Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТО МВФ В СТРУКТУРЕ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2015г.

   Специфика Фонда в отличие от других мировых финансовых институтов проявляется в том, что он служит институциональной основой мировой валютной системы и его базовая функция – обеспечение относительной валютной стабильности в целях устойчивого развития мировой экономики.

   В соответствии с главной целью его деятельности как института регулирования валютно-кредитных отношений – в уставе МВФ (Статьи соглашения) сформулированы следующие официальные задачи: организация международного валютного сотрудничества; содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; обеспечение стабильности валют посредством надзора за экономической политикой государств-членов с целью недопущения снижения курса национальных валют для получения конкурентных преимуществ; содействие созданию многосторонней системы расчетов между странами-участницами посредством перехода к конвертируемости национальных валют и устранению валютных ограничений; предоставление кредитов государствам-членам для восстановления равновесия в их платежных балансах.

   В этой связи, на наш взгляд, логично выделить четыре ключевые функции МВФ как органа регулирования международных валютно-кредитных отношений: кредитную, надзорную, информационную, консультационную.

   Кредитная функция

   Кредитование стран-членов составляет базовую функцию Фонда. В уставе МВФ этот термин заменен расплывчатым понятием «финансовая помощь», которое не учитывает основные принципы кредитования – возвратность, платность, срочность, обеспеченность. По первоначальному замыслу краткосрочные займы странам-членам предоставлялись при неравновесии их платежных балансах и нехватке иностранной валюты для осуществления необходимых платежей (стабилизационные кредиты), однако впоследствии в связи с необходимостью кредитования структурных преобразований в развивающихся странах, вовлеченности Фонда в переход бывших государств социалистической направленности к рыночной экономике, а также участию в разрешении проблем наиболее бедных стран-членов, Фонд стал предоставлять и среднесрочные займы для осуществления необходимых структурных преобразований (структурные кредиты).

   Надзорная функция

   Будучи институциональной основой МВС Фонд осуществляет надзор за соблюдением странами-членами ее структурных принципов  (ее базового стандарта, использования золота, режима валютного курса, институциональной основы). Эволюция МВС определяет трансформацию надзорной функции Фонда.

   При присоединении к Фонду страна-член принимает обязательства, налагаемые его Уставом, и должна регулярно информировать МВФ о национальной экономической политике и состоянием экономики. За невыполнение принятых обязательств потенциально Фонд может оказывать давление, но его регулирующая функция распространяется лишь на государства-заемщиков, в основном развивающиеся страны.

    МВФ не имеет механизмов прямого контроля экономической политики развитых стран, о чем свидетельствует длительный дефицит платежного баланса США, нестабильность мировых валют – доллара и евро.

   Исходя из принципа формирования структуры его управления по аналогии с акционерным обществом, основные направления политики МВФ определяют его крупнейшие акционеры.

   Информационная функция

   Состоит в подготовке ежегодных отчетов и ежемесячных публикаций.

   На основе полученных от стран-членов сведений публикации материалы о состоянии и перспективах развития мировой экономики, валютно-кредитной проблематике. Для реализации надзорной функции Фонд реализует стандартизацию методов сбора и предоставления странами статистических данных о платежном балансе, а также показателей валютной и финансовой статистики, издает руководства по методам управления официальными международными резервами смотреть

   Консультационная функция

   На наш взгляд, недостаточное внимание в отечественной экономической литературе уделено консультационной функции Фонда (как дополнения надзорной и кредитных функций), которую он именует развитием потенциала, что включает техническую помощь и подготовку кадров, предполагая их взаимный синергетический эффект, в т.ч. в сотрудничестве с другими международными организациями.

   Целью этих мероприятия является формирование более эффективных институтов, правовой основы, подготовка кадров (для должностных лиц) с целью развития их способностей анализировать экономическую информацию и на этом основании формулировать и реализовывать экономическую политику. Это направление особенно актуально для стран с низкими доходами.

   Техническая помощь и подготовка кадров осуществляется в ключевых сферах компетенции МВФ, таких как макроэкономическая, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная политика, а также в области финансового сектора, развития законодательной системы, а также совершенствования национальных статистических систем.

   Институциональные особенности МВФ определяются спецификой сходства организации Фонда по аналогии с акционерным обществом. Этот аспект организации Фонда широко критиковался в отечественных исследованиях, посвященных Фонду.

   Особенностью деятельности Фонда является то, что, будучи призванным обеспечивать равноправное сотрудничество стран-членов, он организован по аналогии с акционерным обществом, в котором величина взносов стран-членов в его капитал определяет их роль в управлении организацией и право вето на важнейшие решения. Изменение соотношения сил традиционно осуществляется крайне медленно.

   Таким образом, квота государства является базовым показателем, определяющим его организационные и кредитные отношения с Фондом (сумму подписки на капитал, доступ к кредитам, получаемые при распределении СДР, количество голосов стран-членов), что определяется МВФ как «множественность целей квот». Изучение материалов Фонд дает основания для вывода, что данные цели зачастую противоречат друг другу. Это находит отражение в проблеме современной реформы МВФ путем инновации формулы расчета квот и выбора соответствующих показателей.

   В МВФ фактически действует трехуровневая структура органов его управления – Совет управляющих и Исполнительный совет (главный исполнительный орган, осуществляющий оперативное управление), а решения в зависимости от степени важности принимаются простым (70%) или «специальным большинством» (85%). Задачей Международного валютно-финансового комитета (МВФК) как совещательного органа является информирование руководства МВФ об особенностях состояния и развития МВС, функционировании Фонда, а также внесение предложений о необходимости поправок в Статьи соглашения.

   До настоящего времени нерешенной проблемой остается отсутствие органа стратегического надзора за деятельностью Фонда. На наш взгляд, это одно из направлений влияния либерализма на его руководящие органы управления.

   В течение многих лет сторонники и критики МВФ настойчиво призывали его обращаться за получением независимых оценок своих мер политики и операций. В июле 2001 года был создан Независимый отдел оценки (НОО), перед которым ставились четыре задачи: развивать традиции восприятия нового в МВФ; укреплять доверие к нему; способствовать лучшему пониманию его деятельности; а также, что важнее всего, представлять Исполнительному совету независимые отзывы о работе Фонда.