20 марта 2018г.
В современной России существуют две острые проблемы, которые определяют социально- экономическое развитие страны: проблема бедности и миграции. Мы считаем, что именно бедность, неудовлетворенность своим положением в обществе приводит к желанию мигрировать в поиске более приемлемого уровня жизни. В связи с этим, следует определить характер взаимосвязи между данными категориями.
Мы предлагаем оценить степень взаимозависимости бедности и миграции, используя коэффициент корреляции. Этот способ довольно простой и универсальный, однако способный подтвердить зависимость между интересуемыми параметрами. Данные взяты за период 2000-2015 гг., так как в этот период была установлена методология оценки уровня бедности на основе прожиточного минимума.
Таблица 1
Амбивалентность уровня бедности и миграции [2]
Год
|
Количество
прибывших человек в Россию
|
Численность населения
с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
|
Количество прибывших
человек в Россию из зарубежных стран
|
Миграционный
прирост
|
2000
|
2662329
|
42300000
|
359330
|
241755
|
2001
|
2334034
|
40000000
|
193450
|
81781
|
2002
|
2201914
|
35600000
|
184612
|
87149
|
2003
|
2168168
|
29300000
|
129144
|
43884
|
2004
|
2117434
|
25200000
|
119157
|
41275
|
2005
|
2088639
|
25400000
|
177230
|
107432
|
2006
|
2122071
|
21600000
|
186380
|
132319
|
2007
|
2284936
|
18800000
|
286956
|
239943
|
2008
|
2215945
|
19000000
|
281614
|
242106
|
2009
|
1987598
|
18400000
|
279907
|
247449
|
2010
|
2102304
|
17700000
|
191656
|
158078
|
2011
|
3415055
|
17900000
|
356535
|
319761
|
2012
|
4196143
|
15400000
|
417681
|
294930
|
2013
|
4496861
|
15500000
|
482241
|
295859
|
2014
|
4663427
|
16100000
|
590824
|
299990
|
2015
|
4734523
|
19100000
|
598617
|
245384
|
Коэффициент корреляции (Количество прибывших человек в Россию; Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) равен значению -0,43. Коэффициент корреляции (Количество прибывших человек в Россию из зарубежных стран; Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) равен значению -0,43. Коэффициент корреляции (Миграционный прирост; Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) равен значению -0,57.
Полученные расчеты оценивают амбивалентность между бедностью и миграцией на среднем уровне, отражая отрицательную зависимость, то есть чем меньше уровень бедности, тем больше миграционный прирост. Данный результат является непротиворечивым, так как развитость страны и благоприятный социально-экономический климат являются, на наш взгляд, ключевыми факторами для роста миграции.
Россия является привлекательной в миграционном плане страной. Данная тенденция показана на графике 1, отражающем численность прибывшего населения в Россию за период 2000-2015 гг.
Как показывают данные Росстата, Россия за последний период 2000-2015 гг. приняла 31
945 742 человек. За этот же период времени из страны выехало 27 790 353 человек, что, таким образом, составило миграционный оборот 4 155 389 человек [1].
Для более детального анализа, по нашему мнению, необходимо систематизировать страны, из которых направляются самые высокие потоки миграции.
Таблица 2
Численность мигрантов, прибывших из зарубежных стран в 2015 году
Азербайджан
|
24326,00
|
8
|
Армения
|
45670,00
|
5
|
Беларусь
|
17741,00
|
9
|
Казахстан
|
65750,00
|
3
|
Киргизия
|
26045,00
|
7
|
Республика Молдова
|
34026,00
|
6
|
Таджикистан
|
47638,00
|
4
|
Туркмения
|
6539,00
|
12
|
Узбекистан
|
74242,00
|
2
|
Украина
|
194180,00
|
1
|
Абхазия
|
2267,00
|
17
|
Австралия
|
89,00
|
54
|
Австрия
|
122,00
|
51
|
Афганистан
|
831,00
|
25
|
Бангладеш
|
83,00
|
55
|
Болгария
|
392,00
|
35
|
Венгрия
|
58,00
|
56
|
Вьетнам
|
4012,00
|
14
|
Германия
|
3976,00
|
15
|
Греция
|
557,00
|
30
|
Грузия
|
7038,00
|
11
|
Египет
|
394,00
|
34
|
Замбия
|
248,00
|
43
|
Израиль
|
1077,00
|
23
|
Индия
|
2894,00
|
16
|
Иордания
|
302,00
|
38
|
Ирак
|
652,00
|
28
|
Испания
|
279,00
|
41
|
Италия
|
425,00
|
32
|
Йемен
|
295,00
|
39
|
Канада
|
189,00
|
47
|
Китай
|
9043,00
|
10
|
Корейская Народно- Демократическая Республика
|
6079,00
|
13
|
Куба
|
101,00
|
53
|
Латвия
|
1533,00
|
19
|
Ливан
|
170,00
|
49
|
Литва
|
790,00
|
26
|
Марокко
|
1059,00
|
24
|
Монголия
|
282,00
|
40
|
Нигерия
|
605,00
|
29
|
Норвегия
|
55,00
|
57
|
Пакистан
|
214,00
|
45
|
Палестина
|
169,00
|
50
|
Перу
|
52,00
|
58
|
Польша
|
194,00
|
46
|
Республика Корея
|
496,00
|
31
|
Сербия
|
682,00
|
27
|
Сирийская Арабская Республика
|
1221,00
|
21
|
Соединенное Королевство (Великобритания)
|
273,00
|
42
|
США
|
1084,00
|
22
|
Турция
|
2091,00
|
18
|
Финляндия
|
401,00
|
33
|
Франция
|
360,00
|
36
|
Чешская Республика
|
180,00
|
48
|
Швеция
|
116,00
|
52
|
Эстония
|
1283,00
|
20
|
Южная Осетия
|
342,00
|
37
|
Япония
|
221,00
|
44
|
Составлено автором на основе проведенного анализа
Итак, самая высокая миграция из зарубежных стран в Россию наблюдается преимущественно из стран СНГ (Украина, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Республика Молдова, Киргизия, Азербайджан, Беларусь).
С одной стороны, переселение людей из бедных стран в более развитые – процесс довольно простой, однако, с другой стороны, вызывает целый ряд издержек, которые должна учитывать политика той или иной страны.
·
усиление конкуренции за рабочие места и в целом влияние на рынок труда. В связи с этой проблемой стоит более детально рассмотреть как влияет прирост миграции на уровень безработицы, используя коэффициент корреляции. В рамках данного метода мы рассмотрели указанные параметры за период 2000-2015 гг. и в результате получили значение -0,64, которое отражает среднюю отрицательную связь. Итак, тем меньше уровень бедности в стране, чем больше миграционный прирост, и наоборот.
·
демпинг на рынке трудовых ресурсов и в сфере услуг приводит к снижению заработной платы местных работников;
·
мигрантами оказывается дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру страны: школы, медицинские учреждения и др.;
·
в результате использования дешевой рабочей силы отпадает необходимость внедрения трудосберегающих технологий, это в свою очередь приводит
к снижению производительности и эффективности труда;
·
часть своих сбережений мигранты отсылают на родину, что означает отток средств из экономик принимающей страны;
·
массовые экономические и уголовные правонарушения, распространение теневой экономики и проблемы скрытых доходов, что не позволяет учитывать реальную статистику доходов;
·
межнациональные конфликты;
На наш взгляд,
для того, чтобы миграция положительно складывалась на социально-экономическом развитии страны, необходимо реализовать следующие мероприятия:
·
создание
новых рабочих мест, чтобы мигрирующая сила не была ущемлена, и в то
же
время не влияла на занятость коренного населения;
·
осуществление контроля над миграционными потоками с учетом социально-экономических особенностей страны и национальной специфики;
·
усовершенствование системы адаптации и вовлечение мигрантов в культурологическую специфику принимающей страны (изучение русского языка, истории, культуры, традиций);
·
совершенствование законодательства в области миграции;
·
разработка региональных и федеральных программ, организация их финансирования и выполнения, с учетом их взаимодействия.
Таким образом, взаимозависимость миграции и бедности позволяет судить нам о том, что бедность может являться как причиной к миграции, так и ее следствием.
Список литературы
1.
Миграционные потоки в России за 2015 г. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
2.
Общие итоги миграции населения Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
3.
Численность прибывшего
населения на территорию России за период 2000-2015 гг. Федеральная служба
государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#