Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ»

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

Введение.

Хозяйственную деятельность предприятия можно подразделить на цепочку процессов, например, закуп, разработка, снабжение, производство, сбыт и другие. Процесс закупа в свою очередь может быть разбит на такие составляющие как определение потребности в товаре, проработка его необходимых характеристик, выбор поставщиков, заключение договоров с ними, оплата поставки товара и так далее. Данные составляющие могут быть разбиты еще на ряд процессов до того момента пока не станут элементарными и, соответственно, неделимыми. За каждый из таких процессов в компании существуют центры ответственности, будь то целые структурные подразделения, отделы или конкретный сотрудник. В результате от того, насколько подробно процессы разбиты на составляющие, как точно прописаны инструкции для их осуществления, регламентирован ли порядок работы, определено, что является входными данными и какой результат ожидается в итоге, зависит эффективность осуществления как отдельных процессов, так и всей деятельности компании в целом. [3]

Основная часть.

Описанные выше процессы или бизнес-процессы в совокупности и составляют деятельность предприятия. Каждый бизнес-процесс в отдельности представляет собой упорядоченную систему связанных между собой действий и событий, конечная цель которых – желаемый результат.

Все бизнес-процессы можно подразделить на две группы: сквозные, которые охватывают сразу несколько подразделений организации, и бизнес-процессы функциональных подразделений, которые происходят в рамках одного подразделения. Любой бизнес-процесс на  предприятии проходит через следующие этапы: описание, регламентация, внедрение, совершенствование и инжиниринг, управление и контроллинг. [4]

Помимо создания эффективно действующих бизнес-процессов необходима разработка системы управления ими, которая предполагает модификацию информационных технологий и организационно- функциональное проектирование. [5] Определить эффективность управления можно, основываясь на определенных показателях, таких как объем выпускаемой продукции, качество продукции, объем продаж, и другие

Огромную роль сегодня играет постоянная оптимизация бизнес-процессов, представляющая собой наилучший вариант использования ресурсов из возможных. К методам оптимизации можно отнести статистическое регулирование процесса, планирование эксперимента и теорию точности. Например, можно разработать систему ежедневной отчетности, которая предоставляла бы результаты об объеме ресурсов, затрачиваемых на осуществление того или иного процесса. В целом оптимизация способствует повышению эффективности системы управления бизнес-процессами в связи с тем, что снижаются издержки на осуществление каждого бизнес-процесса в отдельности. [4]

Предпринимательская деятельность в условиях развития рыночной экономики характеризуется высокой степенью непредсказуемости и неопределенности. Как следствие, актуальность на сегодняшний день приобретает вопрос о том, как снизить эффект от потенциальных рисков превентивными мерами. И одной из самых действенных и самых распространенных мер является создание резервов в бухгалтерском учете, представляющих собой некие запасы денежных средств, которые в случае необходимости помогут сгладить негативный эффект от реализованного риска.

Практически у каждой хозяйственной организации сегодня числится дебиторская задолженность, которая в случае непогашения в срок и не предоставления соответствующих гарантий переходит в категорию сомнительного долга. Такая ситуация не редкость, а потому существует даже отдельная категория резервов – резервы по сомнительным долгам. Данная группа резервов обязательна к формированию, соответственно любой организации важно продумать и правильно организовать данный бизнес-процесс. [1]

Резерв создается на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода. Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника - оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности. Если срок возникновения задолженности более 90 дней – в сумму резерва входит вся дебиторская задолженность, более 45, но менее 90 дней – половина, менее 45 дней – в сумму образованного резерва задолженность не включается Сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного периода. [2] Также важно учитывать вероятность неоплаты долга кредитором, если она низкая, в резерве необходимости нет.

Неотъемлемая часть такого бизнес-процесса как «Создание резерва по сомнительным долгам» это информационный мониторинг (проверки государственных органов, судебные процессы, реорганизация и ликвидация контрагентов, обременительные договоры и так далее). С помощью полученной информации, объединив формальный и экспертный методы и используя так называемый комбинированный метод, при котором вероятность возникновения обязательства оценивается экспертной комиссией, а сумма обязательства вычисляется формально согласно алгоритму, описанному выше, вычисляется необходимая сумма резерва. Особенное внимание следует уделить отслеживанию контрагентов, которые находятся на стадии банкротства, а также задолженности, срок просрочки по которой уже превышает 90 дней. Сумму их задолженности необходимо в срочном и обязательном порядке включать в резерв. [1]

Таким образом, смоделировать бизнес-процесс создания резерва по сомнительным долгам можно следующим образом.








Выводы

1.     В условиях всевозрастающей неопределенности особенно важно уделить внимание организации мер по снижению возможных рисков. Одним из эффективных способов снижения рисков является создание финансовых резервов на предприятии. Однако зачастую данный процесс оказывается не автоматизирован.

2.     Предложенная в статье IDEF0-модель процесса создания резерва по сомнительным долгам содержит все основные этапы создания резерва, которые взаимосвязаны между собой через информационные потоки. Данная модель может быть дополнена или изменена в соответствие с внутренним регламентом конкретного предприятия.

3.     Поиск и разработка способов управления бизнес-процессами, способов повышения эффективности каждого из них, использование инновационных подходов к их организации позволяют усилить эффективность деятельности всего предприятия в целом, повысить основные показатели результативности, усилить конкурентоспособность, а также увеличить инвестиционную привлекательность компании.

 

Список литературы

1.     Корзухина А.Н. Резервы в бухгалтерском учете / А.Н. Корзухина // Бухгалтерский вестник. –  2011. – №3(189).

2.     Кузнецова О.Н. Система бухгалтерского учета резервов на предприятии: финансовые и налоговые последствия / О.Н. Кузнецова // Молодой ученый. – 2013. – №5.

3.     Кузьмина М.С., Мещерякова И.А., Потапов Г.Н. Моделирование управления бизнес-процессами на основе системной оптимизации / М.С. Кузьмина, И.А. Мещерякова, Г.Н. Потапов // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2011. – №4.

4.     Лаврушина Е.Г. Теоретико-прикладные вопросы управления бизнес-процессами предприятий средствами оптимизации затрат / Е.Г. Лаврушина // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. – №20.

5.     Переверзев П.П., Каточков В.М., Каточков Е.В. Проблемы функционального моделирования деятельности предприятия в сфере услуг / П.П. Переверзев, В.М. Каточков, Е.В. Каточков // Вестник ЮУрГУ. – 2011. –№41.

6.     Переверзев П.П. Совершенствование системы управления бизнес-процессами банка / П.П. Переверзев // Современные технологии управления. – 2013. – №7 (31).