Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2018г.

Пенсионный фонд России (ПФР) – это один из крупнейших и наиболее важных централизованных фондов России, который осуществляет пенсионное обеспечение населения.

Пенсионный фонд имеет широкое воздействие на экономику всей страны, так как его главной целью является обеспечение заработанного человеком уровня жизненных благ путем накопления и перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями может гарантировать себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели [1].

Главное задачей ПФР является солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить поддержку уровня жизни человека, который он заработал, во времени (сегодняшние работники обеспечивают тех, кто уже вышел на пенсию).

В системе ПФР трудится более 100 000 работников [2]. Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением фонда и его Исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами, территориальные управления Пенсионного фонда РФ являются отдельными юридическими лицами [3] Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. [4]

В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 76,4 млн застрахованных работников и свыше 42,9 млн чел. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,6 млн работодателей страхователей и 3,8 млн самозанятых страхователей. [2] Доходы бюджета ПФР на 2018 год составляют 8 333 287 855,5 тыс. рублей, а расходы – 8 439 861 756,8 тыс. рублей, т.е. существует дефицит бюджета, примерно, в размере 106 573 901,3 тыс. рублей [5]

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет [6, п. 1 ст.17]:

    страховых взносов;

    средств федерального бюджета;

    сумм пеней и иных финансовых санкций;

    доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

    добровольных взносов организаций и физических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

    средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;

    средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;     иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

    работодатели предприятия, учреждения, организации;

    крестьянские хозяйства;

    родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    индивидуальные предприниматели;

    нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

Для экономики страны ПФР является социально необходимым институтом, который делает большой вклад в финансирование платежеспособности зачастую нетрудоспособного и нуждающегося в поддержке населения. Именно благодаря пенсионной системе происходит разрешение вопросов, которые чистая рыночная экономика не в состоянии уладить самостоятельно.

Современный механизм формирования одной из самых важных пенсии по старости представлен на рисунке 1. Т.к. именно на выплаты на пенсии по старости у ПФР уходит наибольшее количество средств, то необходимо понимать, как накапливается эта форма социальной поддержки. Из фонда оплаты труда работодатель перечисляет 22% (сверх зарплаты) в ПФР, которые для людей, родившихся до 1966 года, идут на страховую часть (16%) и солидарную часть пенсии (6%). Для родившихся после 1967 года отчисления идут на солидарную часть (6%), на страховую часть (14 или 10%) и на накопительную (2 или 6%).



Согласно глобальному пенсионному индексу (Global Retirement Index), Россия остается одной из худших стран в мире для пенсионеров. В рейтинге этого года, в который вошли 43 страны, Россия заняла 40-ю строчку. Рейтинг измеряет, насколько комфортно выходить на пенсию в той или иной стране. [6] Это показывает, что данная система пенсионного страхования неэффективна и нуждается в реформировании. К такой системе шли 25 лет, а балльную систему разрабатывали 5 лет, но на Российском инвестиционном форуме в Сочи председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что нынешняя формула так и не смогла заработать в полной мере. Действующая система, основанная на баллах дестимулирует человека для достижения высокой заработной платы и увеличения стажа, т.к. есть ограничения в баллах, которые он может заработать.

В то же время глава ПФР Антон Дроздов считает, что при реформировании системы граждане не пострадают в любом случае. Он также согласен с необходимостью поднастройки ПФР.

Как утверждает заместитель председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, «все деньги в Пенсионном фонде есть. У нас заложены средства на исполнение всех обязательств». Также она отмечает, что абсолютный приоритет, который стоит перед пенсионной системой, — это рост пенсий до 2,5 прожиточных минимумов. В современных ценах это около 25 тысяч рублей. Об этом было сказано на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Т.е. вице-премьер по социальным вопросам заявляет, что они намерены повысить пенсию чуть ли не в 2 раза, при этом имея дефицитный бюджет Пенсионного фонда России и не предлагая разумного плана действий.

Несмотря на такое заявление, остается вопрос о “замороженной” в 2014 году накопительной части пенсии, которая приостановлена на период кризиса, который по идее закончился, и экономика уже показывает умеренный рост. Но пенсионный мораторий в начале 2018 года был продлен до 2020-го года

Кажется, что абсолютно все видят назревшую проблему необходимости поднятия пенсионного возраста, но О. Ю. Голодец ответственно заявляет, что в думе такой вопрос не обсуждается и даже ни в одном законопроекте не фигурирует. Такой подход кажется странным, ведь при нынешней экономической ситуации, при современном уровне производительности и эффективности труда и уверенной тенденции к росту доли пожилых людей в общей массе населения точно приведет к неспособности ПФР выполнять свои обязательства, поскольку сама система формирования не рассчитана на такие пропорции трудоспособного населения.

Эксперты института РАНХиГС полагают, что отсутствие изменений в пенсионной системе приведет к падению размера реальных пенсий и росту налоговой нагрузки на работающих россиян.

Но на самом деле ряд экспертов считает, что меры по увеличению пенсионного возраста откладываются лишь из-за выборов президента. В СМИ уже проскальзывает информация, что с 2019 года могут начать прибавлять для мужчин по 3 месяца в год и по 6 – для женщин. Продолжаться это должно будет до того, как возрастная планка не достигнет 65 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что тот же Российский инвестиционный форум, прошедший в Сочи, показывает, что либо у правительства нет конкретного плана действия в области пенсионного страхования, либо они пока не хотят раскрывать все карты. В любом случае мера по поднятию пенсионного возраста неизбежна, т.к. система просто не справится с существующими диспропорциями демографии населения. Уже сейчас фонд финансирует дефицит при помощи сторонних ресурсов, не обеспечивая самодостаточность бюджета. Также вполне вероятна отмена многострадальной балльной системы, не проявившей себя в должной мере, и переход к банальной мотивации труда через рабочий стаж, уровень заработной платы и размеру отчислений в ПФР.

 

Список литературы

 

1)                   Малева Т.М. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы: учебное пособие / Т.М. Малева, О.В. Синявская. – 1-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 74 с.

2)                   "О Пенсионном фонде"[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pfrf.ru

3)                   Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2001, ст.5

4)                   Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 21221 // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2001, ст.5

5)                   Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 363-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

6)                   Глобальный пенсионный индекс / 2017 Natixis Global Retirement Index. An in-depth assessment of retirement security in the developed world - 2017 NGAM Distribution - cтр. 44

7)                   "Российский Инвестиционный Форум" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusinvestforum.org/

8)                   Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gks.ru/.

9)       Макроэкономика. Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» /Отв. ред. М.Л. Альпидовская, Н.В. Цхададзе - Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.