На современном этапе развития обязательным критерием для выхода российский предприятий на зарубежный рынок является наличие сертифицированной системы управления, соответствующей мировым стандартам. Но большинство отечественных организаций ею не обладают. Необходимо усовершенствование действующих в компаниях систем управления
В мировой практике менеджмента активно используют когнитивные знания. Их основой является нейронаука [3, 4].
На начальном этапе исследования необходимо проанализировать модели организационных изменений с точки зрения нейроменеджмента, проклассифицировать для выявления наиболее существенных элементов, необходимых для успешных преобразований системы управления.
Далее следует выявить особенности каждой модели для того, чтобы определить требования к проведению организационного изменения процесса управления.
Третьим этапом является разработка методологии организационного проектирования системы управления российскими предприятиями.
В результате, мы получаем готовую организационную модель проведения преобразования системы управления предприятием по всем критериям международных стандартов качества.
В зарубежных странах активно изучают нейроменеджмент как науку. Однако отечественных работ в открытой печати на сегодня нет [1, 2].
Задачей нейроменеджмента состоит в наделении высшего руководства компании эффективным инструментарием развития, который позволяет активно использовать интеллектуальную деятельность. Этот подход дает возможность использовать определенные инструменты решения управленческих задач, позволяющих достигать управляемой системой и объектом управления более совершенной практики.
Менеджмент не дает готовых алгоритм управления организацией. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы. Нейроменеджмент позволяет это делать на научно обоснованной основе[3].
На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям построения системы менеджмента российских предприятий, позволил сделать следующие выводы:
– управление осуществляется посредством авторитарного стиля;
– руководители создают громоздкие системы контроля;
– прослеживается склонность высшего руководства в пользу ужесточения дисциплины и реализации системы наказаний;
– существует один критерий эффективности, это ориентация на «начальника».
На основании выявленных особенностей в процессе диагностики формируются требования для проведения организационного проектирования. При этом менеджеру предстоит найти решение трех взаимосвязанных задач: активизировать способствующие нейроменеджменту предприятия факторы; исключить действие критически значимых; свести к минимуму действие негативно влияющих факторов. Исходя из этого, при проведении преобразований системы управления важно:
– включить в процесс принятия решений образно-смысловые мыслеформы.
– способствовать развитию мотиваторов достижения поставленной задачи, активно искать и реализовать средства и способы их усиления;
– предусмотреть реализацию повышения степени самоменеджмента и снизить мотивацию избегания в решении поставленной задачи;
– ввести в организационно-иерархическую структуру функциональные полномочия групп формальных и неформальных лидеров как успешных примеров демонстрации проактивного стиля управления;
– использовать коллективные формы работы;
– следовать последовательности проведения организационных изменений: «зарождение, накопление, проявление, интеграция, адаптация»;
– формулировать задачи так, чтобы при их реализации требовалась изобретательность, творчество и новаторство;
– использовать мобилизационно-проектное управления, берущего свое начало от реализации заполнения самых узких мест;
– стимулировать осуществление организационного проектирования сотрудниками компании, с приложением на текущую результативность и оценку рисков несогласованности, а также накапливаемый опыт.
Методология нейроменеджмента компании основывается на реализации потенциала персонала компании в форме его привлечения (внимание), вовлечения (интерес), озарения (эмоция) и перехода на новый уровень развития (прогресс).
Проведенный анализ показал, что современные научные разработки в области организационных изменений в большинстве носят рекомендательный характер.
Таким образом, создание перспективной профессиональной среды управления возможно на основе сознательных усилий, обучения и накопления нового опыта. Путь наименьшего сопротивления чаще всего сопряжен со знакомыми и рутинными методиками. Необходимость инновационного развития предполагает выведение из ситуации привычного статуса путем развития способности доступа к более широкому спектру мыслей, идей, а также возможностей расширения и модификации фокуса внимания, ресурсных возможностей интеллектуального роста, и творческого подхода к деятельности, и как следствие более эффективного управления.
Список литературы
1. Газарян, А. Менеджер и организация. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 336 с.
2. Грачев, А.Н. Преобразование системы менеджмента российских предприятий с целью повышения их конкурентоспособности [Текст]: дис. … канд. экон. наук.: 08.00.05: защищена 20.05.2014 / Грачев Александр Николаевич. – Москва: НИУ ВШЭ, 2014 224 с.
3. Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. Мартин Линдстром [пер. с анг.]. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.
4. Шереметьев, К. Интеллектика. Как работает ваш мозг. – СПб.: ИГ «Весь», 2014. – 576 с.