Актуальность учета стратегического инновационного риска определяется тем, что индустрию транспорта во всем мире ожидают большие перемены уже в ближайшие годы. Сама мировая транспортная система устарела морально, а некоторые ее элементы устарели технически уже давно, так как вносимые изменения не затрагивали основ системы. Современные транспортные системы должны создаваться и развиваться на основе совместного развития транспортной инфраструктуры и научного исследования транспортных проблем, содействия инновациям на транспорте. В связи с этим необходимо проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, выбирать гармонизированные технические параметры инновационного транспортного развития, что позволит снизить операционный инновационный риск и, как следствие, операционный риск конкурентоспособности транспорта.
Для программ инновационного развития железнодорожного транспорта в качестве основных плановых целевых показателей инновационной деятельности установлены контрольные параметры, в частности показатели обновления подвижного состава (таблица 1) [1, с.102].
Таблица 1 - Плановые показатели обновления подвижного состава на 2015 гг*. (*Информационно-статистический бюллетень Транспорт России январь-декабрь 2014 г).
|
Показатель |
Значение показателя |
|
Локомотивы, единиц |
3850 |
|
Грузовые вагоны, тыс. вагонов |
347 |
|
Пассажирские вагоны, вагонов |
3430 |
Для оценки операционных стратегических инновационных рисков транспорта выделяем две основные позиции: «Обновление подвижного состава» (ресурсная составляющая) и «Финансирование НИОКР».
Показатели обновления оборудования в рамках реализации Стратегии 2030 представлены в таблице 2 [1, с.102 - 103].
Таблица 2 – Показатели обновления подвижного состава транспорта России
|
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
Индекс динамики |
|
|
|
|
|
(2014 к 2012 гг.) |
|
Железнодорожный транспорт |
||||
|
Тепловозы магистральные, секции |
42 |
66 |
72 |
1,714 |
|
Электровозы магистральные, шт. |
318 |
389 |
475 |
1,494 |
|
Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт. |
71,7 |
60,1 |
65,1 |
0,908 |
|
Вагоны пассажирские, шт. |
880 |
760 |
853 |
0,969 |
|
Автомобильный транспорт |
||||
|
Автобусы, тыс. шт. |
58,6 |
53,2 |
43,2 |
0,737 |
|
Автомобили грузовые, тыс. шт. |
151 |
154 |
207 |
1,371 |
|
Воздушный транспорт |
||||
|
Гражданские самолеты, шт. |
60 |
107 |
95 |
1,583 |
На основе изучения практики обновления оборудования в рамках реализации стратегий и специальных программ была предложена шкала для балльной оценки индексов динамики (таблица 3) [1, с.103].
Таблица 3 – Шкала оценки инновационного потенциала хозяйствующих субъектов транспорта России по позиции «Обновление подвижного состава»
|
Вид транспорта |
Оценка лучшего индекса обновления |
Оценка значений индексов |
|
|
Железнодорожный |
(it) ≥ 2 – 25 баллов |
За каждые 0,2 пункта ухудшения снимать 5 баллов |
показателей |
|
Автомобильный |
(it) ≥ 2 – 50 баллов |
За каждые 0,2 пункта ухудшения снимать 10 баллов |
показателей |
|
Воздушный |
(it) ≥ 2 – 100 баллов |
За каждые 0,1 пункта ухудшения снимать 10 баллов |
показателей |
В таблице 4 представлена оценка инновационного потенциала транспорта по позиции «Обновление подвижного состава».
Таблица 4 - Оценка инновационного потенциала и инновационного риска транспорта России по позиции «Обновление подвижного состава»
|
Железнодорожный транспорт |
Автомобильный транспорт |
Воздушный транспорт |
||||||
|
Оборудование |
(it) |
балл ы |
Оборудование |
(it) |
баллы |
Оборудование |
(it) |
балл ы |
|
Тепловозы магистральные, секции |
1,714 |
17,5 |
Автобусы, тыс. шт. |
0,737 |
0 |
Гражданские самолеты, шт. |
1,583 |
60 |
|
Электровозы магистральные, шт. |
1,494 |
12,5 |
Автомобили грузовые, тыс. шт. |
1,371 |
20 |
|
|
|
|
Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт. |
0,908 |
0,0 |
|
|
|
|
|
|
|
Вагоны пассажирские, шт. |
0,969 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
30 |
|
|
20 |
|
|
60 |
|
Риск, баллы |
|
70 |
|
|
80 |
|
|
40 |
На основе изучения практики финансирования реализации стратегий, программ развития и специальных программ была предложена простая шкала для балльной оценки индексов выполнения плана: 100%-е выполнение плана – 100 баллов. Ухудшение показателя на 10% - снимаем 10 баллов [1, с.104].
В таблице 5 представлена оценка инновационного потенциала транспорта по позиции «Финансирование НИОКР».
Таблица 5 - Оценка инновационного потенциала и инновационного риска транспорта России по позиции «Финансирование НИОКР» в 2014 г., млн. руб.
|
Виды транспорта |
План |
Кассовые расходы |
Выполнение, % |
Оценка, баллы |
Риск, баллы |
|
Транспорт отраслей Минтранса России |
2842,4 |
1567,9 |
55,2 |
55 |
45 |
|
Железнодорожный транспорт |
1713,6 |
708,8 |
41,4 |
41 |
59 |
|
Автомобильный |
747,1 |
484,9 |
64,9 |
65 |
35 |
|
Воздушный |
102,9 |
44,6 |
43,3 |
43 |
57 |
Для оценки операционных стратегических инновационных рисков по видам транспорта интегрируем оценки по позиции «Обновление подвижного состава» и по позиции «Финансирование НИОКР», присвоив им уровни значимости соответственно: 0,6 и 0,4. (таблица 6) [1, с.105].
Таблица 6 – Интегральная оценка инновационных рисков транспорта
|
Вид транспорта |
Алгоритм расчета |
Оценка, балл. |
|
Железнодорожный транспорт |
70*0,6 + 59*0,4 |
66 |
|
Автомобильный |
80*0,6 + 35*0,4 |
62 |
|
Воздушный |
40*0,6 + 57*0,4 |
47 |
1. Чепига, Ю.В. Оценка стратегических операционных рисков хозяйствующих субъектов транспорта [Текст]: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 25.12.2015: утв. 23.06.2016/Чепига Юлия Владимировна.- Новосибирск, 2015.- 130 с.