Обострение условий экономического развития в настоящее время еще более наглядно показывает, какую важную роль играют затратные компоненты производства валового внутреннего продукта. Особенно в части использования ресурсов, отличающихся повышенным спросом на глобальных рынках. Соответственно, на пути формирования новой технологической основы национальной экономики и ее опережающего развития стоит проблема чрезмерного потребления энергосырьевых ресурсов в хозяйственном комплексе страны, поскольку переход к производствам шестого технологического уклада непосредственно связан с повышением эффективности использования ресурсов и снижением энергоемкости выпуска товаров и оказания услуг. При выполнении таких условий возможно снижение издержек и рост конкурентоспособности товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В 2013 году Россия среди десятки стран-лидеров по размеру ВВП находилась на восьмом месте по размеру произведенного ВВП, и на последнем – десятом – месте по показателю энергоэффективности ВВП.
Более подробно информация об отставании России по показателю энергоемкости ВВП от 10-ки стран- лидеров по размеру ВВП в 2013 году представлена на диаграмме на рисунке 1.
На этом основании можно сделать вывод о том, что в сложившихся условиях ключевым фактором модернизации отечественной экономики в целом и отечественной промышленности в частности должен стать фактор повышения энергоэффективности производств. Именно данный фактор, на наш взгляд, обладает высоким потенциалом решения обозначенной задачи. На существование объективной возможности данного сценария указывают и высокие темпы снижения энергоемкости отечественной экономики. Кроме того, в промышленном секторе отечественной экономики существует один из самых высоких уровней энергоемкости производства валовой добавленной стоимости.
Решению вышеуказанных задач могут эффективно способствовать механизмы формирования и развития энергосервисных кластеров и государственно-частного партнерства для поддержки развития института энергосервисных контрактов.
Представляется, что в данном направлении особую роль должно сыграть развитие энергосервисных кластеров. Возникающие в кластерных структурах эффекты, позволяют сформировать точки соприкосновения технологий, инженерии и реального производства, способствующие их взаимовыгодному сотрудничеству в реализации какой-либо главенствующей цели. В современных условиях такой целью может являться снижение энергоемкости промышленных производств, обеспечивающее, как было определено ранее, основу устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Это обусловливает необходимость в развитии энергосервисных кластеров.
Ядром энергосервисного кластера должны стать энергосервисные компании, управляющие реализацией конкретных проектов по энергосбережению на предприятиях промышленного комплекса. С ядром должны быть тесно интегрированы предприятия и организации периферии, среди которых в обязательном порядке должны быть: научно-исследовательские организации; учреждения по подготовке кадров; производители и поставщики энергоэффективного оборудования и производственных технологий; ремонтно-монтажные организации; представительства компетентных учреждений государственной власти; финансовые организации (кредиторы и инвесторы); организации, формирующие инфраструктуру кластера.
Реализация механизма энергосервисных кластеров на практике позволит осуществить развитие отечественных разработок и их включение в конкретные инвестиционные проекты (кейсы с подсчетом конкретных проектов, эффектов и стоимости) с последующей реализацией на производстве с целью достижения капитализации эффектов от снижения энергоемкости продукции и добавленной стоимости –проблемы, препятствующей развитию энергосервиса в России сегодня.
Также для решения сложившихся проблем интересным представляется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). То есть, представляется целесообразным предложить дополнить идею энергосервисных кластеров организационно-экономическим механизмом государственно-частного партнерства для поддержки развития института энергосервисных контрактов, в т.ч. реализуемых по принципу раздела экономии, в рамках которого энергосервисная компания осуществляет финансирование, а полученная экономия разделяется между энергосервисной компанией и заказчиком.
Основными субъектами механизма государственно-частного партнерства являются государство и кредиторы, а объектом – энергосервисная компания и отдельные энергосервисные проекты, реализуемые ею. В данном случае кредиторы, как и обычно, выступают источником предоставления заемных средств для энергосервисных компаний для реализации конкретных проектов по снижению энергоемкости производства. В свою очередь, государство, в лице, например, Правительства РФ или доверенных им министерств, посредством существующих инструментов, например, Внешэкономбанка или специализированных государственных фондов, а также федерального бюджета, обеспечивает финансовую поддержку кредиторов, предоставляющих энергосервисным компаниям льготные займы, позволяющие реализовывать комплексные проекты снижения энергоемкости производства.
Формально государственная финансовая поддержка в рамках предлагаемого механизма ГЧП по развитию энергосервисных кластеров может быть представлена следующими инструментами:
- субсидированной процентной ставкой по энергосервисным контрактам, предлагаемой к введению в рамках реализации требований федерального законодательства об энергосбережении [2], что позволит существенно расширить перечень энергосберегающих мероприятий и обеспечить комплексную смысловую нагрузку контракта;
- гарантирование государством кредитов, что позволит осуществить переход на расчетный метод экономии, предполагающий определение потенциала энергоресурсосбережения и реализуемых мероприятий, дискретное фиксирование полученного результата и определение на данной основе графиков платежей. Высокая значимость наличия документа с четко прописанными обязанностями заказчика по оплате выполненных процедур и полученным результатом определяется требованиями банков. В связи с этим схема энергосервисного контракта, основанная на «расчете от экономии», в существующих условиях будет наиболее актуальной;
- применение комплексного софинансирования. Как показывает опыт, зачастую физическое состояние ограждающих конструкций, крыш и дверей зданий не соответствует СНиПам и санитарным нормам, что определяет неэффективность и не рациональность решения общей проблемы исключительно за счет реализации мероприятий энергосервиса и энергосбережения. Это обусловливает необходимость разработки комплексного контракта, предполагающего софинансирование и проведение мероприятий энергосбережения, а также общих работ, связанных с санацией зданий и сооружений.
В совокупности, предлагаемый механизм позволит в существенной мере повысить коммерческую привлекательность инвестиционных проектов, разрабатываемых энергосервисными компаниями. А вместе с тем станет новой основой развития отрасли энергосбережения и повышения энергоэффективности отечественной экономики, что крайне необходимо для проведения новой индустриализации и обеспечения лидирующих позиций России в современных условиях высокой международной конкуренции и открытых границ внутреннего рынка.
Список литературы
1. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный и российский опыт. – СПб.: Наука, 2007. – 171с.
2. Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173032.
3. Чуксина Е.В. Практика реализации энергосервисных контрактов // Академия энергетики. – 2011. – №5(43).– С.30-35.