Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА РИСКОВ И РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА АНДЕРРАЙТИНГА

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2015г.

   С развитием рыночных отношений повысилась роль страхования. Страхование обеспечивает возмещение фактического убытка, обусловленного определенными событиями. Объемы страховых операций в сфере динамично развивающегося российского бизнеса неуклонно растут и играют всё более значимую роль. Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях хозяйствования страховой бизнес сопряжен с высоким уровнем доходов и, как следствие, с высоким уровнем конкуренции в данной отрасли.

   В условиях нарастающей конкуренции для любой организации существенно актуализируются проблемы повышения эффективности своей деятельности и достижения поставленных целей, в том числе и для страховых компаний. Одним из инструментов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта является создание системы внутреннего контроля (СВК). Внедрение СВК позволяет избежать различных нарушений, потенциальных ошибок и возможных потерь, эффективно использовать ресурсы предприятия, обеспечить законность, надежность деятельности и достоверность информации. Поэтому необходимость внедрения СВК является актуальной задачей на сегодняшний день для каждого предприятия, в том числе и для страховых компаний [3]. В рамках данной статьи будут рассмотрены вопросы СВК в страховых компаниях.

   Немаловажным является тот факт, что обязанность организации и осуществления СВК отражена в нормативных документах, представленных на Рисунке 1.


Рис.1.Нормативные документы по СВК
   Согласно методическим рекомендациям по организации и осуществлению внутреннего контроля МР- 4/2013-КпТ задачами функционирования системы внутреннего контроля является обеспечение достижения организацией целей по следующим категориям, представленным на Рисунке 2.


Рис.2. Цели функционирования системы внутреннего контроля

 

   Важно отметить, что определенная в качестве наиболее значимой цель функционирования системы внутреннего контроля будет определять подход к организации СВК в страховой компании. Для руководства большинства крупных компаний, в том числе и страховых, основной целью СВК является повышение эффективности и рациональности финансово-хозяйственной деятельности (включая сохранность активов). Именно с учетом ориентира на указанную цель далее рассмотрим построение СВК в страховых компаниях [3].

   Одним из важных элементов СВК, раскрываемых в ФП(С)АД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», представленных на рисунке 3, является процесс оценки рисков организацией и в последующем разработка контрольных действий, направленных на их снижение.


Рис.3.Элементы СВК

 

   Построение эффективной СВК невозможно без качественной оценки рисков. Вследствие этого ниже рассмотрим данный элемент более подробно.

   Под риском понимается возможность возникновения в будущем таких условий, которые приведут к негативным последствиям. Оценка рисков организацией представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий [2]. Каждая организация сталкивается с различными внешними и внутренними рисками, которые необходимо оценивать. Оценка рисков подразумевает выявление и анализ соответствующих рисков связанных с достижением установленных целей.

   При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Чтобы удостовериться, что распоряжения руководства, направленные на устранение выявленных рисков выполняются, а именно что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей организации, разрабатываются контрольные действия. Оценка рисков являются основой для определения контрольных действий и мероприятий по управлению ими. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях [2]. Необходимо отметить, что контрольные действия должны определяться с учетом особенностей бизнес-процессов и присущих им рисков и пересматриваться с определенной периодичностью по мере снижения их эффективности. Именно поэтому предварительным этапом построения СВК в целом и в частности определения рисков и разработки контрольных действий является выделение основных бизнес-процесов. Процесс оценки рисков бизнес-процессов можно изобразить схематично на Рисунке 4.

Рис.4. Процесс оценки рисков

   Рассмотрим на примере условной страховой компании, организационная структура которой представлена на Рисунке 5, процесс оценки рисков и разработку контрольных действий, направленных на их снижение.


Рис.5. Пример организационной структуры страховой компании

 

   Ключевое место в организационной структуре любой страховой компании занимает Департамент андеррайтинга. Поэтому в рамках данной статьи в качестве примера рассмотрим процесс оценки рисков и разработки контрольных действий в департаменте андеррайтинга. Важность департамента андеррайтинга для страховой компании определятся тем, что он непрерывно связан с выбором неубыточных случаев. Целью работы департамента является установление максимально адекватного (математически обоснованного) тарифа по предлагаемому на страхование риску [2].

   Оценка рисков будет подразумевать выявление и анализ соответствующих рисков, связанных с достижением данной цели департамента андеррайтинга.

   Фрагмент матрицы рисков (которые потенциально могут возникнуть) и контрольных действий на этапах андеррайтинга единичного риска на примере страхования оборудования представлен в таблице 1. 

Таблица  Матрица рисков и контрольных действий на этапах андеррайтинга

Этап

Функционал

Риск

Контрольное действие

 

 

Рассмотрение документов андеррайтером

1. Анализ и обобщение представленной информации.

а) Риск использования неподходящей или устаревшей методики анализа и обобщения представленной информации.

Проверка обоснованности использования методики

 

2. При необходимости котировка риска

 

 

у перестраховщиков

б) Риск ошибки андеррайтера в анализе и обобщении представленной информации (по невнимательности или некомпетентности)

Хронометраж

 

 

Интервью сотрудников

 

в) Риск получения недостоверной информации о риске

Фотография рабочего времени

 

 

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности

 

 

Вторичная проверка информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие решения о возможности и условиях страхования риска

1. Установление

а) Риск принятия необоснованного решения по причине:

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности

страхового тарифа и

 

 

 

 

 

размера страховой

субъективности;

Контроль принятия решения андеррайтера

путем пересмотрения принятого решения другим лицом

премии.

личной заинтересованности;

 

2. Выставление дополнительных требований по условиям эксплуатации и

некомпетентности;

Анонимное анкетирование сотрудников по вопросу существования влияния факторов на принятие решения и угроз здоровью и жизни извне

содержания объекта.

нарушение объективности из-за влияния факторов извне.

 

3. Определение доли риска передаваемой

 

 

 

в перестрахование

б)          Риск установления неправильного страхового тарифа и размера страховой премии.

 

 

в)         Риск ошибочного определения доли риска передаваемой в перестрахование

 

   В целом по всему бизнес-процессу необходимо отметить риск неэффективного использования рабочего времени, соответствующие контрольные действия – хронометраж, интервью и фотография рабочего времени.

   Таким образом, при формировании СВК в страховых компаниях особое внимание необходимо уделять выявлению и анализу существующих рисков, поскольку построение эффективной СВК невозможно без качественной оценки этих рисков. С учетом рисков конкретных бизнес-процессов в соответствии с нормативными документами организации разрабатываются и осуществляются контрольные действия, которые направлены на снижение рисков. Грамотно подобранные контрольные действия позволят повысить эффективность отдельных бизнес-процессов, и как следствие, эффективность страховой компании в целом. Стоит заметить, что СВК будет эффективнее, если все сотрудники компании будут выполнять контрольные действия. Немаловажным является и то, что делать это следует постоянно.

 

Список литературы

1.      Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля МР-4/2013-КпТ;

2.      Основы бизнес-процессов и страховой андеррайтинг : учеб. пособие / Д.А. Горулев. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 80 с.;

3.      Особенности организации СВК в страховых компаниях. Замбржицкая Е.С., Кошелева А.Ю., Харченко А.А. // Молодой ученый. – 2014. – №3;

4.      Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8;

5.      Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

6.      Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».