Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2019г.

Аннотация. В статье рассматривается механизм государственного льготного кредитования как инструмент  поддержки    сельхозпроизводителей.    Проводится    анализ    особенностей    существующего механизма. 

Предлагаются мероприятия по повышению эффективности государственного льготного кредитования малого агробизнеса.

Ключевые       слова:       государственного      льготное       кредитование,       кредитная       поддержка сельхозпроизводителей, банк, сельское хозяйство, малые формы хозяйствования.

 

 

BANK LENDING TO SMALL BUSINESS AS THE TOOL OF INCREASE OF EFFICIENCY OF AGRICULTURE IN THE COUNTRY

 

Afanas'eva N.S.

 

 

Ryazan state radio engineering University

 

Abstrakt. The article discusses the mechanism of state preferential crediting as a tool to support agricultural producers. An analysis of the features of the existing mechanism. The proposed measures to improve the efficiency of state concessional lending to small agribusiness.

Keywords: state concessional lending, credit support of agricultural producers, bank, agriculture, small forms of management.

По данным Росстата объем производимой продукции малыми формами хозяйствования составляет около 50% продукции сельскохозяйственной отрасли в целом. Например, в 2016 г. производство молока в малых формах хозяйствования составило 51% объема производства молока в хозяйствах всех категорий, в том числе производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, увеличилось до 2,2 млн. т в 2016 г. Помимо этого, малое предпринимательство в аграрном секторе обеспечивает заселение сельских территорий и занятость населения, что играет селообразующую функцию, а также способствует дальнейшему развитию местных бюджетов и сохраняет земельные ресурсы от их деградации [2, стр. 50].

Поэтому, одним из мероприятий, обеспечивающим рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, является государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг. субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам является одной из основных форм поддержки отрасли [1].

С 1 января 2017 г. утвержден новый механизм государственного кредитования аграриев. Его основой является перечисление субсидий уполномоченным банкам для возмещения недополученных доходов при кредитовании субъектов хозяйственной деятельности АПК. В свою очередь банковские организации предоставляют займы сельхозтоваропроизводителям по льготной ставке не выше 5% годовых, что упрощает процесс оказания государственной денежной поддержки, особенно для малого предпринимательства.

Отличительными особенностями современного механизма кредитования российского АПК являются:

1.        значительный удельный вес кредитования сельхозпроизводителей в рамках государственных программ по развитию АПК;

2.        основными кредиторами сельского хозяйства являются банки с высокой степенью участия государства – АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк»;

3.        преобладание инвестиционных (долгосрочных) ресурсов в кредитовании сельского хозяйства;

4.        компенсация процентной ставки в виде субсидий;

5.        увеличение уставного капитала сельскохозяйственных банков за счет бюджетных средств [4, стр. 60].

Также следует отметить, что новый механизм льготного кредитования малого бизнеса в сельском хозяйстве не исключает коррупционной составляющей, как говорится в очередном выпуске мониторинга экономической ситуации, подготовленном экспертами Института Гайдара, РАНХиГС при президенте РФ, Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ.

Возможность коррупционной составляющей эксперты заметили в правилах предоставления субсидируемых кредитов в тех случаях, если лимита субсидий будет недостаточно для удовлетворения всех заявок. «Сельхозпроизводитель будет являться потенциальным банковским заемщиком тогда, когда в отношении его будет принято положительное решение банка о предоставлении субсидируемого кредита. Если выделенный лимит субсидий достаточен банку для удовлетворения всех заявок заемщиков, то им предоставляют кредиты под субсидируемую процентную ставку. В противном случае банку придется делать выбор кому выделить кредитные средства под льготный процент, а кому – под обычный, – сообщается в мониторинге – Только путем сохранения права на субсидии для всех потенциальных заемщиков, возможно, устранить ее» [3, стр. 17].

Эксперты назвали недостатком нового механизма неограниченный размер инвестиционных льготных кредитов на одного заемщика. «Необходимо ограничить размер субсидий дл одного лица, как по краткосрочным кредитам, так и по инвестиционным, – считают они. – Отдельные владельцы получают ежегодно многомиллиардные субсидии по инвестиционным кредитам, в то время как остальным достаются крохи. Равенство условий кредитования для товаропроизводителей на рынке не соблюдается, что противоречит российскому закону о конкуренции» [3, стр. 18].

Поэтому, чтобы упростить и повысить прозрачность процедуры государственного кредитования необходимо:

1.        обеспечить доступ к кредитным ресурсам малых форм хозяйствования, посредством упрощения и сокращения процедур оформления и получения кредитов, а также прав на возмещение части затрат в рамках реализации государственных программ поддержки малого агробизнеса;

2.        усовершенствовать условия кредитования данной категории заемщиков в направлении удешевления кредитных ресурсов и увеличения сроков кредитования наряду с возможностью компромисса в вопросах обеспечения обязательств заемщиков;

3.        поддержать оптимальное качество и структуру кредитного портфеля, посредством снижения кредитного риска страхованием залогового обеспечения, поддержкой развития сельскохозяйственной кооперации;

4.        снизить долю просроченной ссудной задолженности, основной причиной которой явилось нарушение технологического цикла сельскохозяйственного производства, посредством совершенствования технологии процесса кредитования с учетом отраслевой направленности;

5.        совершенствовать процесс сопровождения кредитной сделки в виде экспертной оценки целевого использования средств посредством создания специализированных учреждений профессиональной подготовки экспертов;

6.        повысить финансовую грамотность и осведомленность сельского населения в области существующих кредитных продуктов, в том числе субъектов малого агробизнеса, а также государственных программ поддержки, использование маркетинговой политики, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп сельского населения – существующих и потенциальных клиентов;

7.        разработка порядка перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков Министерством сельского хозяйства РФ;

8.        сохранение права потенциальных заемщиков на субсидии от государства.

В конечном итоге реализация данных предложений позволит рассматривать государственный льготный кредит как основной инструмент поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

 

Библиографический список

 

1.        Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс]      – http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286437&fld=134&dst=113165,0&r nd=0.4320958088136959#0

2.        Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» [Электронный ресурс] – http://mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf

3.        Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, 2017 – №41 – С. 16 – 18.

4.        Маслова В.В. Особенности формирования финансово-кредитного механизма в АПК на современном этапе // АПК: экономика, управление, 2015 – № 10 – С. 57 – 65.