18 апреля 2016г.
Эффективное взаимодействие предпринимательства и органов власти, выражающееся в удовлетворении потребностей общества, является одним из важнейших факторов устойчивого развития муниципального образования, региона и страны в целом. Современное состояние системы взаимодействия бизнеса и власти характеризуется недостаточной эффективностью в выполнении субъектами своих функций, что негативно сказывается на удовлетворении интересов общества. Рассмотрим подробнее методы государственной поддержки развития современного предпринимательства и оценим эффективность их реализации.
Существующие методы государственной поддержки развития предпринимательства условно можно разделить на централизованные и децентрализованные.
В условиях высокоразвитой экономики децентрализованные методы являются более эффективными механизмами поддержки развития предпринимательства, т.к. связаны с реализацией различных форм саморегуляции и адаптации субъектов предпринимательства к меняющимся условиям внешней среды. Современное состояние российской экономики характеризуется недостаточной развитостью рыночных механизмов регулирования взаимодействия субъектов рыночных отношений, в связи с чем особую значимость приобретают централизованные методы поддержки развития предпринимательства.
В условиях развитой рыночной экономики децентрализованные механизмы поддержки развития малого бизнеса являются более эффективными, чем централизованные. Высокая неопределенность хозяйственной деятельности, неразвитость рыночных механизмов регулирования взаимодействия экономических субъектов в России сдерживают действие децентрализованных механизмов, что повышает значимость государственного регулирования развития малого бизнеса [1].
Централизованные механизмы поддержки развития предпринимательства связаны с созданием государством благоприятных условий для организации и ведения бизнеса, стимулированием предпринимательской активности в соответствии с целями и задачами развития общества на текущем этапе. Целевые ориентиры поддержки и развития предпринимательства определяются исходя из оптимального сочетания интересов общества, бизнеса и власти с учетом текущего состояния экономики.
Среди основных целей государственной поддержки развития предпринимательства можно выделить следующие:
- создание максимально благоприятных условий для начала и ведения предпринимательской деятельности;
- обеспечение устойчивого развития предпринимательства как главного фактора создания конкурентной среды;
- максимизация доли участи предпринимателей в формировании валового внутреннего продукта и доходных частей бюджетов страны;
- увеличения числа рабочих мест за счет стимулирования самозанятости населения [2].
Поддержка развития предпринимательства может быть юридической, финансовой, информационной и т.д. В крупных российских городах и областных центрах создаются специальные структуры, которые занимаются вопросами оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Основными формами поддержки развития предпринимательства были и остаются информационная и финансовая.
Существующие на текущий момент основные направления и приоритеты финансирования программ поддержки предпринимательства представлены на Рисунке 1.
Существующие государственные программы поддержки развития предпринимательства предусматривают следующие основные формы финансовой помощи:
- предоставление грантов на начало ведения бизнеса;
-
организация конкурсов, по результатам которых предприниматели получают денежные вознаграждения на поддержку бизнеса или открытия нового направления;
-
субсидирование процентных ставок
по кредитам;
- создание специальных фондов финансирования стартапов и малых предприятий.
Местные органы власти предпринимателям, работающим в приоритетных отраслях экономики, могут существенно снизить ставки уплачиваемых налогов, предоставить льготные условия аренды необходимых площадей и оборудования, стимулируя тем самым их развитие.
Как правило, приоритетными направлениями деятельности являются: производство, сфера обслуживания, инновации, социальные услуги. Выделяемые государством средства на поддержку развития предпринимательства имеют, как правило, строго целевой характер: покупка оборудования, подключение к электросетям, пополнение оборотных средств или другие мероприятия, которые приведут к росту объема производства [3].
В рамках мероприятий по государственной поддержке развития бизнеса предусмотрены обязательные консультации по юридическим вопросам регистрации новой фирмы, началам ведения бизнеса, заключению договоров аренды, получению кредитов и т.д.
Помимо федеральных программ поддержки развития предпринимательства каждый субъект федерации разрабатывает собственные региональные программы, а крупный муниципалитет – муниципальные программы, что позволяет предпринимателям получать дополнительные формы поддержки, специфичные для конкретной территории.
Несмотря на большое количество существующих программ развития предпринимательства, число представителей малого и среднего бизнеса в России неуклонно снижается. Среди основных проблем развития предпринимательства можно выделить следующие. Внешние проблемы: сохраняющаяся низкая доступность финансовых ресурсов и их высокая стоимость, высокая стоимость земельных участков и недвижимости, высокие ставки налоговых и страховых платежей, высокие тарифы на коммунальные услуги и электроэнергию, административные барьеры. Внутренние проблемы: низкий уровень
образования начинающих предпринимателей, отсутствие квалифицированных кадров, устаревшие технологии и оборудование, отсутствие маркетинговых средств управления, низкая правовая грамотность.
В качестве дополнительных мер государственной поддержки развития предпринимательства можно предложить в первую очередь субсидирование затрат на образование начинающих предпринимателей, организацию массовых образовательных программ в сфере предпринимательства, т.к. именно от этого фактора зависит решение всех перечисленных внутренних проблем развития бизнеса.
В различных регионах по-разному складывается ситуация с развитием предпринимательства, однако ни у кого не остается
сомнений в том, что без государственной поддержки предпринимательство будет развиваться преимущественно в сфере торговли, отдавая приоритеты созданию торговых сетей, а малый и средний бизнес просто исчезнет.
Список литературы
1. Жизненный цикл малого предприятия/ под общ. ред. А.А. Шамрая.- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2013.– 288 с.
2. Кетько, Н.В. Проблемы
и перспективы развития современного малого
бизнеса в России
/
Н.В. Кетько, Р.Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9. - С. 23-28.
3. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство. Взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. – М.: Дашков и Ко. - 2011. – 232 с.
4. Фадеева Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России [Текст] / Е. А. Фадеева,
А. А. Маргарян // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 620-622.