Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

Опираясь на данные, представленные в Статистическом бюллетене Банка России, составлен график, показывающий относительное изменение объема кредитов, предоставленных физическим лицам за период 2013- 2015 годы. (см. Рисунок 1)



Источник: составлено автором по данным официального сайта Банка России (www.cbr.ru) Рис.1. Динамика объемов потребительского кредитования, %

 

   Как свидетельствуют данные графика, за последний год темпы роста объемов кредитования физических лиц планомерно снижаются, что, очевидно, является достаточно закономерным процессом. Совокупность макроэкономических факторов, как внутренних, так и внешних, неизбежно влияет на данную тенденцию.

   Необходимо так же рассмотреть факторы, влияющие на уровень предложения потребительских кредитов. К их числу можно отнести: уровень конкуренции на рынке, ожидания изменения цен, издержки кредитных организаций.

   В связи с этим следует отметить, что в настоящий момент процентные ставки по потребительским кредитам в России достаточно высоки. Практически все кредитные организации в РФ, за исключением крупнейших государственных банков (Сбербанк, ВТБ 24 и т.п.), имеют доходность по данным операциям на уровне 40-50% годовых.

   В целях детального обзора рынка потребительского кредитования необходимо рассмотреть значение такого важного, как средневзвешенные процентные ставки, которые оказывают прямое воздействие на объемы кредитования как в конкретном банке, так и в стране в целом. (см. Табл.1)

  

Таблица 1 Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам в рублях



Источник:        Электронная        версия       «Статистического         бюллетеня       Банка      России»       2015      г.     №2      - http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (дата обращения 03.03.2015)

 

   На фоне достаточно неспокойной экономико-политической ситуации общую тенденцию по значениям средневзвешенных процентных ставок по потребительским кредитам выявить не представляется возможным, однако по некоторым видам классификации определенные тренды всё же имеются. Так, за данный период стоимость потребительских кредитов сроком до 30 дней снизилась почти на 3%, от 91 до 180 дней стоимость снизилась примерно на 5%. Однако по отдельным видам был зафиксирован рост процентной ставки, как, например, по кредитам от 31 до 90 дней (+1,9%) или по кредитам сроком от 181 дня до 1 года (+1,85%).

   Таким образом, из данных, представленных выше, можно видеть определенную взаимосвязь между объемами кредитования и процентной ставкой, а именно: при неблагоприятной экономической ситуации в стране ставки находятся на достаточно высоком уровне, что в свою очередь влечет за собой неизбежное снижение темпов роста кредитования как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Так же следует отметить существенную разницу между ставками на рублевые и долларовые кредиты в пользу вторых. Однако связано это, безусловно, с ожидаемым ослаблением курса рубля по отношению к иностранным валютам, в том числе к доллару.

  Также следует рассмотреть суммарную долю каждого вида ссуд в общей совокупности кредитов, выданных физическим лицам. (см. Табл.2)

Таблица 2 Структура совокупной задолженности по ссудам, выданным физическим лицам на 1.01.2015

млн.руб.

в        %        от задолженности

общего

объема

Задолженность              по                        ссудам, предоставленным                физическим лицам,           сгруппированным  в портфели однородных ссуд – всего Из них:

 

 

10 909 524,4

 

 

100,0

жилищные              ссуды             (кроме ипотечных ссуд), всего

919 770,2

8,4

ипотечные ссуды, всего

2 673 535,3

24,5

автокредиты, всего

891 273,0

8,2

иные потребительские ссуды, всего

6 392 672,6

58,6

Источник: составлено автором на основании данных электронной версии «Статистического бюллетеня Банка России» 2015 г. №2 - http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (дата обращения 03.03.2015)

 

    Из таблицы следует, что наибольшую долю в совокупной задолженности по кредитам (более половины), выданным физическим лицам, составляют иные потребительские ссуды. Немаловажную долю в общую совокупность вносит так же ипотечное кредитование. По мнению многих аналитиков, в случае нормализации экономической ситуации в РФ, общая доля автокредитов и ипотечных ссуд в структуре будет стремительно расти и в течение нескольких лет может сравняться с иными потребительскими ссудами в абсолютных значениях.

Также необходимо рассмотреть рынок потребительского кредитования в разрезе отдельно взятых банков. В Табл.3 представлены объемы предоставляемых потребительских кредитов ТОП-10 банками на 1 февраля 2015 года.


  Таблица 3 ТОП-10 банков по объемам выданных потребительских кредитов


Источник: Информационное агентство Bankir.Ru - http://bankir.ru/rating/?month=1&year=2014 (дата обращения 7.03.2015)



   Безоговорочным лидером в сфере потребительского кредитования является Сбербанк. Его рыночные позиции до сих пор находятся вне конкуренции по большинству направлений деятельности банка. По примерным оценкам доля объема потребительских кредитов Сбербанка в общей совокупности выданных кредитов физическим лицам всеми банками РФ составляет примерно 30%. А если говорить о первой десятке банков, то их совокупная доля составляет примерно 60-70%, что свидетельствует о довольно высокой концентрации банковской системы Российской Федерации.

   В данном списке следует выделить также Райффайзенбанк. Несмотря на то, что он занимает лишь последнее место в ТОП-10, обладателем премии «Банк года» достаточно авторитетного портала Банки.ру в номинации «Потребительский кредит года» стал именно Райффайзенбанк с продуктом «Персональный».

   Важно отметить тот факт, что усиление кризисных тенденций финансового рынка нашей страны, в частности банковского, заставляет кредитные организации постоянно разрабатывать новые банковские продукты и формы взаимодействия с клиентами.

   Если говорить о предкризисном состоянии экономики, то в то время банки всячески старались расширить область использования потребительского кредитования, развивая условия предоставления кредита, повышая эффективность программ лояльности, тем самым прививая потребителю привычку жить в долг.

    Важной тенденцией в потребительском кредитовании докризисных событий являлось стремление банков выйти на региональный рынок, расширить свое представительство на территории всей страны, где потребительский спрос также довольно высок. Все чаще ведущие кредитные организации открывали филиалы в провинции, однако сейчас банки стремятся просто удержаться на рынке и быть рентабельными.

 

Список литературы

 1. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Кнорус, 2010. – 560

2. Информационное агентство Bankir.Ru – www.bankir.ru

3. Информационный портал Banki.Ru - www.banki.ru

4. Официальный сайт Банка России - www.cbr.ru

5. Электронная версия «Статистического бюллетеня Банка России» 2015 г. №2 - http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs