25 мая 2018г.
Международный туризм является одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Экономика некоторых стран мира серьезно зависит от развития международного туризма, так как он является практически единственным источником валютных поступлений в страну. Причем объем этих поступлений позволяет стране поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан. Признание возросшей роли туризма в плане создания новых рабочих мест, сокращения бедности, развития малого бизнеса, а также повышения темпов экономического роста находит свое выражение в появлении стратегий экономического развития сферы туризма, как в развитых, так и развивающихся странах. Поэтому исследование тенденций развития туризма на международном уровне, а также конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке является весьма актуальным.
Одна из главных особенностей развития туризма – неравномерное распределение международных туристских потоков в разных регионах и странах.
В целом наблюдаемые изменения международных туристских прибытий различных регионов мира повторяют общемировые тенденции развития туризма. Однако в каждом регионе отмечаются свои периоды роста, спада, стагнации, обусловленные воздействием локальных факторов [2].
Одной из интересных тенденций развития международного туризма может стать создание особых условий развития туризма (размещения, перевозки, питания, программы поездки), учитывающих их национальные и религиозные особенности.
Для современного этапа развития туризма также характерно широкое внедрение инновационных технологий. Они проявляются в совершенствовании всех компонентов инфраструктуры международного туризма, углубляющейся и расширяющейся диверсификации видов туристской деятельности, удовлетворяющей все более сложные потребности современного человека в разнообразии отдыха и досуга, освоении новых направлений и рынков международного туризма [3].
В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.
Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густонаселенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием.
В большинстве своем туристские предпочтения туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Для индустрии гостеприимства технологическая тенденция заключается в том, что по мере усложнения систем баз данных компании получают возможность охватить детальную информацию о постоянных клиентах и их предпочтениях. Это позволяет, например, персоналу отелей обеспечивать повторным посетителям персонализированный сервис, чтобы формировать собственную программу лояльности и стимулировать дальнейшие визиты туристов [4].
Тенденция экологичности уже более десятка лет прослеживается в туристическом бизнесе. Отели используют экотехнологии в интерьере комнат, в ресторанах предлагают экологически чистые продукты, в строительстве применяют экологически чистые самоочищающиеся материалы для внешних фасадов. Кроме того, важным с точки зрения туристского интереса, является и экологическая обстановка самого туристского региона.
Факторы развития туристского рынка, в первую очередь, связаны с усилением трансформационных процессов в обществе, интернационализацией, глобализацией, информатизацией экономики туризма, новыми требованиями к трудовым ресурсам, экологии, межкультурной коммуникации, а также с появлением новых групп потребителей на рынке туризма.
Также в настоящее время можно постараться определить, какие направления в туризме будут наиболее перспективными в будущем. Специалисты Всемирной туристической организации выделили несколько таких направлений.
1. Круизы – один из самых перспективных и бурно развивающихся видов туризма. Если в начале 1980 г. количество круизных туристов составляло 1,5 млн. человек, то сейчас – 10 млн., и их количество постоянно растет.
2. Приключенческий туризм – для любителей острых ощущений. Постоянно растет спрос на восхождение на высочайшие вершины мира и экскурсии по морским глубинам.
3. Культурно-познавательный туризм – активно развивается в Европе, Азии, Ближнем Востоке, соответственно, возрастет значение охраны памятников культуры.
4. Деловой туризм – вступил в фазу активного развития в настоящее время и будет развиваться и в будущем, что связано с быстрыми темпами развития мировой экономики, углублением политических и экономических связей между разными государствами мира.
5. Космический туризм – по данным американских специалистов, обеспечит ежегодный доход в размере 10 млрд. долларов США [1].
Туристическая отрасль экономики активно развивается: растет количество туристических прибытий в мире в целом и во всех туристических макрорегионах. Рассматривая современные тенденции развития туризма, можно увидеть, что каждая новая тенденция рождает и противоположное движение. В ряде случаев в ходе своего развития эти тенденции смешиваются, дают непредсказуемый результат, что затрудняет определение главного направления. Очевидно, ситуация в современном туризме именно такая, и выделить четко одну или несколько доминирующих тенденций не представляется возможным. Вместе с тем широкая диверсификация туристской деятельности свидетельствует о зрелости рынка. Туризм является столь сложным и многогранным явлением, что его развитие имеет разносторонний и комплексный характер и требует особых подходов к исследованию.
Таким образом, главной особенностью развития современного туризма является потребность в создании индивидуализированного туристского продукта, который бы соответствовал постоянно меняющемуся комплексному характеру потребностей туристов и мог бы быть гибко и быстро трансформирован с учетом воздействия политических, экономических и прочих факторов мирового развития.
Список литературы
1. Вавилова Е.В. Основы международного туризма [Текст]: – М.: Гардарики, 2014. – 232 с.
2. Джаладян Ю.А., Кусков А.С. Основы туризма [Текст]: – М.: КноРус, 2013. – 392 с.
3. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса [Текст]: – М.: Ось-89, 2014. – 345 с
4. Максимова Л.М. Международные экономические отношения [Текст]: – М.: ЮНИТИ, 2017. – 382 с.