему, определяются a и v0.

Для определения неизвестных параметров кусочно-линейной функции используется тот же алгоритм на основе метода наименьших квадратов.

Адекватность аппроксимирующей  функции  предлагается определить с помощью стандартизированной ошибки аппроксимации :

Адекватной считается функция, у которой стандартизированная ошибка аппроксимации минимальная.

Предложенная методика прогнозирования недельного спроса основана на исследовании зависимости изменений параметров аппроксимирующей функции. Прогнозные значения параметров определяются на основе предположения, что данная закономерность сохраняется и в предстоящем периоде.

Полученные прогнозные значения недельного спроса используются для планирования оптимального объема производства продукции. Разработанная методика прогнозирования может применяться в тех областях, где спрос имеет сезонные особенности. Колебательный характер спроса характерен для автосервисных и автотранспортных предприятий, дорожно-ремонтных организаций, предприятий легкой промышленности, туристических агенств и многих других.

 

Список литературы

1.     Петрова Н.Л. Оптимизация численности производственных работников предприятия в условиях неустойчивого спроса на продукцию: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: /Петрова Нина Леонидовна. – Уфа, 1999. -135 с.