Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАМКАХ СОХРАНЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Аннотация

В данной работе инфраструктура рассмотрена как один из главных факторов конкурентного преимущества региона. Также рассмотрены существующие меры поддержки развития инфраструктуры на базе создания современных научно-промышленных кластеров на примере города Москвы.

Ключевые слова: инфраструктура, инновации, конкуренция, регион, территориально-производственный комплекс, научно-промышленный кластер

В начале XXI века в условиях развивающегося процесса глобализации стало очевидным, что проблема сохранения конкурентного преимущества региона может решиться только при условии саморазвивающейся инфраструктуры. В данном случае инфраструктура носит инновационный характер, который определяет направления развития региона как системы в будущем.

Данная специфика инфраструктуры как условие развития региона и жизнедеятельности человека в исторической ретроспективе рассмотрена в работе А.И. Кузнецовой «Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход». В указанном исследовании был проведен анализ, который показал, что в истории развития отдельных государств или их регионов, городов определенные формы инфраструктуры отражали структуру общества, уровень экономического и культурного развития. Т.е. с одной стороны, инфраструктура создается в результате появление и развитие жизнедеятельности человека и трансформируется при переходе на новый уровень, как неотъемлемый составляющий элемент системы региона. С другой стороны, инфраструктура является одной из основной движущей силы развития общества.

Вовлечение региона в политические и экономические реформы или реорганизацию революционным путем как самого государства, так и самого общества приводит к разрушению инфраструктуры с последующим упадком экономики региона на долгие годы.

Таким образом, в условиях активно развивающейся глобализацией инфраструктура выступает в роли баланса между процессами развития и стагнации экономики региона.

В современных условиях глобальной конкуренции, применения внешнеполитического воздействия на сохранения конкурентного преимущества инфраструктура является элементом, позволяющим сохранить устойчивые конкурентные позиции региона как независимого и самостоятельного субъекта в мировой хозяйственной системе.

В данном случае, создание инфраструктуры с инновационным саморазвивающимся характером в части научно-технического прогресса решит проблемы, возникающие в регионе в условиях глобализации.

Однако для создания данного вида инфраструктуры требуются существенные вложения с учетом затратного и неокупаемого характера инфраструктуры как отрасли, особенностью которой является получение услуг в будущем и как следствие, получение прибыли через положительный эффект таких услуг – сохранение и увеличение конкурентного преимущества.

В этой связи, создания и развития инфраструктуры невозможно без государственной поддержки для компенсации некоммерческих рисков и высоких издержек.

Если рассматривать опыт Советского союза в процессе индустриализации и восстановления экономики в

поствоенный период после Второй мировой войны, то инфраструктура сформировывалась на основе территориально-производственных комплексов. Территориально-производственные комплексы в 20-е годы XX века рассматривались как обширные территориальные комплексы с одинаковыми природными ресурсами. Идеи их формирования широко использовались для высокоэффективного хозяйственного освоения территория для экономического подъема районов страны. В последующие годы Советскими учеными развитие территориально- производственных комплексов осуществлялось с помощью программно-целевого подхода.

Например, имел определенный успех опыт стратегического планирования инфраструктурного обустройства по единой системе расселения в Литве. Данная схема развития была разработана в 1959 г., в которой было разработано более оптимальное размещение промышленности и ускоренное развитие средних городов в долгосрочной перспективе на 25 лет. Литовский опыт был полностью реализован и достигнуты существенные результаты в развитии транспортной инфраструктуры: 4 тыс. км внутрихозяйственных дорог и 33,1 тыс. км автотрасс, из которых около 60% - с твердым покрытием, свыше 20% - асфальтированные.

Кроме того, в этот период за короткий срок построена инфраструктура речного и морского пароходства, в т.ч. грузовые порты, терминалы.

Однако создание и развитие территориально-производственных комплексов осуществлялось с точки зрения государственной плановой экономикой для снижения издержек производства на государственных предприятиях и рационального использования природных ресурсов.

В современных условиях данные идеи и методы не учитывают свободный принцип вложения инвестиций исходя из получения максимальной прибыли.

Вместе  с  тем,  данный  опыт  может  быть  рассмотрен  государством  для  поддержки  современной территориальной организации рыночной экономики регионов в рамках диверсификации экономики России.

В настоящее время территориально-производственные комплексы с учетом специфики рыночной экономики и геополитического положения России трансформировались в научно-промышленные кластеры: парки, технопарки, технополисы и другие, которые в том числе служат созданию инновационной инфраструктуры, без которой сохранение и увеличение конкурентных преимуществ не представляется возможным.

Следует отметить, что для данных объектов характерны как свойства кластеров развитых стран, так и свойства территориально-производственных комплексов.

В связи с данной особенностью научно-промышленных кластеров, на базе которых создается инфраструктура с инновационным саморазвивающимся характером в части научно-технического прогресса, государственной поддержка осуществляется с помощью снижения издержек.

Например, в городе Москве следующие меры поддержки, направленные на компенсацию затрат на создание вышеуказанных объектов:

-   снижение арендной платы и налога объекта недвижимого имущества;

-   снижение ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет;

-   осуществление капитальных вложений в создание инфраструктуры;

-      предоставление дополнительных гарантий и компенсаций убытков вследствие увеличения срока реализации или увеличения объема капитальных вложений;

-   а также иные формы.

Благодаря данным мерам поддержки в настоящее время в городе Москве создано около 20 технопарков, а также в последнее время достаточное количество крупных современных отечественных корпораций проявили интерес к созданию высокотехнологичных научно-промышленных кластеров в различных отраслях.

Вместе с тем, государственным структурам необходимо развивать рыночные механизмы стимулирования развития нового типа инфраструктуры на базе научно-промышленных кластеров. Только в данном случае, инфраструктуру можно будет создать как саморазвивающуюся систему, позволяющую сохранять и увеличивать конкурентные преимущества региона и в целом страны.

В этой связи, необходимо на основе мирового опыта развивать инструменты финансирования создания высокотехнологических научно-промышленных кластеров, направленные на увеличение прибыли и компенсации некоммерческих рисков, в частности венчурное финансирование, активное участие банковских учреждений в реализации указанных проектов, в том числе за счет льготных кредитных ставок.

 

Список литературы

1.     Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Оценка инфраструктурного потенциала региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2010 - № 2.

2.     Красовский В.П. Инфраструктура и интенсификация экономики. – М.: Наука, 1980.

3.     Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. − М.: КомКнига, 2010.

4.     Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е издание, дополненное. Питер, 2006.

5.     Пронская О.Н.  Производственные  ресурсы  в системе воспроизводственного процесса  в АПК.  Научно- производственный журнал «Экономические науки» № 10(83) – М: 24-Принт, 2011.

6.     Рыкалина О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации:Монография. – М.: ИНФРА-М, 2015 – 228 с.

7.     Степанов В.И., Рыкалина О.В. Современный подход к содержанию и сущности понятия инфраструктуры.Электронный научный журнал. Вопросы региональной экономики № 3(12) – 2012.