Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Управленческий учет - это интегрированная система внутрихозяйственного учета, обеспечивающая руководство информацией о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его подразделений, используемой для принятия текущих и стратегических управленческих решений. Управленческий учет позволяет решить внутренние задачи управления предприятия. Управленческий учет, в отличие от финансового, субъективен и конфиденциален, не регламентируется законодательством, и, как правило, является коммерческой тайной, но в тоже время именно этот вид учета берет на себя основную нагрузку предоставления информации для принятия управленческих решений [1, с. 9].

Информационная система управленческого учета охватывает внутрихозяйственные носители данных показателей результатов основной деятельности, а именно документы, содержащие данные об издержках, доходе, а также отчеты о исполнении поручений, различные справки по запросам руководителей.

В зависимости от составляющих информационной системы управленческого  учета, технология его формирования на предприятии основывается на решении следующих задач:

•                   Ведение классификации и справочников расходов организации и их результатов;

•                   Бюджетирование деятельности организации и составление отчетности об исполнении бюджетов [5, с. 21].

На сегодняшний день в торговых организациях существенно увеличилась роль валовой прибыли. Она определяется, как основной обобщающий и оценочный показатель хозяйственной деятельности предприятия и главным источником ее самообеспечения и самофинансирования. Поиск резервов приумножения прибыли и увеличения рентабельности вероятен лишь на основе всестороннего, глубокого анализа и экономического подтверждения ее составляющих: издержек обращения и доходов. Данные слагаемые являются основными объектами управленческого учета на торговом предприятии.

Согласно Налогового кодекса РФ, в качестве расходов предприятия признаются обоснованные, то есть экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а также документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на извлечение дохода. В качестве доходов от продаж признается выручка от реализации продукции или товаров, а также от оказания услуг [4].

При формировании оптимальной системы управленческого учета нужно учесть классификацию расходов и доходов. Это необходимо для оказания помощи менеджеру в принятии корректных, экономически обоснованных решений, так как руководитель должен осознавать, какие издержки и выгоды они могут повлечь за собой. Сущность процесса классификации расходов и доходов заключается в выделении той их части, на которую может оказать влияние менеджер предприятия. В управленческом учете могут использоваться разные направления и критерии классификации издержек обращения и доходов. Это зависит от преследуемой цели и для осуществления необходимых функций.

Одной из составляющих прибыли торгового предприятия являются доходы от реализации товаров. На практике регистрацию и отражение доходов часто относят к отдельным методам учета и конкретным формам их извлечения, системам и видам налогообложения, а также к предполагаемым нормам установления периодов, к которым доходы должны быть отнесены.

Кроме того, для управленческого учета очень важны и такие слагаемые этой категории, как выручка от реализации товаров и торговая надбавка. При раскрытии информации о доходах необходимо обратить особое внимание на их содержание, периодичность получения и соизмеримость с затратами. Это позволяет четко отделить доход от основной деятельности и прочими доходами. Первую и наибольшую составляющую дохода можно распределять для: соотношения доходов от реализации товаров с ее себестоимостью, вычисления результата коммерческой деятельности, осуществления анализа взаимосвязи «издержки- доходы- прибыль», выявления точки безубыточности бизнеса, планирование перспективных вариантов развития предприятия, принятия эффективных управленческих решений [3].

Особые свойства реализации продукции во многом зависят от спроса потребителей, их ожиданий и предпочтений, культуры и традиций, уровня дохода и платежеспособности населения, а также сегментации рынка и характеристики точек сбыта.

Основным фактором, определяющим формирование спроса, является потребительский спрос, а именно его специфические особенности. Спрос на товары отличается различной степенью постоянства, но иногда характеризуется известным консерватизмом. Когда клиент привыкает к определенным товарам, необходимо обеспечить некую стабильность в формировании ассортимента и их ритмичную поставку. Информация об этом генерируется в системе управленческого учета, и зачастую является индивидуальной.

На спрос также влияет сезонность производства товара. Под действием этого фактора формируется непостоянная продажа этих товаров на протяжении года, и спрос переориентируется на товары-субституты. Решение проблемы сглаживания сезонности спроса на некоторые товары заключается в формировании их сезонного запаса с учетом нормативного срока полезного использования. В процессе организации управленческого учета на предприятии необходимо учитывать специфику реализуемых товаров в каждой отдельной точке сбыта.

Существует еще целый ряд факторов социально- экономического характера, которые также влияют на покупательский спрос, а именно: уровень дохода потенциальных клиентов, их демографические показатели (их численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав), уровень розничных цен, объем завозов из других регионов, географические и

климатические особенности проживания потребителей, исторические, культурные, национальные, религиозные особенности населения.

Система управленческого учета на торговых предприятиях формируется с учетом вышеперечисленных особенностей в связи с тем, что рыночная конъюнктура постоянно меняется, и предприятию следует адаптироваться к этим изменениям, оперативно реагируя соответствующим предложением товаров.

Цена продукции - является одним из важнейших факторов формирования ассортимента. Каждый клиент персонально устанавливает для себя предельную цену на определенный товар. Из этого следует, что торговому предприятию необходимо предоставить комбинацию ассортимента с различными альтернативными ценами. Используя данные управленческого учета при формировании ассортиментного портфеля товаров с учетом перечисленных факторов, открывается возможность как можно больше удовлетворить потребительские потребности, увеличить показатели экономической эффективности и уровень обслуживания торгового предприятия.

Особенностью управленческого учета на предприятиях розничной торговли является формирование данных не из бухгалтерской отчетности, а из первичных документов компании: приходных и расходных кассовых ордеров, приходных и расходных накладных, отчетов материально-ответственных лиц, отчетов по инвентаризации и других. Аналитический управленческий учет следует вести в натурально-стоимостном выражении, то есть по наименованию товара, партии, объему, количеству, артикулу, единице измерения, ставке НДС, грузовой таможенной декларации и иным параметрам, отличающим от другого товара.

Успешное и эффективное функционирование бизнеса практически невозможно в условиях рыночной экономики без внедрения инноваций. Данные меры необходимы торговым компаниям по следующим причинам: постоянно увеличивающаяся конкуренция на рынке требует разработки новых маркетинговых программ по привлечению и удержанию клиентов, повышая тем самым их лояльность по отношению к магазину. Ритмично трансформирующаяся конъюнктура рынка принуждает торговые предприятия к корректировке бизнес-  процессов.  Своевременная  и быстрая  реакция  на эти изменения обеспечивает предприятию увеличению оборота, росту уровня обслуживания и повышению эффективности работы сотрудников, сокращение затрат. В противном случае достаточно сложно будет выжить на рынке и остаться конкурентоспособным торговым предприятием.

Автоматизация торгового процесса происходит параллельно с развитием торговой отрасли в государстве. Розничная торговля РФ также внедряет в бизнес-процесс инновации в основной и управленческой деятельности, в том числе новейшие информационные технологии. Новый информационный продукт способствует упрощению системы контроля текущей деятельности по финансам и затратам компании, товарным запасам и складскому учету, дебиторской и кредиторской задолженности, ценовой политике, закупкам и продажам, налаживанию и укреплению взаимоотношений с поставщиками и клиентами.

Современное торговое предприятие имеет индивидуальную производственно-технологическую цепочку. В ней все звенья тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему: персонал, товары, деньги, программное обеспечение, оборудование и другое. Информационная система управления на предприятии должны решать следующие задачи: увеличение оборота, повышение эффективности труда сотрудников, оптимизация системы управления, увеличение «прозрачности» торгового процесса, сокращение издержек и убытков, повышение быстроты и качества обработки информации и другие. Единая информационная система в бизнесе должна охватывать абсолютно все процессы, выполняющиеся на предприятии, начиная от закупки товаров и осуществления продаж, включая послепродажное обслуживание, до составления управленческой и финансовой отчетности.

Аналитический управленческий учет следует вести по департаментам, центрам ответственности, материально- ответственным лицам. На осуществление данного учета в наибольшей степени влияет техническая оснащенность торговой организации автоматизированными системами управления. При высоком уровне оснащенности заинтересованные пользователи учетной информации могут получить доступ к базе данных о запасах и движении товаров в требуемых разделах.

В связи с этим на сегодняшний день актуальным является процесс интеграции управленческого учета и анализа, учитывая тесное взаимодействие концепций. Взаимосвязь менеджмента и управленческого учета, как взаимодействие концепций управления и его информационной поддержки, способствуют снижению риска, связанного с принятием неточных, ошибочных управленческих решений. При прочих равных условиях руководители легче, успешнее и эффективнее управляют предприятием при наличии более совершенной поставленной в нем системы управленческого учета [6].

Список литературы

 

1.        Волкова, О.Н. Управленческий учет: учебник - М.: ТК Велби, Проспект /, 2005. - 472 с. - ISBN 5- 98032-929-3.

2.        Глушков, И.Е. Управленческий учет на современном предприятии. Настольное компактное пособие по управленческому учету / И.Е. Глушков. М.: КноРус, 2004. - 160 с. - ISBN 5-85618005-4.

3.        Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, 448 с., ISBN 5-482-00772-3, (142- 159, 218- 227)

4.        Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая. // [Электронный ресурс] - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.04.2017).

5.        Николаева. О.Е.Управленческий учет / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. - М.: Едиториал УРСС, 2006.- 320 с. - ISBN 5-354-00333-4.

6.        Петрова, В. Управленческий учет как инструмент формирования и поддержки управленческих решений / В.Петрова, Ж.М. Корзоватых // Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом, / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4 г. Новосибирск, 2017. С. 75-78

7.        Управленческий анализ в торговле. Часть 1. [Электронный ресурс] :  – Режим доступа :http://www.economedu.ru/economanaliz/249-analiz-v-torgovle.html// (дата обращения: 10.04.2017).