20 апреля 2016г.
В сфере материального производства полиграфия занимает особое место, так как деятельность типографий связана с выполнением определенного комплекса полиграфических работ и изготовлением печатной продукции. Этот факт определяет не только особенность организации и экономики полиграфического производства, но и ведения бизнеса в полиграфии, формирования взаимоотношений между заказчиками и производителями печатной продукции.
С появлением цифровых технологий, распространением интернета современная полиграфия претерпела существенные изменения из-за появления новых форм организации производства печатной продукции, начиная от размещения заказа, утверждения цветопробы, оформления и контроля печати тиража до согласования текущих вопросов, которые практически полностью осуществляются в режиме online [1].
В связи с ликвидацией отраслевого деления в организации экономики страны и введения понятия обрабатывающих производств по видам экономической деятельности стало нормой характеризовать этот вид деятельности, как рынок полиграфических работ и услуг, на котором действуют такие субъекты , как производители полиграфических работ, услуг и потребители произведенной печатной продукции.
В течение последних двух десятилетий и развитием рынка полиграфии расширился не только ассортимент печатной продукции, но и возник новый масштабный сектор «коммерческой» печати, произошло освоение новых материалов или носителей для печати контента. Полиграфия вторглась в производство промышленных изделий, таких как предметов потребления и обихода, одежды, сувенирных и брендовых изделий и т.п.
Одновременно с этим существенно изменилась технология изготовления тиражной продукции, которая перешла на много вариантность экземпляров в тираже, появились новые бизнес -модели «печать по требованию»(print-on-demand), увеличилась масштабность полиграфического производства.
По экспертной оценке в 2014г. изменилась сама структура полиграфического рынка, которая включала 5 тыс. универсальных и специализированных предприятий, 2,5 тыс. цифровых «гибридных» типографий и 12,5 тыс. рекламных агентств, салонов печати и мини-типографий [3].
Однако, использование электронных каналов для дистрибуции контента печатного издания отрицательно сказалось на динамику оборота продаж и рекламных сборов в сфере издательско-распространительной деятельности [2].
В свете изменений в экономической политике России и международной ситуации перед полиграфией встала задача импортозамещения. Это направление может неизбежно привести к снижению эффективности полиграфической деятельности, так как технологии, сырье и материалы, которые используются при изготовлении печатной продукции, завязаны с импортом.
Характерной чертой современного полиграфического производства является разделение рынка на технологические и товарные секторы и сегменты, ориентированные на определенный контингент потребителей.
Нет единого издательско-полиграфического комплекса как отрасли, а существуют отдельные сферы производства печатной продукции, которые по-разному реагируют на проблемы и влияют на развитие сферы печатной инфраструктуры [3].
Как показывает зарубежная практика экономически развитых стран, при наличии в рыночной структуре широкого спектра издательско-полиграфической сферы на базе единой нормативно-технической базы может скорректировать взаимодействие полиграфистов с инфраструктурой рынка печати.
По мнению правительства РФ утрата регулирующего рычага в организационно-технических вопросах российского рынка печати может привести к разрушению единства производственного и технологического комплекса.
Это обстоятельство заставляет полиграфистов искать новые пути эффективного развития и сохранения печатного производства, новых видов спроса в печатной продукции, внедрения в производство технологических новаций, изменений в бизнес-модели [2], ставит перед каждым предприятием задачу выработки новых деловых предложений и разработки новой стратегии деятельности.
В этой связи типографии на рынке полиграфических услуг должны постоянно отслеживать технологические новшества и определять их ценность (полезность) для конкретного бизнеса, использовать инновации при разработке новой продукции и продвижении ее на рынок.
Итоги мониторинга 2014г. [3] показали в структуре российского рынка полиграфии изменения, которые выразились в увеличении цифровых типографий на 45% и заметном приросте полиграфического потенциала в центральном округе, Москве, Санкт-Петербурге и южном округе и уменьшении его в других регионах России. Это обстоятельство привело к сокращению общей занятости работающих в полиграфии на 15 тыс. чел.
Существенно изменилась также продуктовая и технологическая сфера полиграфии.
В настоящее время почти все типографии кроме плоской офсетной печати, которая доминировала в прошлые года, имеют несколько способов печати. Изменился состав узкоспециализированых предприятий, в первую очередь возросли объемы этикеточно-упаковочного производства, печати пластиковых карт, рассылки персонализированной печатной продукции (direct mail), печать тиражной газетно-журнальной издательской продукции заметно сократилась.
Это все указывает на нестабильность экономического развития и наличия больших проблем в типографии. Для улучшения положения типографских предприятий правительство России предложило ряд мероприятий инновационного направления. В Послании президента РФ В.В. Путина в конце 2014г. был предложен четырехлетний мораторий на налоговые изменения, введения «надзорных» каникул, расширенное участие малого бизнеса в Гознаке, амнистии капитала, готового вернуться из офшоров [3].
В настоящее время для полиграфических предприятий необходимо определить стратегические направления развития для всей инфраструктуры полиграфического производства и потенциальных инвесторов, установить необходимые пропорции для сохранения и развития имеющихся производственных мощностей.
Современный рынок полиграфии зависит от соотношения и степени влияния на него пяти факторов: требований заказчиков, интенсивности внутренней конкуренции между субъектами рынка, появления новых участников, масштаба распространения заменяющих продуктов и воздействия объектов инфраструктуры полиграфического производства, сочетание которых и уровень воздействия определяет характер конкуренции и среднюю прибыльность участников.
Так как функционирование и планирование работы полиграфических предприятий во многом зависит от нормативно-правовых положений, то для дальнейшего роста и развития им необходима государственная поддержка и разработка в этом направлении четкой промышленной политики [2].
Участие государства в регулировании процесса развития полиграфии проявляется при реализации макро- и микроэкономической промышленной политики, при решении комплексных задач укрепления единого информационного пространства и равного доступа населения к информационным ресурсам.
Чтобы вписаться в промышленную политику государства, предприятия полиграфии должны разрабатывать краткосрочные и долгосрочные стратегические бизнес-планы, в которые в обязательном порядке должны содержать следующие тенденции развития и направления:
1. За счет слияния–поглощения ряда типографий и усиления лидерских позиций ведущих субъектов рынка формирование новых крупных полиграфических комплексов с единой нормативно-правовой основой деятельности;
2. Реализация в издательской сфере бизнес–модели «печать по требованию» и создание «банков- контентов» на наиболее перспективных предприятиях полиграфии;
3. Поиск инновационных бизнес-моделей в гармонии с окупаемости и спроса на новую печатную продукцию.
Тенденции развития предприятий должны быть направлены
– на повышение производительности и конкурентоспособности за счет оптимизации и автоматизации производства, интеграции печатных и отделочных процессов, контроля и оптимизации запасов и отходов;
– на создание новых медиа-изделий с интерактивными носителями;
– на создание совершенной и привлекательной «немедийной» продукции.
Список литературы
1. Орлов А.И. Экономика и организация производства. – М.: Экзамен, 2012.
2. Родрик Д. Промышленная политика в XXIвеке. – М.: 2010. http://lukyanenko.at.ua/_ld/1/189 .pdf
3. Роспечать – официальный сайт 2015. Отраслевой доклад Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2015.html (дата обращения 07.02.2016)
4. Субботина О.А. Стратегическое бизнес-планирование на полиграфических предприятий.– Автореф. дис. канд. эконом. наук. — Москва, 2009. —18 с.