Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

SWOT-АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.

   Проблемы обеспечения финансовой безопасности в последние годы стали чрезвычайно актуальны, в том числе и для малых предприятий Краснодарского края. Финансовая безопасность предприятия - это финансовое состояние, при котором предприятие может стабильно развиваться, противостоять внешним и внутренним угрозам. 

   Своевременное определение возможных опасностей и угроз предприятию является одним из основных путей обеспечения финансовой безопасности.

   К наиболее эффективным методам стратегического анализа относятся SWOT-анализ, PEST-анализ и SNW-анализ. SWOT-анализ предназначен для определения воздействия факторов внешней и внутренней финансовой среды на деятельность предприятия. PEST-анализ основан только на определении воздействия факторов макроуровня, SNW-анализ используется исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия [3].

   Для построения эффективной системы финансовой безопасности на малом предприятии целесообразно проведение SWOT-анализа. В процессе стратегического планирования с помощью данного анализа можно регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать свою деятельность с целью уменьшения потенциальных последствий угроз. Менеджеры всех уровней должны серьезно подходить к проведению данного типа анализа, так как от этого зависит выбор стратегических направлений деятельности малых предприятий [2].

   SWOT-анализ дает возможность оценить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.

   При оценке внешней ситуации стоит учитывать:

–          законодательство и политический климат, ожидаемые или возможные его изменения, которые могут повлиять на работу компании;

–          экономическое положение страны, региона (изменение показателей ВНП, возможные крупные изменения в экономике, потенциально влияющие на компанию, ожидаемая инфляция);

–          стандарты финансовой отчетности предприятий;

–          политику государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности;

–          уровень подготовки специалистов в области финансовой деятельности;

–          инновации в сфере технических средств управления, финансовых технологий и инструментов.

  В процессе проведения анализа внутренней ситуации предприятия оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес-процессы, анализируется конкурентоспособность. В процессе проведения анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ компании. К основным ключевым факторам анализа можно отнести:

–          менеджмент  (оценивается  потенциал  сотрудников  компании  высшего  и  среднего  уровня,  их квалификация, мотивация, лояльность);
–          маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, PR), сравнение рекламной активности с конкурентами, эффективность собственных маркетинговых усилий;
–          анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;
–          анализ ценовой политики (ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены для товаров компании, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта) и задач компании [4].

Сильные стороны:

Качество товара, широкий ассортимент Управление дебиторской задолженностью Использование               современных               финансовых технологий

Квалифицированный персонал Хорошая репутация у клиентов Выдающаяся компетентность Преимущества в области конкуренции

Слабые стороны:

Не большой ассортимент товаров на складе Дебиторская задолженность

Отсутствие финансирования Низкая ликвидность

Слабый маркетинг

Плохое  отслеживание  процесса  выполнения стратегии

Угрозы:

Появление новых конкурентов в данной сфере Замедление роста рынка

Возрастание                требований               со          стороны покупателей и поставщиков

Развитие технологий Увеличение цен на продукцию

Недобросовестное поведение контрагентов

Возможности:

Оптимизация налоговой политики

Потенциал формирования собственных финансовых ресурсов из внутренних источников

Возможность              расширения              рынка          сбыта (Ставропольский край, Ростовская область) Поиск новых поставщиков

Увеличение разнообразия во взаимосвязанныхпродуктах

Добавление сопутствующих товаров

Появление  на  рынке  новых  предприятий  (кондитерских,  хлебопекарен  и  т.д.), нуждающихся в оборудовании

Рис.1. Матрица SWOT-анализа на примере ООО «ВТМ-Белт»

   Систему исследуемых факторов финансовой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики деятельности предприятия. Результаты SWOT-анализа сводятся в таблицу (матрицу), которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз. Выше, на рисунке 1, в качестве примера представлен SWOT-анализ предприятия находящегося на территории Краснодарского края – ООО «ВТМ-Белт». Основной деятельностью предприятия является реализация комплектующих к промышленному оборудованию.

   Как мы можем видеть по данным таблицы, предприятие имеет больше сильных сторон и возможностей, чем угроз и слабостей, что свидетельствует о хорошей тенденции развития.

   Основными преимуществами самого метода SWOT-анализа являются следующие:

1.   Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.

2.   Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня.

3.   Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.

4.   Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период [1].

   Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа,  которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения нужно разрабатывать отдельно [5].

   SWOT-анализ дает яркую картину текущей ситуации в бизнесе. Доверить проведение анализа можно одному человеку, что является приемлемым для малых предприятий. Мы считаем, что SWOT-анализ необходимо проводить на регулярной основе. Проведением данного анализа на малом предприятии могут заниматься как менеджеры среднего звена, так и финансовый директор. Систему проведения SWOT-анализа на малом предприятии представим на Рисунке 2.


Рис. 2. Система проведения SWOT-анализа на малом предприятии

   SWOT-анализ позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию, наглядно представляет сильные и слабые стороны предприятия, что помогает выбрать оптимальный путь развития предприятия, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы. Данный  вид анализа не требует больших  финансовых затрат. В эффективности его проведения заинтересованы не только собственники бизнеса, но и сотрудники занимающие руководящие должности, поскольку от результатов проведения анализа может зависеть тенденция развития предприятия на ближайшую перспективу.

 

Список литературы

1.      Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник; пер. с англ.

– М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005. –400 с.

2.      Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия – К.: Эльга, 2013. – С. 199-221.

3.      Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия – К.: Ника-Центр, 2013. – С. 22-24.

4.      Волкова Л. Методика проведения SWOT-анализа. – М; 2010, С. 167

5.      Филобокова Л. Ю. SNW-, STEP- и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – №17 (98). – С. 36- 39.