Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   В истории Соединённых Штатов Америки насчитывается три различных центральных банка. Первой организацией, выполнявшей функции центрального банка, был Первый банк Соединѐнных Штатов, создание которого было ратифицировано Конгрессом США 25 февраля 1791 года. Идея создания данного учреждения принадлежала Александру Гамельтону, в его докладе о национальном банке указывалась частная основа Первого банка Соединѐнных Штатов, но с 20% участием государства. Данный банк прекратил своѐ существование ровно через 20 лет, после чего в течение 5 лет экономика США функционировала без Центробанка.

  В апреле 1816 года был образован Второй банк Соединённых Штатов, у которого в 1836 году была отозвана лицензия. Последующие 25 лет (с 1837 г. по 1862 г.) ознаменовались для США как «Эра свободных банков». В этот период каждый банк выпускал в обращение свои собственные банкноты, подлежавшие погашению в золоте или других ценностях.

    «Эра свободных банков» закончилась в 1863 году с принятием закона о национальных банках, впоследствии переименованного  в закон о национальной валюте (1874  г.). С подписания  данного  закона в экономике США появилась такая категория, как национальные банки, уполномоченные выпускать национальную валюту. Эти банки были частными, а название «национальный» исходило из того, что банкноты, выпускаемые этими банками, обеспечивались государственными ценными бумагами [1].

     Около 80 лет в США отсутствовал центральный банк. После череды финансовых паник последней четверти XIX века и начала  XX века, в частности после самого тяжѐлого финансового кризиса 1907 года, американцы заговорили о необходимости финансовой и банковской реформ. Многие экономисты утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. Поэтому уже в 1908 году была созвана Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформ. И уже 23 декабря 1913 года Конгрессом США был принят закон «О Федеральном резерве», который стал основанием для создания Федеральной резервной системы, именуемой третьим центральным банком Соединѐнных Штатов Америки [1].

    Итак, Федеральная резервная система (ФРС) – это специально созданное независимое от федеральных министерств агентство, выполняющее функции центрального банка США и осуществляющее централизованный контроль над коммерческой банковской системой. ФРС представляет собой совокупность 12-ти региональных банков. Федеральные резервные банки находятся в главных городах 12-ти резервных округов, на которые разделена территория Соединѐнных Штатов.

    ФРС вносит свой вклад в достижение нацией экономических и финансовых целей, воздействуя на финансы и кредит в экономике. В качестве центрального банка страны ФРС на долгосрочной основе обеспечивает рост экономики в пределах ее возможностей, гарантируя при этом разумную стабильность цен.

    Если говорить кратко, то ФРС стремится проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными и инфляционными процессами по  мере их появления, и как кредитор  последней инстанции  в критической ситуации она несет ответственность за использование инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса ликвидности и финансовой паники.

    Рассматривая юридический статус ФРС, нельзя не отметить её определённую независимость от государственных органов власти США. По своей сути федеральная резервная система была создана для решения задач, находящихся за рамками обычного законодательства. Принятый конгрессом отдельных закон «О федеральном резерве» определяет те цели и полномочия, которыми наделяется ФРС. В добавление к этому любые решения, принятые Федеральной резервной системой, не подлежат ратификации ни со стороны президента, ни со стороны правительства. Все федеральные резервные банки имеют статус самостоятельных юридических лиц, которые находятся в ведении совета управляющих, назначенного президентом США. Форма собственности ФРС носит частный характер, т.е. еѐ капитал поделен на акции, однако такие несколько отличаются от стандартных корпоративных акций. Так, акции ФРС невозможно обменять или продать, а дивиденд по ним заранее определен и фиксирован и составляет 6% независимо от того, в каком размере была получена прибыль [2].

   Федеральная резервная система была создана для выполнения широкого спектра целей и задач, в соответствии с этим она имеет следующий ряд функций:

-     выполнение обязанностей центрального банка США, то есть поддержание экономики страны, путем выполнения функций посредника между государством и банковской системой;

-     поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами;

-     обеспечение надзора и регулирования деятельности банковских учреждений;

-     защита кредитных прав потребителей;

-     управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);

-     обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках;

-     предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям;

-     участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;

-     устранение проблем с ликвидностью на местном уровне;

   Как уже указывалось выше, ФРС состоит из 12-ти федеральных резервных банков, которые находятся в 12- ти главных экономических регионах Соединённых Штатов Америки. Помимо этих банков существуют ещѐ и банки-члены ФРС. Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения. Банки-акционеры получают прибыль с данных акций (в размере 6% годовых) в обмен на внесѐнный депозит (также 6%). Помимо дивидендов, каждый банк-член оставляет за собой право на участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения [3].

   Главным органом управления Федеральной резервной системой является Совет управляющих, который состоит из 7 человек, назначенных Президентом США, но только лишь с одобрения Сената. Срок работы члена Совета управляющих – 14 лет, на практике ими, как правило, становятся губернаторы штатов [4]. Главным ответственным лицом в Совете управляющих является Председатель Совета, который выбирается из его членов и назначается на свою должность Президентом США на срок 4 года с правом повторного избрания. В настоящее время Совет управляющих возглавляет Джанет Йеллен, вступившая в должность 1 февраля 2014 года, это первый в истории прецедент, когда главой Совета стала женщина.

   Кроме того, Президент имеет право отправлять в отставку любого члена Совета управляющих. Несмотря на то, что Совет управляющих раз в год отчитывается перед спикером палаты представителей конгресса, функционирует он фактически самостоятельно: ни одна инстанция не имеет права накладывать вето на решения Совета управляющих. Совет управляющих контролирует деятельность 12-ти федеральных банков, через которые и осуществляет свою кредитно-денежную политику, выпуская в обращение национальную денежную единицу – американский доллар. Совет управляющих выполняет следующие функции:

- определение приемлемого размера учѐтной ставки, то есть ставки по выдаче кредитов коммерческим банкам и приѐму от них депозитов (на 01.04.2015 составляет 0.25% по кредитам и 0.5% по депозитам);

- надзор и регулирование политики банков-членов ФРС, банковских холдингов, международных банковских образований на территории США, банков-членов ФРС за рубежом и филиалов иностранных банков в США;

- контроль над системным функционированием ФРС;

- установление норм валютного резервирования;

- решение вопросов, касающихся лимитов на использование кредитных средств для покупки или продажи ценных бумаг [5].

   Помимо Совета управляющих в структуре Федеральной резервной системы находится ещѐ один очень важный координатор – Федеральный комитет по операциям на открытом рынке. Данный орган управления занимает промежуточное положение: он находится между Советом управляющих и Федеральными резервными банками, определяя монетарную политику банков. Его непосредственной функцией является выработка политики в сфере операций с ценными бумагами и определение размера процентной ставки, под которую банки могут кредитовать друг друга.

   В состав комитета входит 12 человек — 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных банков. Комитет по операциям на открытом рынке существует как главный инструмент по пополнению денежной массой экономики Соединѐнных Штатов. Осуществляя свою деятельность, Комитет принимает решения по реализации на рынке ценных бумаг государственных казначейских обязательств США и он же регулирует их количество, выкупая их за счѐт эмиссии долларов. Таким образом, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке призван поддерживать стабильность цен, экономический рост при полной занятости населения в США.

   В итоге, Федеральная резервная система США представляет собой четкую и отлаженную машину, которая работает на увеличение темпов экономического роста страны. Выполняя функции Центрального банка, Федеральная резервная система является эмитентом национальной валюты и надзорным органом в сфере денежно-кредитной политики всей банковской системы. Федеральная резервная система США – это частная структура, наделѐнная полномочиями для принятия самостоятельных решений, но между тем она подотчѐтна Конгрессу и все члены Совета управляющих, то есть высшего органа ее управления, выбираются Президентом США.

 

Список литературы

1.     История ФРС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.federalreserveeducation.org/about-the- fed/history/

2.     «Федеральная резервная система»  США — государство в государстве [Электронный ресурс]. Режим доступа:    http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=461

3.     Структура ФРС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/struktura-frs

4.     Совет      управляющих        ФРС      [Электронный         ресурс].       Режим       доступа:       http://forex-investor.net/sovet- upravlyaiuschikh-frs.html

5.     Сайт          Федеральной             резервной            системы           [Электронный             ресурс].           Режим           доступа: http://www.federalreserve.gov/