Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА УБЫТОЧНОСТИ РЫНКА АВТОСТРАХОВАНИЯИ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Рубцовск
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2015г.

   Исследователи рынка страхования отмечают, что в последние годы страховой бизнес в России развивается, а интерес населения к страхованию возрастает. В число наиболее популярных видов страхования входит и автострахование. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2013 г. зарегистрированы 443 страховые организации, а по состоянию на 31 декабря 2012 г. - 458, в том  числе страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности – 103, что составляет 22,5% от общего количества страховых организаций. В период с 2004 по 2012 гг. суммы собранных страховых премий и произведенных страховых выплат в РФ по ОСАГО и КАСКО заметно возросли. Так, по ОСАГО величина страховой премии возросла на 70,8 млрд. руб. (с 50,6 до 121,4 млрд. руб.), по КАСКО – на 156,2 млрд. руб. (с 39,1 до 195,3 млрд. руб.) Размер выплат по ОСАГО увеличился на 44,4 млрд. руб., по КАСКО – на 105,5 млрд. руб. [3]

    Существенное влияние на состояние рынка обязательного страхования автогражданской ответственности и рынка КАСКО оказывает изменение таких показателей, как численность парка транспортных средств и число дорожно-транспортных происшествий. В период с 2004 по 2012 гг. численность автопарка в РФ возросла с 35,8 до 50,5 млн. транспортных средств, причем наибольший удельный вес в общей структуре автопарка занимают легковые автомобили. По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ в 2012 г. увеличилось число пострадавших в ДТП на 2,4% – с 279,8 тыс. в 2011 г. до 286,6 тыс. в 2012 г., число раненых – на 2,7%, число погибших в ДТП – на 0,1% [1].

   «КАСКО и ОСАГО – это самые востребованные каналы продаж в страховании, но вместе с тем и самые убыточные, причем в КАСКО убыточность еще больше, чем в ОСАГО». Показателем, свидетельствующем о финансовой стабильности данных видов автострахования, является норма убыточности, динамика которой представлена на Рисунке 1.


Рис.1. Динамика нормы убыточности по КАСКО и ОСАГО в РФ в период с 2004 по 2012 гг. [1]

 

    В период с 2004 по 2008 гг. норма убыточности по КАСКО варьировалась в пределах от 51 до 59,2%, сохранив при этом запас финансовой стабильности для страховщиков на уровне 40-49%. В 2009г., в период кризисных явлений в экономике, норма убыточности резко возросла до 86,2%, однако в последующие годы стала постепенно снижаться и в 2012 г. составила 64,4%. По ОСАГО в период с 2004 по 2008 гг. прослеживалась непрерывная тенденция роста нормы убыточности: с 38,9% в 2004 г. до 57,6% в 2008 г. Начиная с 2009 г., наблюдается постепенное ее снижение. Заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев считает, что «даже стопроцентная убыточность - нормальное явление: компании тратят столько, сколько собирают, а прибыль получают от инвестирования резервов. Проблема проявляется, когда рост сборов начинает замедляться: это чревато кризисом ликвидности». В сегменте автострахования это сейчас и происходит: темпы прироста осуществленных страховых выплат опережает темп прироста собранных страховых премий (Рисунки 2,3).



   Рис.2. Сопоставление темпов прироста собранных страховых премий и осуществленных страховых выплат по ОСАГО в РФ [1]

Рис.3. Сопоставление темпов прироста собранных страховых премий и осуществленных страховых выплат по КАСКО в РФ [1]

 

   В ОСАГО убыточность ниже, так как существуют четкие лимиты страховых возмещений, присутствует регламентированность процесса урегулирования  убытков и страховой защиты. Со слов главы РСА Павла Бунина, самыми убыточными регионами РФ по данным на 12.02.2013 являются  чаево-Черкесия и Мордовия. Уровень выплат в этих регионах превышает 70%. Владелец компании «РЕСО-Гарантия» отметил, что в Челябинске убыточность по ОСАГО составляет 158%. «Скоро не будет ни одного страховщика ОСАГО (в этом регионе)» [3].

    По мнению исследователей данной проблемы, действенными методами снижения убыточности в автостраховании является необходимость повышения тарифов по ОСАГО и КАСКО, использование франшизы страховой компанией, борьба со страховыми мошенниками и использование услуг асистанских компаний. Российский союз автостраховщиков указывает, что цена полиса ОСАГО не менялась с 2003 года. Страховщики отмечают, что если не поменять тариф, а выплаты увеличить до указанного в законопроекте размера, страховщикам неоткуда будет брать средства для выплаты возмещения, не из чего формировать резервы для будущих выплат. В таких условиях многие страховщики покинут рынок ОСАГО» [4]. Стоит отметить, что сейчас максимально возможная выплата по ОСАГО за повреждения автомобиля - 120 тыс. В законопроекте предлагается увеличить эту сумму до 400 тыс. руб. По жизни и здоровью страховые компании по ОСАГО сегодня заплатят до 160 тыс. руб. Поправки предлагают увеличить эту сумму до 500 тыс. Также законопроект вводит новую систему расчетов с пострадавшими в ДТП [1]. Страховая компания должна будет платить по четко установленным тарифам за ту или иную травму. Все эти изменения приведут к росту стоимости полиса ОСАГО. «Свободность» действий в  отношении назначения  тарифов  по КАСКО является  неотъемлемым атрибутом деятельности страховщиков. Причем стоимость страховки в разных страховых компаниях на один и тот же автомобиль может различаться более чем в два раза.

  Применение франшизы служит способом избавления от частых обращений владельцев автомобилей за урегулированием убытков по мелким ДТП. Ведь каждое производство дела по урегулированию убытков оборачивается для страховой компании в 2 тыс. руб. Кроме того, франшиза служит средством, позволяющим сэкономить время и деньги как страховых компаний, так и страхователей и сделать вождение автовладельцев более аккуратным. По приблизительным подсчетам, в сфере автострахования сконцентрировано около 80% всех случаев мошенничества. Раскрываемость подобных преступлений балансирует на уровне 10-15%. По оценкам Департамента страхового рынка, входящего в состав Центробанка России, ежегодные выплаты мошенникам составляют около 15 млрд. руб. Согласно некоторым оценкам, в РФ в области КАСКО мошеннические выплаты составляют порядка 20% всех страховых выплат, в ОСАГО этот показатель достигает 30%. Основная предпосылка роста случаев страхового мошенничества - большое количество правонарушений, создающее иллюзию безнаказанности. Изменить ситуацию способны законодательные инициативы по противодействию страховому мошенничеству.

    Оптимизация структуры каналов продаж страховых услуг и развитие сегмента нестраховых посредников является важным фактором снижения убыточности страховщиков. Перспектива массового развития онлайн- страхования становится все более реальной. Тенденцией последних годов являлось развитие продаж через нестраховых посредников –  ритейлеров, салоны связи, авиакомпании. Этот  новый сегмент обладает значительной инфраструктурой, что позволяет страховщикам существенно расширить размер своей потенциальной клиентской базы». Преимуществом таких посредников является их способность предложить страховку клиенту именно в тот момент, когда он в ней нуждается [2].

   Использование перечисленных инструментов, возможно, поможет в решении проблемы высокой убыточности в автостраховании, при этом каждой страховой компании необходимо учесть возможные последствия внедрения подобных инструментов. Важность данной проблемы не вызывает сомнений: несмотря на принимаемые меры, проблема все еще остается довольно серьезной и требует незамедлительного решения для дальнейшего развития автострахования и обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (действующая редакция от 01.09.2013).

2.      Годовой отчет Российского Союза Автостраховщиков за 2010 - 2012 гг.

3.      Кондратьева Л. Е.      Пути решения проблемы убыточности в автостраховании и инструменты ее снижения.

4.      Рынок автострахования: тенденции и прогнозы. [Электронный ресурс]. URL: www.allinsurance.ru.