Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы финансирования системы здравоохранения и предложены направления для ее совершенствования.

Ключевые слова: распределение средств, финансирование медицинского страхования, НСО, неработающее население, страховые взносы.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о поиске целого комплекса мер, который включал бы концепции по разработке долгосрочных планов развития и совершенствования здравоохранения в РФ во избежание неэффективного и нецелевого распределения бюджетных средств.

Финансирование ОМС в РФ основано на одноканальной системе. Программа госгарантий включает в себя список заболеваний и состояний, при которых застрахованному лицу гарантируется оказание бесплатной медпомощи. Оплачиваются услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, на основе стандартов медицинской сферы, подушевому нормативу и тарифу за оказание квалифицированной медпомощи.

Одно из главных направлений совершенствования в сфере ОМС это процесс интеграции потребителя медицинских услуг в систему ОМС для единения ее участников. Учитывая это, в процессе организации медпомощи СМО необходимо введение и развитие системы информационного обеспечения для граждан, которая бы позволила делать выбор в пользу МО для оказания бесплатной специализированной медпомощи.

Все предложения по совершенствованию финансирования медстрахования ориентированы на:

-   расширение принципов страхования в финансировании в области здравоохранения;

-        наращение эффективности при использовании финансовых ресурсов на частном и государственном уровне;

-     увеличение возможности участия населения при субсидировании медицинского страхования помимо утвержденных государственных гарантий.

В целях совершенствования финансирования медицинского страхования, а также качества управления денежными средствами ОМС следует проводить профессиональную и более тщательную проверку деятельности финансового менеджмента. Основными критериями качества менеджмента в области движения денежных средств являются: точность финансового планирования, эффективность управления кредиторской и дебиторской задолженностью, полное и своевременное исполнение бюджетных обязательств, финансовая грамотность.

Постоянное недофинансирование является большой проблемой ОМС, в результате чего происходит сокращение возможности по улучшению качества медицинского обслуживания граждан. Это связано с платежами органов власти за неработающее население. По данным Счетной палаты в 2017 году на ОМС неработающего населения приходилось чуть больше 600 млрд.р., что составляет около 7% всех расходов РФ. По сравнению с 2012 годом это показатель вырос в 2,2 раза [2].

Необходимо найти новый источник средств для финансирования медпомощи неработающему населению. К примеру – ведение накопительных счетов. Если медицинские полисы будут обеспечены денежными ресурсами с накопительных индивидуальных счетов, люди будут заинтересованы отчислять денежные средства на свое здоровье, смогут лично распоряжаться и самостоятельно контролировать свои финансовые средства. Или как один из вариантов – это семейные полисы ОМС. Лица, которые находятся на иждивении, застрахованы по полису работающего члена семьи. Неработающая часть населения застрахована за счет средств федерального бюджета, а пенсионеры за счет средств пенсионного фонда.

Обеспечить расходную часть бюджета источниками ее финансирования – это цель и условие эффективного функционирования системы бюджетов ОМС.

На рисунке 1 показана динамика субвенции на финансовое обеспечение ОМС [2].


Главным источником для формирования субвенций являются страховые взносы на ОМС работающего и неработающего населения. В 2016 году страховые взносы на ОМС работающего и неработающего населения составили 1 006 422 425,7 тыс.р. и 617 754 248,2 тыс.р. соответственно [2].

На рисунке 2 представлена динамика численности застрахованного населения в НСО [2].


Согласно федеральному закону №354-ФЗ тариф страхового взноса на ОМС неработающего населения составляет 18 864,6 р. Для НСО установлено значение коэффициента дифференциации в размере 0,4000. В 2017 году размер субвенции бюджету ТФОМС Новосибирской области для обеспечения финансированием деятельности ОМС было направлено 27 816,1 млн.р., с темпом прироста к 2013 году 49,01%, в т.ч. объем страховых взносов на неработающее население в 2017 году вырос на 5 127,6 млн.р. по сравнению с 2013 годом, что частично связано с увеличением численности неработающего населения на 77 348 человек за анализируемый период [1,6].

Актуальным на сегодняшний день является вопрос о совершенствовании финансирования здравоохранения. Повышение эффективности финансирования можно достичь путем развития экономических механизмов, внедрение которых будет обеспечивать принципы обязательного медицинского страхования. Эти мероприятия направлены на дальнейшее улучшение в части планирования объемов помощи, оказываемых медицинскими учреждениями и пациентопотоков, уменьшение безосновательных потребностей в медицинской помощи, оказываемой в стационаре, введение совершенно новых систем для оплаты медпомощи. Чтобы произвести сокращение в субсидировании объемов неэффективных затрат и ресурсов можно предложить следующую реализацию мер:

-        компьютеризация системы учета лекарственных средств и расходных материалов – количественный расход каждого материального ресурса на пациента с последующей выдачей персонифицированной накладной, в которой расписывается полный спектр услуг, оказанных участнику системы медицинского страхования, что сведет хищение средств к минимуму и прозрачности использования денежных средств;

-    развитие системы оценки сравнительной экономико-клинической эффективности технологий в здравоохранении (в т.ч. высокотехнологичной помощи), открытие центров для оценивания экономико- социальных последствий применения медтехнологий, установление оценочных критериев для сравнения медикаментов, закупающихся за счет средств соответствующего бюджета. Обновление системы оценки за продуктивностью применяемых технологий приведет к повышению уровня профессиональных знаний специалистов в вопросе использования средств и оказания высокотехнологичной помощи;

-   обновление системы ДМС как дополнительной формы к бесплатному медицинскому страхованию для населения. Софинансирование через ДМС выгоднее, чем прямая оплата. Это способствует расширять источники для финансирования сферы здравоохранения и открыть новые каналы для стабильного поступления дополнительных финансовых ресурсов;

-     усиленный контроль за развитием медицинских услуг, предоставляемых на платной основе. Дорогостоящее обследование в платных учреждениях становятся малодоступными или вовсе недоступными для части населения;

-   изменение порядка взимания страховых взносов, который бы учитывал размер заработной платы и иные доходы (в т.ч. дивиденды, доходы по ценным бумагам или иная деятельность, приносящая доход) для граждан отдельной категории;

-   цель на сокращение затрат, которые не связаны с оказанием медпомощи, такие как инвентаризация всех имеющихся участков земли, снижение налогооблагаемой базы и услуг на коммунальное хозяйство, приобретение хозинвентаря для декора медучреждения;

-      направлять средства в государственные медучреждения за услуги, предоставленные ими населению, а не за количество людей, находящихся на участке поликлиники. Это сводится к затруднению получения необходимого направления в специализированные бесплатные клиники, что позволяет направлять средства ОМС на содержание поликлиники, и как результат – перегруженные учреждения;

-    введение личных счетов для граждан с ресурсами, пополняемые из средств ОМС для удобства выбора клиники по времени приема и расположения, чем меньше посредников, которые могут воспользоваться денежным средствами, тем меньше вероятности коррупции [4];

-       введение сбора для финансирования расходов на государственном уровне в области здравоохранения для граждан трудоспособных, но официально неработающих. Примерно 40% неработающих граждан составляют лица трудоспособного возраста, часть из которых имеют свое хозяйство и поэтому не состоят на учете в центрах занятости. Если такая часть населения будет уплачивать сбор в размере 500 рублей, в целях предупреждения социального иждивенчества, то это может в значительной мере снизить нагрузку на бюджеты регионов, что позволит профинансировать нуждающиеся области здравоохранения за счет свободных денежных средств [3].

Финансирование здравоохранения в РФ нуждается в поиске путей стимулирования инвестирования в медицинское страхование со стороны государства; объединения усилий всех отраслей, которые совместно взаимодействуют в управлении здравоохранением; разработке предложений создания благоприятного климата для инвестирования и вовлечения частного капитала в отрасль. СМО следует расширять свои филиальные сети. Чтобы обхватить не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. В сельских клиниках и медучреждениях в отдаленных районах перейдут на оплату помощи по душевому нормативу. В 2018 году этот показатель превысит 1 тысячу рублей, что на 21% больше, чем в 2017 году [7].

Для решения проблем можно предложить направления совершенствования [5]:

-   повышение роли государственного финансирования здравоохранения через систему ОМС;

-   введение механизмов планирования оплаты медицинской помощи, которое будет стимулировать рост эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения;

-      разработка стабильной финансовой основы для предоставления населению бесплатной и квалифицированной медицинской помощи в рамках ОМС.

В настоящее время, становится насущной потребность во введении системы разделения финансовых рисков между ТФОМС и страховыми организациями, которая призвана мотивировать страховщиков к эффективному управлению затратами на оказание медицинской помощи застрахованным лицам.

На основании изложенного материала следует сделать вывод, что совершенствование финансирования медицинского страхования заключается в увеличении роли государственного финансирования в совокупности с привлеченными частными источниками при условии, что объемы финансирования зависят и от качества услуг, предлагаемых медицинскими учреждениями.

Список источников

 

1.Исполнение бюджета ТФОМС НСО за 2017 год. [Электронный ресурс]. URL://www.novofoms.ru/ 

2.«ОМС в Российской Федерации». Научно-практический журнал № 4, 2017.

3 .«ОМС в Российской Федерации». Научно-практический журнал № 1, 2016.

4 .Перевод средств ОМС на личные счета пациентов. [Электронный ресурс]. URL://www.audit- it.ru/news/personnel/937776.html

5.Проблемы финансирования и развития обязательного медицинского страхования в РФ. Конюкова О.Л., Мищенко Ю.В. В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 6-9. 6.Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» №354-ФЗ от 30.11.2011 года (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL://www.consultant.ru/

7.ФФОМС         подсчитал        будущие        доходы        и        расходы.        [Электронный        ресурс]. URL://vademec.ru/news/2017/12/26/irina-sokolova-chto-zhdet-sistemu-oms-v-2018-godu/