Аннотация. В статье проводится оценка динамики числа организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, на федеральном и региональном уровне. Анализируется динамика и состав основных текущих затрат предприятий на НИОКР. Исследуются затраты на НИОКР предприятий по видам работ (фундаментальные, прикладные исследования и разработки). Рассматриваются меры государственной поддержки развития научных исследований в различных отраслях промышленности.
Ключевые слова: инвестиции, инновации, НИОКР, текущие затраты на НИОКР, фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
В современных условиях особое значение приобретает обеспечение высокой конкурентоспособности предприятия на мировой арене. Значительные конкурентные преимущества современным предприятиям могут обеспечить лишь инновации и научно-исследовательские разработки в этой сфере, поэтому необходимость вложений в НИОКР приобретает особую актуальность. Крайне важным в условиях введения санкций странами ЕС против России становится государственный механизм стимулирования инвестиционной активности предприятий в НИОКР.
За последние пять лет в России число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, возросло на 13,4% и составило 4 175 организаций (рис. 1). Примечательно, что значительный прирост числа организаций, осуществляющих НИОКР, приходится на 2015 год – темп роста составил 15,8% к уровню 2014 года в то время, как в 2012-2014 гг. наблюдается тенденция спада активности предприятий в сфере НИОКР.
На региональном уровне также прослеживается общероссийская тенденция. Для Приволжского федерального округа в 2011-2015 гг. характерна динамика роста числа организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, с 597 ед. до 715 ед., или на 19,8%, при этом только за 2015 год число таких организаций возросло на 15,5%.
Рис. 1. Динамика числа организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в 2011-2015 гг. [4]
В Республике Татарстан пик активности организаций в сфере НИОКР приходится на 2013 год, в 2014-2015 гг. наблюдается спад числа инновационных предприятий с 127 ед. до 121 ед., или на 4,7%. При этом 2015 год, как и на федеральном уровне, также характеризуется подъемом активности в сфере НИОКР.
Рост активности в сфере НИОКР в 2015 году связан с увеличением финансовой поддержки государства согласно программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [2]. Программа направлена в том числе и на поддержку научно-технической деятельности и инноваций в России, в том числе субсидирование НИОКР, стимулирование спроса на инновации, размещение госзаказа на НИОКР, стимулирование внедрения инноваций и поддержку инжиниринга.
На региональном уровне проводится реализация комплексных инвестиционных планов, предоставляется прямое финансирование, венчурное, долговое, субсидии, государственные гарантии.
Затраты предприятий России на исследования и разработки, выполненные собственными силами, включая текущие и капитальные затраты в течение последних пяти лет имеют постоянную тенденцию роста. За 2011-2015 гг. затраты на НИОКР возросли на 49,8% среди российских предприятий, на 51,7% среди предприятий Приволжского федерального округ и на 41,5% для предприятий Республики Татарстан (рис. 2).
Рис. 2. Динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2011-2015 гг., млн. руб. [4]
Около половины всех затрат предприятий на научные исследования и разработки занимают расходы на оплату труда исследователей, при этом стоит отметить сокращение доли таких затрат в 2011-2015 гг. с 48,5% до 46,6% к концу 2015 года (таблица 1). Среди расходов на научные исследования и разработки предприятий около 12% занимают страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), около 18-20% - материальные затраты, связанные с реализацией научных исследований и разработок, 18-19% - прочие текущие затраты. Расходы на приобретение оборудования не превышают 4% от всех затрат предприятий на НИОКР.
Таблица 1 Состав внутренних текущих затрат предприятий России на научные исследования и разработки по видам затрат, % [4]
|
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменение 2015 к 2011,% |
|
Общая величина внутренних текущих затрат, в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
|
Оплата труда |
48,5 |
47,0 |
47,8 |
46,8 |
46,6 |
-1,9 |
|
Страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС |
12,1 |
11,5 |
11,8 |
11,6 |
12,2 |
0,1 |
|
Приобретение оборудования |
3,5 |
3,9 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
-0,2 |
|
Другие материальные затраты |
17,9 |
18,9 |
19,2 |
19,9 |
18,5 |
0,6 |
|
Прочие текущие затраты |
18,0 |
18,7 |
17,8 |
18,4 |
19,4 |
1,4 |
Особое значение в практике применения мер государственной поддержки НИОКР в России приобретает возможность повышенного вычета расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5 для целей налога на прибыль, предоставляемого в соответствии со статьей 262 Налогового кодекса РФ [1]. Использование данного вычета позволяет предприятиям сократить платежи по налогу на прибыль до 10% от величины расходов на НИОКР.
В сфере НИОКР выделяют три основных вида работ: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Рассматривая структуру затрат по видам работ можно отметить, что большинство затрат предприятий приходится на разработки (61-65%) и их доля в структуре расходов на НИОКР с каждым годом растет. Затраты на прикладные исследования не превышают 20%, а популярность фундаментальных исследования сокращается и составляет не более 15-18% в структуре расходов предприятий на НИОКР (таблица 2).
Таблица 2 Состав внутренних текущих затрат предприятий России на научные исследования и разработки по видам работ, % [4]
|
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменение 2015 к 2011,% |
|
Общая величина внутренних текущих затрат, в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
|
Фундаментальные исследования |
18,8 |
16,5 |
16,4 |
16,4 |
15,5 |
-3,4 |
|
Прикладные исследования |
19,9 |
19,7 |
19,1 |
19,5 |
19,9 |
- |
|
Разработки |
61,3 |
63,7 |
64,5 |
64,1 |
64,7 |
3,4 |
В настоящее время перечень расходов на научные исследования и разработки планируется расширить. Поправки в статьи 251 и 262 Налогового кодекса внесло в Госдуму правительство. В перечень предлагается включить затраты на покупку исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец по договору отчуждения либо по лицензионному договору. В состав расходов на оплату труда работников, участвующих в исследованиях, добавляются страховые взносы, премии и надбавки.
Компании также смогут не представлять в налоговый орган отчет о выполненных научных работах, если он размещен в определенной правительством государственной информационной системе.
Кроме того, не будут облагаться налогом на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, обнаруженных при проведении организацией инвентаризации. По замыслу авторов законопроекта, эта норма будет применяться в отношении имущественных прав, выявленных с 1 января 2017 года и до 1 января 2019 года.
Налоговые льготы должны стимулировать отечественный бизнес больше инвестировать в научную деятельность и разработки. Единственная возможность стимулировать бизнес тратиться на НИОКР - создать условия, в рамках которых только технологическое преимущество даст им шанс выстоять на внутреннем рынке, а это в первую очередь - налоговые льготы, сокращение регулятивного давления, создание специальных совместных программ, в рамках которых у бизнеса будет возможность софинансировать проекты с государственным участием.
Таким образом, окончание экономического кризиса и усиление мер государственной поддержки оказывают стимулирующее воздействие на инвестиционную активность предприятий в сфере НИОКР. Проведенный анализ статистических данных показал, что затраты предприятий на научные исследования и разработки за последние пять лет непрерывно растут, а число предприятий, проявляющих активность в сфере НИОКР значительно увеличилось в 2015 году. В последние годы явно прослеживается тренд на усиление развития прикладных технологий, которые могут использоваться практически сразу. Росту эффективности вложений в НИОКР в ближайшем будущем будет способствовать развитие информационной поддержки мер государственного стимулирования НИОКР.
1. Налоговый кодекс РФ
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
3. Кулясова А. С., Голубев А. А. Государственная поддержка развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №8. С. 569-572.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.02.2017)
5. Эффективность государственной поддержки НИОКР в России. Отчет по результатам исследования компании «Делойт», СНГ. Москва, 2016 год.URL: http://ru.investinrussia.com/data/files/razvitie-niokr-v-rossii.pdf (дата обращения: 20.02.2017)