14 декабря 2015г.
Исследователи рынка страхования отмечают, что в последние годы страховой бизнес в России развивается, а интерес населения к страхованию возрастает. В число наиболее популярных видов страхования входит и автострахование. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2013 г. зарегистрированы 443 страховые организации, а по состоянию на 31 декабря 2012 г. - 458, в том числе страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности – 103, что составляет 22,5% от общего количества страховых организаций. В период с 2004 по 2012 гг. суммы собранных страховых премий и произведенных страховых выплат в РФ по ОСАГО и КАСКО заметно возросли. Так, по ОСАГО величина страховой премии возросла на 70,8 млрд. руб. (с 50,6 до 121,4 млрд. руб.), по КАСКО – на 156,2 млрд. руб. (с 39,1 до 195,3 млрд. руб.) Размер выплат по ОСАГО увеличился на 44,4 млрд. руб., по КАСКО – на 105,5 млрд. руб. [3]
Существенное влияние на состояние рынка обязательного страхования автогражданской ответственности и рынка КАСКО оказывает изменение таких показателей, как численность парка транспортных средств и число дорожно-транспортных происшествий. В период с 2004 по 2012 гг. численность автопарка в РФ возросла с 35,8 до 50,5 млн. транспортных средств, причем наибольший удельный вес в общей структуре автопарка занимают легковые автомобили. По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ в 2012 г. увеличилось число пострадавших в ДТП на 2,4% – с 279,8 тыс. в 2011 г. до 286,6 тыс. в 2012 г., число раненых – на 2,7%, число погибших в ДТП – на 0,1% [1].
«КАСКО и ОСАГО – это самые востребованные каналы продаж в страховании, но вместе с тем и самые убыточные, причем в КАСКО убыточность еще больше, чем в ОСАГО». Показателем, свидетельствующем о финансовой стабильности данных видов автострахования, является норма убыточности, динамика которой представлена на Рисунке 1.
Рис.1. Динамика нормы убыточности по КАСКО и ОСАГО в РФ в период с 2004 по 2012 гг. [1]
В период с 2004 по 2008 гг. норма убыточности по КАСКО варьировалась в пределах от 51 до 59,2%, сохранив при этом запас финансовой стабильности для страховщиков на уровне 40-49%. В 2009г., в период кризисных явлений в экономике, норма убыточности резко возросла до 86,2%, однако в последующие годы стала постепенно снижаться и в 2012 г. составила 64,4%. По ОСАГО в период с 2004 по 2008 гг. прослеживалась непрерывная тенденция роста нормы убыточности: с 38,9% в 2004 г. до 57,6% в 2008 г. Начиная с 2009 г., наблюдается постепенное ее снижение. Заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев считает, что «даже стопроцентная убыточность - нормальное явление: компании тратят столько, сколько собирают, а прибыль получают от инвестирования резервов. Проблема проявляется, когда рост сборов начинает замедляться: это чревато кризисом ликвидности». В сегменте автострахования это сейчас и происходит: темпы прироста осуществленных страховых выплат опережает темп прироста собранных страховых премий (Рисунки 2,3).
Рис.2. Сопоставление темпов
прироста собранных страховых
премий и осуществленных страховых выплат по ОСАГО в РФ [1]
Рис.3. Сопоставление темпов
прироста собранных страховых
премий и осуществленных страховых выплат по КАСКО в РФ [1]
В ОСАГО убыточность ниже, так как существуют четкие лимиты страховых возмещений, присутствует регламентированность процесса
урегулирования убытков и страховой защиты. Со слов главы РСА Павла Бунина, самыми
убыточными регионами РФ по данным
на 12.02.2013 являются чаево-Черкесия и Мордовия. Уровень выплат в этих регионах превышает
70%. Владелец компании «РЕСО-Гарантия» отметил, что в Челябинске
убыточность по ОСАГО составляет 158%. «Скоро
не будет ни одного
страховщика ОСАГО (в этом регионе)» [3].
По мнению исследователей данной
проблемы, действенными методами снижения убыточности в автостраховании является
необходимость повышения тарифов по ОСАГО и КАСКО, использование франшизы страховой компанией, борьба
со страховыми мошенниками и использование услуг асистанских компаний. Российский союз автостраховщиков указывает, что цена полиса ОСАГО не менялась с 2003 года. Страховщики отмечают, что если не поменять
тариф, а выплаты
увеличить до указанного в законопроекте размера, страховщикам неоткуда будет брать средства
для выплаты возмещения, не из чего формировать резервы для будущих выплат. В таких условиях многие
страховщики покинут
рынок ОСАГО» [4]. Стоит отметить,
что сейчас максимально возможная выплата по ОСАГО за повреждения автомобиля - 120 тыс. В законопроекте предлагается увеличить эту сумму до 400 тыс. руб. По жизни и здоровью
страховые компании по ОСАГО сегодня заплатят
до 160 тыс. руб. Поправки предлагают увеличить эту сумму до 500 тыс. Также законопроект вводит новую систему расчетов
с пострадавшими в ДТП [1]. Страховая
компания должна будет платить
по четко установленным тарифам за ту или иную травму. Все эти изменения приведут к росту стоимости
полиса ОСАГО. «Свободность» действий в отношении назначения тарифов
по КАСКО является неотъемлемым атрибутом деятельности страховщиков. Причем стоимость
страховки в разных страховых компаниях
на
один и тот же автомобиль может различаться более чем в два раза.
Применение франшизы служит способом
избавления от частых обращений
владельцев автомобилей за урегулированием убытков по мелким ДТП. Ведь каждое производство дела по урегулированию убытков оборачивается для страховой компании в 2 тыс. руб. Кроме того, франшиза служит средством, позволяющим сэкономить время и деньги как страховых компаний,
так и страхователей и сделать вождение
автовладельцев более аккуратным. По приблизительным подсчетам, в сфере автострахования сконцентрировано около 80% всех случаев
мошенничества. Раскрываемость подобных
преступлений балансирует на уровне 10-15%.
По оценкам
Департамента страхового рынка, входящего в состав Центробанка России, ежегодные выплаты мошенникам составляют около 15 млрд.
руб. Согласно некоторым оценкам, в РФ в области КАСКО мошеннические выплаты составляют порядка 20% всех страховых
выплат, в ОСАГО этот показатель достигает 30%. Основная предпосылка роста случаев страхового мошенничества - большое количество правонарушений, создающее иллюзию
безнаказанности. Изменить
ситуацию способны законодательные инициативы по противодействию
страховому мошенничеству.
Оптимизация структуры каналов продаж страховых услуг и развитие сегмента
нестраховых посредников является важным фактором снижения убыточности страховщиков. Перспектива массового развития онлайн- страхования становится все более реальной.
Тенденцией последних годов являлось развитие продаж
через нестраховых посредников – ритейлеров, салоны связи, авиакомпании. Этот
новый сегмент обладает значительной инфраструктурой, что позволяет страховщикам существенно расширить
размер своей потенциальной клиентской базы». Преимуществом таких посредников является их способность предложить
страховку клиенту
именно в тот момент,
когда он в ней нуждается
[2].
Использование перечисленных инструментов, возможно, поможет в решении
проблемы высокой убыточности в автостраховании, при этом каждой
страховой компании
необходимо учесть возможные последствия внедрения
подобных инструментов. Важность
данной проблемы не вызывает
сомнений: несмотря
на принимаемые меры, проблема все еще остается довольно серьезной и требует
незамедлительного решения для дальнейшего развития автострахования и обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.
Список литературы
1.
Федеральный закон от 25 апреля
2002
г.
№
40-ФЗ
«Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (действующая редакция
от 01.09.2013).
2. Годовой отчет Российского Союза Автостраховщиков за 2010 - 2012 гг.
3.
Кондратьева
Л. Е. Пути
решения проблемы убыточности в автостраховании
и
инструменты ее снижения.
4.
Рынок автострахования: тенденции и прогнозы. [Электронный ресурс].
URL: www.allinsurance.ru.