18 апреля 2016г.
Аннотация
В данной работе инфраструктура рассмотрена как один из главных факторов конкурентного преимущества региона. Также рассмотрены существующие меры поддержки развития инфраструктуры на базе создания современных научно-промышленных кластеров на примере города Москвы.
Ключевые слова: инфраструктура, инновации, конкуренция, регион, территориально-производственный комплекс, научно-промышленный кластер
В начале XXI века в условиях развивающегося процесса глобализации стало очевидным, что проблема сохранения конкурентного преимущества региона может решиться только при условии саморазвивающейся инфраструктуры. В данном случае инфраструктура носит инновационный характер, который определяет направления развития региона как системы в будущем.
Данная специфика инфраструктуры как условие развития региона и жизнедеятельности человека в исторической ретроспективе рассмотрена в работе А.И. Кузнецовой «Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход». В указанном исследовании был проведен анализ, который показал, что в истории развития отдельных государств или их регионов, городов определенные формы инфраструктуры отражали структуру общества, уровень экономического и культурного развития. Т.е. с одной стороны, инфраструктура создается в результате появление и развитие жизнедеятельности человека и трансформируется при переходе на новый уровень, как неотъемлемый составляющий элемент системы региона. С другой стороны, инфраструктура является одной из основной движущей силы развития общества.
Вовлечение региона в политические и экономические реформы или реорганизацию революционным путем как самого государства, так и самого общества приводит к разрушению инфраструктуры с последующим упадком экономики региона на долгие годы.
Таким образом, в условиях активно развивающейся глобализацией инфраструктура выступает в роли баланса между процессами развития и стагнации экономики региона.
В современных условиях глобальной конкуренции, применения внешнеполитического воздействия на сохранения конкурентного преимущества инфраструктура является элементом, позволяющим сохранить устойчивые конкурентные позиции региона как независимого и самостоятельного субъекта в мировой хозяйственной системе.
В данном случае, создание инфраструктуры с инновационным саморазвивающимся характером в части научно-технического прогресса решит проблемы, возникающие в регионе в условиях глобализации.
Однако для создания данного вида инфраструктуры требуются существенные вложения с учетом затратного и неокупаемого характера инфраструктуры как отрасли, особенностью которой является получение услуг в будущем и как следствие, получение прибыли через положительный эффект таких услуг – сохранение и увеличение конкурентного преимущества.
В этой связи, создания и развития инфраструктуры невозможно без государственной поддержки для компенсации некоммерческих рисков и высоких издержек.
Если рассматривать опыт Советского союза в процессе индустриализации и восстановления экономики в
поствоенный период после Второй мировой войны, то инфраструктура сформировывалась на основе территориально-производственных комплексов. Территориально-производственные комплексы в 20-е годы XX века рассматривались как обширные территориальные комплексы с одинаковыми природными ресурсами. Идеи их формирования широко использовались для высокоэффективного хозяйственного освоения территория для экономического подъема районов страны. В последующие годы Советскими учеными развитие территориально- производственных комплексов осуществлялось с помощью программно-целевого подхода.
Например, имел определенный успех опыт стратегического планирования инфраструктурного обустройства по единой системе расселения в Литве. Данная схема развития была разработана в 1959 г., в которой было разработано более оптимальное размещение промышленности и ускоренное развитие средних городов в долгосрочной перспективе на 25 лет. Литовский опыт был полностью реализован и достигнуты существенные результаты в развитии транспортной инфраструктуры: 4 тыс. км внутрихозяйственных дорог и 33,1 тыс. км автотрасс, из которых около 60% - с твердым покрытием, свыше 20% - асфальтированные.
Кроме того, в этот период за короткий срок построена инфраструктура речного и морского пароходства, в т.ч. грузовые порты, терминалы.
Однако создание и развитие территориально-производственных комплексов осуществлялось с точки зрения государственной плановой экономикой для снижения издержек производства на государственных предприятиях и рационального использования природных ресурсов.
В современных условиях данные идеи и методы не учитывают свободный принцип вложения инвестиций исходя из получения максимальной прибыли.
Вместе с тем, данный опыт может быть рассмотрен государством для поддержки современной территориальной организации рыночной экономики регионов в рамках диверсификации экономики России.
В настоящее время территориально-производственные комплексы с учетом специфики рыночной экономики и геополитического положения России трансформировались в научно-промышленные кластеры: парки, технопарки, технополисы и другие, которые в том числе служат созданию инновационной инфраструктуры, без которой сохранение и увеличение конкурентных преимуществ не представляется возможным.
Следует отметить, что для данных объектов характерны как свойства кластеров развитых стран, так и свойства территориально-производственных комплексов.
В связи с данной особенностью научно-промышленных кластеров, на базе которых создается инфраструктура с инновационным саморазвивающимся характером в части научно-технического прогресса, государственной поддержка осуществляется с помощью снижения издержек.
Например, в городе Москве следующие меры поддержки, направленные на компенсацию затрат на создание вышеуказанных объектов:
- снижение арендной платы и налога объекта недвижимого имущества;
- снижение ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет;
- осуществление капитальных вложений в создание инфраструктуры;
- предоставление дополнительных гарантий и компенсаций убытков вследствие увеличения срока реализации или увеличения объема капитальных вложений;
- а также иные формы.
Благодаря данным мерам поддержки в настоящее время в городе Москве создано около 20 технопарков, а также в последнее время достаточное количество крупных современных отечественных корпораций проявили интерес к созданию высокотехнологичных научно-промышленных кластеров в различных отраслях.
Вместе с тем, государственным структурам необходимо развивать рыночные механизмы стимулирования развития нового типа инфраструктуры на базе научно-промышленных кластеров. Только в данном случае, инфраструктуру можно будет создать как саморазвивающуюся систему, позволяющую сохранять и увеличивать конкурентные преимущества региона и в целом страны.
В этой связи, необходимо на основе мирового опыта развивать инструменты финансирования создания высокотехнологических научно-промышленных кластеров, направленные на увеличение прибыли и компенсации некоммерческих рисков, в частности венчурное финансирование, активное участие банковских учреждений в реализации указанных проектов, в том числе за счет льготных кредитных ставок.
Список литературы
1. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Оценка инфраструктурного потенциала региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2010 - № 2.
2. Красовский В.П. Инфраструктура и интенсификация экономики. – М.: Наука, 1980.
3. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. − М.: КомКнига, 2010.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е издание, дополненное. Питер, 2006.
5. Пронская О.Н. Производственные ресурсы в системе воспроизводственного процесса в АПК. Научно- производственный журнал «Экономические науки» № 10(83) – М: 24-Принт, 2011.
6. Рыкалина О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации:Монография. – М.: ИНФРА-М, 2015 – 228 с.
7. Степанов В.И., Рыкалина О.В. Современный подход к содержанию и сущности понятия инфраструктуры.Электронный научный журнал. Вопросы региональной экономики № 3(12) – 2012.