Аннотация: Работа посвящена исследованию методических подходов к оценке величины налогового потенциала региона. В статье описываются различные подходы к оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации. Рассмотрены меры по улучшению и совершенствованию механизма определения налогового потенциала региона на примере Приморского края.
Ключевые слова: Налоговой потенциал региона, налог, налоговые поступления, налоговый паспорт, налоговая база, бюджет, оценка налоговой базы.
В целях стабильного развития государства требуется постоянство государственных и муниципальных финансов, которое подразумевает сбалансированность и увеличение поступлений в бюджет на текущий момент и в долгосрочной перспективе. В процессе решения задачи пополнения бюджетов всех уровней и повышения экономического роста федеральным, региональным и местным финансовым службам необходимо располагать объективной информацией, основанной на актуальной оценке налогового потенциала.
Налоговый потенциал региона характеризуется его экономической структурой и обеспеченностью налоговой базы, выражаемой налогооблагаемыми ресурсами. В формировании налоговой базы значительную роль играет региональный аспект, который в практических расчетах определяется через оценку налогового потенциала региона. Налоговые поступления при этом рассматриваются в качестве реализованной части налогового потенциала.
Налоговый потенциал региона – важнейшее ключевое звено в межбюджетных отношениях, поскольку определяет уровень финансирования из центрального аппарата, является неотъемлемой частью налогового потенциала государства и состоит из налоговых потенциалов муниципальных образований, находящихся на территории данного региона [7].
В целях изучения методических основ расчета налогового потенциала на уровне субъекта Федерации в настоящей статье использованы данные о бюджетно-налоговых показателях Приморского края за ряд лет, на основе которых произведен расчет налогового потенциала с использованием различных методов с целью определения их различий, выявления положительных и отрицательных сторон.
Так, бюджетная система Приморского края является частью консолидированного бюджета РФ и включает в себя бюджеты двух уровней [1]:
1) региональный бюджет Приморского края и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты муниципалитетов, расположенных в границах региона.
Налоговыми доходами регионального бюджета Приморского края признаются собственные налоговые доходы краевого бюджета, получаемые от региональных налогов и сборов, а также отчисления от федеральных налогов и сборов по нормативам, предусмотренным бюджетно-налоговым законодательством РФ.
На данный момент единой методики по оценке налогового потенциала не сформировано, поэтому в статье был произведен расчет налогового потенциала Приморского края с использованием трех различных методов с целью определения наиболее оптимального.
1. Расчёт налогового потенциала с использованием репрезентативной налоговой системы (далее - РНС). Осуществляется на основе показателей уровня экономического развития (базы налогообложения) субъектов
Российской Федерации и планируемых поступлений по каждому виду налогов, учитываемых в репрезентативной системе, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации [4].
В репрезентативную систему налогов входят основные налоговые источники субъектов Российской Федерации, отражая доходные возможности, учитываемые при распределении финансирования в процессе межбюджетного регулирования. Прочие виды доходов, не учитываемые в репрезентативной системе, не используются в целях определения размера финансирования при межбюджетном регулировании [4].
Во избежание резких колебаний денежных поступлений, передаваемых регионам, показатели налоговых баз регионов, участвующие в расчете, берутся в среднем за 3 последних отчетных периода. Перечень показателей, участвующих в оценке налогового потенциала региона по методу РНС приведен в Табл.1.
Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов [6]:
где n – число налогов; НБ – налоговая база налога, руб.; t– ставка (предельная) налога i-го налога, %.
Для расчёта налогового потенциала Приморского края по отдельным налогам применим формулу 2[5]:
НП = ПДi /НСi, (2)
где НП – налоговый потенциал по i-му налогу;
ПДi – прогноз поступлений i-го налога в консолидированный бюджет в периоде, следующем за отчетным;
НСi – суммарные начисления i-го налога в консолидированный бюджет региона в последнем отчетном периоде, скорректированные на единовременные поступления.
В Табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле 2:
Таблица 2
Коэффициент собираемости налогов за 2012–2014 гг.
|
Коэффициент собираемости, % |
|
2012г. |
|
|
2013г. |
|
|
2014г. |
|
Налоговые доходы |
104,22 |
|
4,22 |
99,77 |
|
-0,23 |
101,82 |
1,82 |
|
Налог на прибыль организаций |
103,66 |
|
3,66 |
99,98 |
|
-0,02 |
102,40 |
2,40 |
|
Налог на доходы физических лиц |
106,85 |
|
6,85 |
100,90 |
|
0,9 |
100,78 |
0,78 |
|
Акцизы |
99,51 |
|
-0,49 |
93,37 |
|
-6,63 |
102,22 |
2,22 |
|
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
102,71 |
|
2,71 |
99,66 |
|
-0,34 |
102,04 |
2,04 |
|
Единый сельскохозяйственный налог |
104,00 |
|
4,00 |
100,00 |
|
0,00 |
100,00 |
0,00 |
|
Налоги на имущество организаций |
101,99 |
|
1,99 |
105,95 |
|
5,95 |
101,63 |
1,63 |
|
Транспортный налог |
101,53 |
|
1,53 |
105,45 |
|
5,45 |
111,56 |
11,56 |
|
Налог на игорный бизнес |
109,09 |
|
9,09 |
105,26 |
|
5,26 |
125,00 |
25,00 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
106,14 |
|
6,14 |
106,18 |
|
6,18 |
110,19 |
10,19 |
Источник: [3]
Далее в Табл.3 рассчитан налоговый потенциал для каждого налога и проведен его сравнительный анализ с фактическим поступлением.
Таблица 3
Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлением
|
Наименование доходов |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||||
|
НП |
Факт. |
Откло нение, % |
НП |
Факт. |
Откло нение, % |
НП |
Факт. |
Отклон ение, % |
|
|
НП орг. |
14 147,2 |
14 037,0 |
-0,79 |
14 037,0 |
12 265,3 |
-14,44 |
12 265,3 |
13 379,7 |
8,3 |
|
НДФЛ |
18 369,5 |
19 091,1 |
3,78 |
19 091,1 |
21 199,4 |
9,95 |
21 199,4 |
24 585,0 |
13,7 |
|
Акцизы |
5 127,8 |
5 629,1 |
8,91 |
5 629,1 |
6 366,5 |
11,58 |
6 366,5 |
5 784,4 |
-10,1 |
|
Налог по УСН |
3 129,4 |
3 261,0 |
4,04 |
3 261,0 |
3 498,5 |
6,79 |
3 498,5 |
3 751,6 |
6,7 |
|
ЕСХН |
14,0 |
15,0 |
6,67 |
15,0 |
14 |
-7,14 |
14 |
12 |
-16,7 |
|
Налоги на им- во орг. |
3 985,4 |
4 257,3 |
6,39 |
4 257,3 |
6 607,9 |
35,57 |
6 607,9 |
7 926,9 |
16,6 |
|
Трансп. налог |
863,4 |
918,8 |
6,03 |
918,8 |
1 040,6 |
11,7 |
1 040,6 |
1 182,7 |
12,0 |
|
Налог на игорный бизнес |
1,0 |
1,1 |
9,09 |
1,1 |
2,0 |
45,0 |
2,0 |
3,0 |
33,3 |
|
Сборы за польз-е прир. ресур. |
512,1 |
546,8 |
6,35 |
546,8 |
579,4 |
5,63 |
579,4 |
622,6 |
6,9 |
|
Итого |
46 149,8 |
47 757,2 |
96,6 |
47 757,2 |
51 573,6 |
92,6 |
51 753,6 |
57 247,9 |
90,1 |
Источник: [3]
Проведенный анализ показал, что отклонение фактических налоговых поступлений от прогнозных за 2012 г. составило от 3,4 до 9,9% в 2013 – 2014 гг.
Далее просуммируем все налоги, входящие в репрезентативную систему, и определим коэффициент налоговой активности Кна по формуле 3.
Приморском крае практически по всем видам налогов коэффициент налоговой активности выше 1. Причем по большинству налогов он превышает 60% нормативной величины. Данный факт свидетельствует о достаточной собираемости налогов по региону.
1. Расчет налогового потенциала фактическим (упрощенным) методом.
Данная методика предложена И.В. Горским и предполагает расчет налогового потенциала, исходя из фактических налоговых поступлений с учетом льгот и недоимок. Расчет выполняется по формуле 4[2]:
НП = Нф + З + Л, (4)
где Нф – фактические поступления налогов, тыс. руб.
З – прирост задолженности за отчетный период, руб.; Л – сумма налога, приходящаяся на региональные и (или) местные льготы, руб.
Расчет налогового потенциала Приморского края по упрощенной методике представлен в Табл.4.
Оценка налогового потенциала Приморского края фактическим методом млн.руб.
Таблица 4
|
Наименов ание доходов |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||||||
|
нал. поступле ния |
задолж енност ь |
льгот ы |
НП |
нал. поступ ления |
задолж енност ь |
льготы |
НП |
нал. поступ ления |
задолж енност ь |
льготы |
НП |
|
|
НП орг. |
14037,0 |
300,1 |
15,2 |
14352,3 |
12265,3 |
250,6 |
10,4 |
12536,3 |
13066,5 |
240,7 |
60,9 |
13368,4 |
|
НДФЛ |
19091,1 |
449,7 |
364,4 8 |
19905,28 |
21199,4 |
498,6 |
368,3 |
22066,3 |
24394,9 |
496,7 |
357,2 |
25248,8 |
|
Акцизы |
5629,1 |
8,92 |
Х |
5638,02 |
6366,5 |
7,3 |
Х |
6373,86 |
5658,5 |
6,4 |
Х |
5664,9 |
|
Налог по УСН |
3261,0 |
Х |
Х |
3261,0 |
3498,5 |
Х |
Х |
3498,5 |
3676,7 |
3676,5 |
Х |
3676,7 |
|
ЕСХН |
15,0 |
Х |
Х |
15,0 |
-1,5 |
Х |
Х |
-1,5 |
0,0 |
Х |
Х |
0,0 |
|
Налоги на им-во орг. |
4257,3 |
152,8 |
5,2 |
4415,3 |
6607,9 |
150,7 |
8,1 |
6766,7 |
7800,0 |
168,7 |
9,6 |
7978,3 |
|
Трансп. налог |
918,8 |
660,8 |
6,3 |
1885,9 |
1040,6 |
473,6 |
5,2 |
1093,4 |
1060,1 |
580,3 |
4,6 |
1645 |
|
Налог на игорный бизнес |
1,1 |
Х |
Х |
1,1 |
2,0 |
Х |
Х |
2,0 |
2,0 |
Х |
Х |
2,0 |
|
Сборы за польз-е прир. ресурс. |
546,8 |
12,2 |
Х |
559 |
579,4 |
11,6 |
17 |
Х |
565,0 |
10,9 |
Х |
575,9. |
|
Итого |
47757,2 |
1584,52 |
391,1 8 |
50032,9 |
51558,1 |
1392,4 |
409 |
52335,5 6 |
56223,7 |
5180,2 |
432,3 |
57584,1 |
Источник: [3]
Анализ произведенных расчетов на основе фактического метода позволяет сделать вывод о росте налогового потенциала Приморского края в течение рассматриваемого периода. Это обусловлено ростом фактических налоговых поступлений, а также снижением суммы предоставляемых в регионе налоговых льгот.
2. Расчет налогового потенциала на основе макроэкономических показателей.
Данный метод основывается на макроэкономических показателях, в частности на ВРП, и базируется на допущении о том, что, не смотря на используемую базу налогообложения, налоговые платежи в конечном счёте выплачиваются из доходов налогоплательщиков, поэтому налоговой базой в регионе в широком смысле может являться валовый региональный доход [4].
Допускается множество вариантов оценки налогового потенциала на основе ВРП, однако в нашем расчёте за основу возьмём налоговую нагрузку на продукт. Для расчёта налогового потенциала по методу ВРП используется формула 5 [6]:
Таблица 5
Расчет налогового потенциала Приморского края за 2012–2014 гг. на основе ВРП и средней налоговой нагрузки млн. руб.
|
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Темп изм., % |
|
|
|
|
|
2013/2012 |
2014/2013 |
||
|
ВРП ПК |
555 018 |
575 615 |
620 500 |
103,7 |
|
107,8 |
|
Фактические налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ |
8125968 |
9 954 819 |
8554338 |
122,5 |
|
85,9 |
|
Задолженность по РФ |
856 947 |
716 453 |
536136 |
83,6 |
|
74,8 |
|
Прирост задолженности |
-9101200 |
-140 494 |
-180 317 |
1,5 |
|
128,3 |
|
ВВП |
62 218 400 |
66755300 |
71406400 |
107,3 |
|
107,0 |
|
Налоговые платежи, в % к ВВП |
-14,63 |
14,91 |
11,98 |
- |
|
- |
|
Прирост задолженности, в % к ВВП |
1,38 |
1,07 |
0,75 |
- |
|
- |
|
Средняя ставка налоговой нагрузки, % |
0,13 |
0,15 |
0,12 |
- |
|
- |
|
Налоговый потенциал. |
72 152 |
86 342 |
74 460 |
83,6 |
|
115,9 |
Расчеты показывают, что налоговый потенциал региона в 2012 г. составил 72 152 млн руб., в 2013 г. – 86 342 млн руб., в 2014 г. – 74 460 млн руб., т.е. наблюдается незначительное колебание. Изменение налогового потенциала связано с увеличением(снижением) базовых показателей, а именно, средней ставки налоговой нагрузки. Наибольший рост налогового потенциала наблюдается в 2014 г. – 115,9% к уровню 2013 г.
Тем не менее, необходимо обратить внимание, что использование данной методики основывается на ряде допущений. Во-первых, допускается стабильность налогового бремени на единицу добавленной стоимости во всех отраслях. Во-вторых, такая оценка предполагает неравные условия для различных регионов, так как тесно связана с масштабом, т.е. наблюдается прямая зависимость между крупным (в экономическом смысле) регионом и его долей в данной оценке. Качество оценки налогового потенциала регионов различно: здесь также наблюдается прямая зависимость между экономическим масштабом региона и точностью оценки [6].
Таким образом, показатели налогового потенциала Приморского края, рассчитанные различными методами, различаются, поскольку каждый метод включает разные составляющие. Значение налогового потенциала исследуемого субъекта в 2014 г., рассчитанного разными методами, колеблется в пределах от 51 753,6 млн. руб. по методу репрезентативной средней до 85 543 млн. руб. на основе макроэкономических показателей. В Табл.6 представлена сравнительная характеристика реальных поступлений в бюджет и величин рассчитанного налогового потенциала.
Таблица 6 Сравнительный анализ фактических налоговых поступлений и расчетной величины налогового потенциала Приморского края в 2012-2014 гг. млн. руб.
|
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
|
|
Фактически поступление налогов в бюджетную ПК, млн. руб. |
45 699 |
47 951 |
57 357 |
|
|
НП, млн.руб. |
Расчёт по репрезентативной системе налогов |
46 150 |
47 757 |
51 754 |
|
Расчет фактическим (упрощенным) |
50 033 |
52 336 |
57 584 | |
|
|
методом |
|
|
|
|
Расчет на основе макроэкономических показателей |
72 152 |
86 342 |
74 460 |
|
|
Процент отклонения налогового потенциала от фактических налоговых поступлений, % |
Расчёт по репрезентативной системе налогов |
0,99 |
-0,40 |
-9,77 |
|
Расчет фактическим (упрощенным) методом |
9,48 |
9,14 |
0,40 |
|
|
Расчет на основе макроэкономических показателей |
57,89 |
80,06 |
29,82 |
В связи с наличием как положительных, так и отрицательных аспектов использования каждого из методов, необходимо применять индивидуальный подход при применении той или иной методики расчета. Так, по результатам исследования, наиболее точным оказался расчет с использованием репрезентативной системы налогов. Процент отклонения величины налогового потенциала Приморского края, рассчитанной по данному методу, от величины фактических налоговых поступлений в течение 2012–2014 гг. оказался наименьшим (в среднем около 3%). При использовании расчета на основе макроэкономических показателей, отклонение от фактических налоговых поступлений в среднем составляет 84%.
Для решения фундаментальной государственной задачи по увеличению доходной части бюджетов всех уровней необходимо выявить направления роста налоговых поступлений, повышения уровня их собираемости, что делает актуальным вопрос о разработке нового научно-методического подхода к количественной оценке налогового потенциала. Здесь можно выявить циклическую связь: следствием роста налогового потенциала региона является увеличение темпов социально-экономического развития региона, что в свою очередь приводит к росту налоговых поступлений. На основе представленного материала можно выделить следующие направления роста налогового потенциала региона:
1) совершенствование действующего налогового законодательства в части оптимизации предоставления налоговых льгот;
2) улучшение собираемости налогов в бюджет и разработки мер по сокращению налогоплательщиками недоимки по платежам в бюджет;
3) стимулирование деловой активности населения путем создания благоприятных условий для развития бизнеса;
4) совершенствование системы налогового администрирования.
Реализация указанных направлений и их учет в оценке налогового потенциала смогут качественно улучшить действующих механизм планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [по состоянию на 1 января 2016]. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
2. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 2014. № 6. С. 27- 30.
3. Данные по формам статистической отчетности. Сводные отчеты по налогам в целом по РФ и в разрезе субъектов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (Дата обращения: 01.12.15)
4. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. О методиках оценки налогового потенциала региона – субъекта РФ // TERRA ECONOMICUS. 2009. Т. 7. № 4 (ч. 2). С. 197-201.
5. Коломиец А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2013. N 2. С. 2.
6. Коломиец А., Мельник А. О налоговом потенциале региона // Налоги. 2014. Третий выпуск. С. 21
7. Симонов А.Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 423-425.