19 марта 2017г.
Социальная реклама как часть развития общественного мнения, усилена государственной идеологией, повышением роли властных и государственных структур. Ряд аналитиков выделяют влияние социальной рекламы, на общественное сознание, изменяя моральные и поведенческие нормы, нося предупреждающий и информационный характер.[1]
Круг общественных проблем, охваченных социальной рекламой, довольно широк, и к ним относят:
1) пропаганду определенного образа жизни, 2) соблюдение законов и формирования законопослушания, 3) патриотическое воспитание в целях интереса государства, 4) создание общественных приоритетов и ценностей, 5) привлечение членов общества к участию в социальной жизни и т.д.
«Отец» рекламы Дэвид Огилви, цитируя своего современника Говарда Госсаджа, приводит следующую цитату: «Реклама оправдывает свое существование, когда используется в общественных интересах, это слишком мощный инструмент, чтобы использовать его исключительно в коммерческих целях»[2], говоря о исторически сложившейся функции социальной рекламы призванной влиять на социальные, экологические, экономические проблемы общества с помощью различных средств коммуникации.
В России социальная реклама за последние годы заметно развилась, предпочтение ей отдают не только государственные структуры, общественные организации, но и коммерческие предприятия. Как и любая сфера социальная реклама в свой деятельности сталкивается с рядом проблем: 1) отсутствие государственной концепции социальной рекламы; 2) непринятие населением социальной рекламы, как способа изменить общественное мнение; 3) отсутствие единого органа, координирующего деятельность в этой сфере;4) низкий уровень активности субъектов; 5) не использование должным образом практической значимости социальной рекламы современными организациями; 5) затратность и отсутствие мгновенного эффекта как от коммерческой рекламы.
Учитывая, вышеперечисленные проблемы и особенности социальной рекламы как фактора развития общества, можно выделить следующие ее функции, позволяющие более полно раскрыть ее содержание:
информационная - информирование граждан с целью влияния на общественное мнение о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней внимания;
экономическая - стремление достичь экономически выгодных государству результатов в долгосрочной перспективе, поскольку устранение и профилактика социальных проблем ведет к благосостоянию государства;
просветительская - распространение, привитие определенных социальных ценностей в обществе и объяснение проблемы, ее источников и путей решения;
социальная - формирование общественного сознания и мнения, что приводит к изменению поведенческой модели;
эстетическая – формирование вкуса аудитории с целью пропаганды в интересах как самого общества, так и производителей товаров и услуг[3].
Исследование, проведенное на одном из маркетинговых порталов России, выявило, что каждый третий человек считает социальную рекламу никому не нужной разновидностью рекламной деятельности, и что она не оказывает должного влияния на формирование новых ценностей и установок[4]. Исходя из этого, можно сделать вывод, о том что с одной стороны, социальная реклама призвана менять отношение огромной массы населения, с другой - люди на нее мало обращают внимание, что накладывает больше требований на ее создание, чем на рекламу коммерческого типа.
Проблема восприятия социальной рекламы населением актуальна в республике Дагестан (РД). Проводя анализ использования социальной рекламы в РД, пришли к выводу, что она схожа со многими российскими регионами, и направлена на: 1) создание благоприятного образа и лояльного отношения к государственным структурам; 2) создание элементов образовательной программы, пропагандирующего вопросы экологии, семьи, религии; 3) трансляцию общественных приоритетов и ценностей, основанных на местных традициях; 4) взаимоуважительное отношение внутри общества независимо от национальной принадлежности; 5) борьбу с терроризмом и т.д.
В качестве основы социальной рекламы в РД выступает осязаемый или неосязаемый социальный продукт (идеи, ценности, отношения), предназначенный для осуществления определенных изменений в сознании и поведении общественных групп. Такие изменения происходят не сразу, и требуют больших материальных и людских затрат так, например, за полтора года в республике, проведено более 1 000 социально-культурных мероприятий, фестивалей, конкурсов и турниров, направленных на поддержку талантливой молодежи, развитие физической культуры и спорта, создаются центры традиционной культуры народов России. Это деятельность направлена на популяризацию государственных органов в глазах общественности, и этому способствует социальная реклама.
Для регулирования социальной и других видов рекламы в республике создана единая служба «Управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города» деятельность которой направленная на: 1) формирование и осуществление единой политики в области наружной рекламы, визуальной информации и художественного оформления; 2) участие в разъяснении политики государственных и общественных структур республики, местного самоуправления; 3) формирование позитивного образа Республики Дагестан; 4) изучение общественного мнения, тенденций и направлений в развитии рекламного процесса в РД; 5) обеспечение качественного и эффективного информационного обслуживания населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и коммерческих организаций.
Не маловажной особенностью дагестанской социальной рекламы является преобладание в ней религиозной направленности. Религиозную рекламу в РД реализует ДУМД (духовное управление мусульман Дагестана) при поддержке администрации республики. Основная работа в этой сфере направлена на: проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам религии, информационной и духовной борьбы с терроризмом, празднования различных религиозных праздников и т.д.
Использование социальной рекламы в этой сфере обусловлено значением религии в жизни общества. Все религиозные отношения, в конечном счете, являются одним из видов социальных отношений, и при любых условиях религиозные институты, помимо религиозных функций, выполняли и социальные функции, т. е. действовали как социальные институты[5].
В республике, как и во многих регионах России, проводятся различные мероприятия и конкурсы, по привлечению молодежи к проблемам социальной рекламы, причем эти конкурсы носят систематический характер и осуществляются Комитетом по спорту, туризму и делам молодежи. В этом году состоялся муниципальный этап VI Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд».
Эти конкурсы проводятся в целях вовлечения молодежи в сферу социального творчества, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, содействия формированию у молодежного сообщества активной гражданской социально ответственной позиции, укрепления межнационального согласия, пропаганды активного и здорового образа жизни, популяризации инновационной модели поведения, науки, культуры, спорта, туризма, а также популяризации среди молодежи социальной рекламы посредством размещения работ победителей конкурса в СМИ.
Во многих регионах созданы общественные движения, занимающие вопроса социальной рекламы и пропаганды, в республике Дагестан местные общественные организации отсутствуют, функционируют представительства крупных российских общественных организаций или политических партий, которые ведут активную работу в этой сфере.
Проанализировав особенности социальной рекламы в республике Дагестан, пришли к следующему выводу: в республике огромный потенциал развития, поскольку она является мощным инструментом формирования общественного мнения. В данный период проблемы социальной рекламы актуальны в современном обществе, и именно социальная реклама способствует поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе – развитию новых экономических связей и построению гражданского общества.
1Center-yf.ru
2ttp://www.sociama.ru/stati/vidy-sotsialnoj-reklamy
3Энциклопедия маркетинга // Социальная реклама http://www.marketing.spb.ru 4Маркетинговый портал. Справочник для бизнеса. 5http://referatwork.ru/sociology-lekcii
Список литературы
1. Антипов К. В.Основы рекламы: учебник. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»2017 г.
2. Аронсон О. "О социальной рекламе" // [Электронный ресурс] www.socreklama.ru
3. Кузнецов П.А. Социальная реклама. Теория и практика: учебное пособие. — Юнити-Дана, 2012.— 175 с. — ISBN 978-5-238-01829-4.
4. Center-yf.ru
5. Энциклопедия маркетинга // Социальная реклама http://www.marketing.spb.ru
6. http://www.sociama.ru/stati/vidy-sotsialnoj-reklamy
7. http://www.markint.ru/indoor-reklama
8. http://referatwork.ru/sociology-lekcii
9. http://adindustry.ru/doc/1132Индустрия рекламы // социальная реклама
10. Социальная реклама. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/doc