Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Для российских предпринимателей процессы диверсификации уже не являются чем-то новым, однако в условиях  кризиса, когда практически любые шаги становятся стратегическими, не все представляется ясным и понятным.

В условиях современного кризиса актуальность диверсификации резко возрастает. Это связано со стремлением организаций, сохраняя на минимально возможном уровне традиционный бизнес, обезопасить себя от банкротства.

Диверсификация предприятия является одним из вариантов стратегического развития. Диверсификация - это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих [3]. Эффект от диверсификации следует оценивать не по результатам текущей деятельности предприятий, а сточки зрения его перспективного развития. Это означает, что конкретный выбор вариантов диверсификации предприятия определяется его стратегическими ориентирами, позволяющими наилучшим образом реализовать ресурсы предприятия. Диверсификация и ее  стратегия должны обеспечивать экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции 

При этом необходимо учесть, что единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому и определение его стратегии также оригинально, т.к. зависит от позиции предприятия на рынке, его потенциала, динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции, состояния экономики и других факторов. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары, работы и услуги не связанные с основной деятельностью предприятия.

Для того чтобы бизнес сохранил устойчивость в условиях кризиса, необходимо развивать разные сферы деятельности. Прежде чем принять решение о диверсификации бизнеса, нужно обозначить цели, стратегии, всевозможные риски и объем привлеченных ресурсов для этих целей. Если у компании возникают препятствия в освоенной ей отрасли, то есть смысл рассмотреть возможность диверсификации существующего бизнеса. [Error! Reference source not found.]

В таком случае необходимо принять решение о вложении средств из основной отрасли в смежную деятельность компании. Параллельно с принятием решения о диверсификации бизнеса, нужно определить ее вид, охват и размер денежных вливаний, требующихся для ее реализации. Необходимо разработать план действий и решить, каким видом бизнеса заниматься, в каких объемах вкладывать денежные средства, расширять бизнес в одном или нескольких направлениях. Проведение экспертизы планируемых мероприятий имеет большое значение для расширения бизнеса. Необходимо провести оценку прибыльности инвестиций сфер предпринимательской деятельности, которыми компания хочет заниматься. Желательно провести анализ деятельности компаний-конкурентов, а также определить сроки получения доходов от вида диверсификации.

Диверсификация бизнеса может идти в двух направлениях. Диверсификация производства, то есть осваивание новой продукции, новых методов производства, с целью увеличения доходности компании, ее эффективности и недопущения банкротства. А второе - вложение денег в различные типы активов для того, чтобы снизить до минимума всевозможные риски, например: в ценные бумаги, в основные средства и т.д. [1]. Большая часть фирм, относящихся к субъектам  малого и среднего  предпринимательства, идут по первому направлению диверсификации бизнеса, т.е. развивают новые направления деятельности, при этом укрепляя существующие направления бизнеса.

До того, как руководство компании примет решение о диверсификации, немаловажно разобраться в ее положительных и отрицательных аспектах. Основные достоинства диверсификации: она способна помочь компании уцелеть на протяжении длительного времени; она дает компании возможность увеличить ассортимент товаров или услуг; она обеспечивает дополнительные денежные потоки и служит для результативного применения имеющихся ресурсов. Но у диверсификации есть и минусы:

–           для успешности ведения бизнеса диверсификацию нужно проводить в крупных масштабах; сотрудники компании могут не обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками для того, чтобы результативно заниматься производством новой продукции;

–           необходимость существенных финансовых вложений в новое производство;

–           диверсификация является стратегией роста, т.к. для извлечения прибыли потребуется время.

Таким образом, диверсификация позволяет добиться использования накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и организацию новых видов производства, проникновению в другие отрасли.

С экономической точки зрения, диверсификация позволяет добиться развития производства или прироста объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем.

Так же диверсификация позволяет фирме более эффективно использовать свой капитал, расширить поле деятельности для управленцев и иметь достаточно возможностей для дальнейшего роста. Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может привнести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Конечная цель диверсификации – добиться в будущем повышения показателей экономическойэффективности при полном использовании ресурсов.



Список источников

 

1.              Диверсификация бизнеса – особый путь преодоления кризиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/8714-diversifikatsiya-biznesa (дата обращения: 28.01.2017).

2.          Кузьменко С.В. Диверсификация производственной деятельности предприятия и эффективность  предпринимательской  деятельности  [Электронный  ресурс].  Режим  доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/94b.pdf (дата обращения: 25.01.2017);

3.          Петров А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.de/books?isbn=5469001636 (дата обращения: 24.01.2017);