13 декабря 2015г.
В экономических субъектах бухгалтерского учета ежедневно образуются документы, которые используются, как справочный материал либо для поиска необходимой информации в качестве доказательства тех или иных фактов хозяйственной жизни.
Первичные учетные документы оформляются после каждого факта хозяйственной жизни[2].
Организация вправе включить в первичный учетный документ дополнительные реквизиты для обеспечения полноты отражения информации в бухгалтерском учете.
Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание хозяйственной жизни; величина натурального и денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица, совершившего сделку, ответственного за ее оформление; подписи указанных лиц, с указанием их расшифровку.
Экономический субъект бухгалтерского учета в праве самостоятельно создавать первичные документы при условии отражения в нем всех обязательных реквизитов [2].
Первичный учетный документ формируются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.
Кроме бумажных носителей, первичные учетные документы составляются в электронном виде с использованием ПЭВМ. Применение ПЭВМ позволяет обеспечить быструю централизованную регистрацию документов, в том числе их сканирование. Система так же контролирует своевременную обработку документов пользователями, ограничивает доступ к документам с помощью разграничения прав, ускоряет движение документов внутри организации и в результате формирует бухгалтерскую отчетность, обеспечивает доступ к документам сотрудников и руководства, находящихся вне офиса ( при организации сети через Интернет), организовывает хранение данных в электронном виде и многое другое.
Основными документами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, являются закон от 06.12.2011 № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации».
В отдельных отраслях, в том числе в хлебопекарной, действуют отраслевые Методические рекомендации (инструкции) по планированию, учету и калькулированнию себестоимости продукции. В настоящее время такие инструкции являются нормативными документами для использования налоговыми службами, а для организаций носят рекомендательный характер и не обязательны к применению [1].
Первичная документация составляет основу учетной системы любой организации. Первичный учет должен служить целям оперативного управления, контроля, выявления резервов.
Готовой продукцией в хлебопекарной промышленности в ООО «Хлебозавод», являются: хлеб, сухарные, сдобные изделия.
Моментом готовности продукции хлебопечения считается время ее передачи из производства в экспедицию.
В ООО «Хлебозавод» для учета выпуска хлебобулочных изделий и передачи ее в экспедицию применяются кассовые чеки.
Кассовый чек оформляет пекарь и является сопроводительным документом на каждую партию хлебобулочных изделий, передаваемой из производства в экспедицию. Реквизиты кассового чека: дата выпечки, время выхода из печи, номер печи, номер бригады, номер смены, номер партии (вагонетки, контейнера), код наименования изделия, количество (штук, килограмм).
Кассовый чек является основанием для записи в приемосдаточную накладную на готовую продукцию (форма № П-9 для одного наименования или форма № П-10 для различных наименований).
Приемосдаточную накладную оформляют в двух экземплярах. Передача хлебобулочных изделий из производства в экспедицию производится при предъявлении представителем экспедиции своего экземпляра приемосдаточной накладной.
Записи в оба экземпляра приемосдаточной накладной, производятся пекарем. Пекарь ставит свою подпись о передаче готовой продукции в приемосдаточной накладной, а материально ответственное лицо экспедиции о получении хлебобулочных изделий расписывается в приемосдаточной накладной цеха-сдатчика. По окончании смены производится сверка, подсчет и оформление приемосдаточных накладных на хлебобулочные изделия.
Приемосдаточные накладные на хлебобулочные изделия прилагаются к отчетам о работе смены цеха- сдатчика и экспедиции и сдаются в бухгалтерию.
Приемосдаточная накладная на хлебобулочные изделия является бланком строгой отчетности.
Хлебобулочные изделия поставляются розничным предприятиям и организациям государственной торговли и потребительской кооперации с условиям поставки хлебобулочных изделий.
На отпуск хлебобулочных изделий выписывается товарно-транспортная накладная.
Выявленные получателем в процессе приемки отдельные деформированные или горелые хлебобулочные изделия возвращаются водителю, доставившим данную партию.
На отгруженные хлебобулочные изделия составляется "Ведомость отгруженной (отпущенной) готовой продукции" (форма № П - 20 хлеб). Ведомость составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом экспедиции (под копирку) на основании данных товарно-транспортных накладных о принятой грузополучателями продукции.
Итоговые данные о принятой продукции всеми грузополучателями данного плательщика отражаются в отчете экспедиции (форма № П - 22 хлеб). Составляются два экземпляра, и вместе с товарно-транспортными накладными прилагаются к отчету экспедиции (форма № П - 22) и сдаются в бухгалтерию. Первый экземпляр ведомости используется при расчетах с покупателями как приложение к платежному требованию. Второй - служит для учетных целей в бухгалтерии ООО «Хлебозавод»
На брак, образовавшийся в экспедиции, лицами, осуществляющими бракераж, в присутствии заведующего экспедицией (экспедитора) составляется акт на производственной (экспедиционный) брак (форма № П - 21 хлеб). Акт составляется в двух экземплярах, один из которых прикладывается к отчету экспедиции (форма № П - 22), второй - используется для передачи и оприходования хлеба - брака на склад.
По окончании работы смены остатки готовой продукции, находящиеся в экспедиции передаются другой смене, о чем экспедиторами составляется акт на передачу остатков готовой продукции (форма № П - 23 хлеб). Готовые изделия по товарно-транспортным накладным, находящимся в пути, вносятся в акт и принимаются как наличие готовой продукции в экспедиции.
Акт составляется в двух экземплярах, из которых первый прилагается к отчету экспедиции (форма № П -22 хлеб), а второй остается у принявшего смену [3].
Для совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости хлебобулочных изделий в ООО«Хлебозавод» можно предложить следующие рекомендации:
1. Ведение оперативного учета затрат, для своевременного принятия обоснованного, грамотного и оперативного решения.
2. Ввести компьютеризированную систему управления затратами.
3. Построить такую систему планирования и учета, которая бы обеспечила возможность всецелого управления затратами и результатами деятельности организации.
Предложенные рекомендации будут способствовать улучшению эффективного использования затрат в ООО «Хлебозавод».
Список литературы
1. Говдя, В. В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях АПК: Учебное пособие для вузов / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. - Краснодар, 2011. - 265 с.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2014).
3. Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 12.01.2000 г.