Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.

    Социально-экономические преобразования последних двух десятилетий в странах с переходной экономикой, интенсивные процессы глобализации в современном мире привели к более тесному сотрудничеству государства и бизнеса для решения задач государственного значения, направленные на удовлетворение потребностей населения.

   Мировой опыт показывает, что в условиях интеграции России в мировую хозяйственную систему успешное решение проблемы преодоления недостатка инвестиций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях возможно на основе широкого использования механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период  до 2020 г., утвержденная  распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предполагает, что одним из принципов отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, должно явиться «развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок,  распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры». Таким образом, основу современной политики российского государства по интенсификации процесса наращивания инвестиций в реальный сектор экономики должны составлять объединение финансовых вкладов государства, частного отечественного и иностранного капиталов, всесторонняя поддержка инвестиционной деятельности, создание благоприятного инвестиционного климата, задействование механизмов ГЧП.

   Важнейшим событием 2012 г. стало присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), превратившееся в один из решающих факторов, предопределяющих долгосрочные приоритеты государственной политики в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и ее отдельных отраслей на внешнем и внутреннем рынках. Ожидается, что членство в ВТО, сопровождающееся принятием обязательств по снижению импортных пошлин, упрощением технического регулирования, улучшит условия ведения бизнеса, привлечет иностранных инвесторов в Россию, будет способствовать развитию механизмов ГЧП.

    Использование механизмов ГЧП позволяет странам быстрее подняться вверх по лестнице международного рейтинга конкурентоспособности, который является интегральной оценкой развитости страны. Страны с высоким уровнем конкурентоспособности характеризует наличие развитой институциональной и законодательной базы, генерирующей доходы, высококачественной инфраструктуры, стабильность макроэкономической среды, высокое качество социальных услуг. Открытость рынка и развитый финансовый сектор создают основу для быстрого внедрения инноваций, способствующих повышению качества жизни населения даже после исчерпания других факторов эффективности экономики.

   Сегодня крайне важное значение приобретает проблема развития механизмов ГЧП как института совершенствования конструктивных взаимосвязей государственных структур, осуществляющих правовую власть и регулирующих общественно-значимые процессы в стране, и предпринимательского сектора. Как свидетельствует мировой опыт, на становление и развитие отечественных механизмов ГЧП оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых, по нашему мнению, следует выделить: аспекты, связанные с приватизацией государственных активов; состоянием государственного бюджета; динамикой макроэкономических параметров; ситуацией на внутреннем рынке; инвестиционной привлекательностью субъектов Российской Федерации и созданием благоприятного инвестиционного климата в регионах; развитостью рыночной институциональной базы; исполнением обязательств, учитывающих членство России в ВТО, а также рисками ее присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.

   Нацеленность на достижение оптимального участия страны в глобальном разделении труда, защиту национальной экономики от негативных последствий развития мирового хозяйства, содействие экспорту отечественных товаропроизводителей и укреплению их конкурентоспособности на международных рынках актуализирует необходимость и заинтересованность России в присоединении к ВТО и ОЭСР, влиятельнейшим организациям, предопределяющим специфику международных торговых и экономических отношений в современном мире.

   В то время как ВТО представляет многостороннюю международную торговую организацию с прописанным порядком компенсации и урегулирования внешнеторговых споров на основе пакета соглашений, продвижением общих правил торговли (товарами, услугами, инвестициями), ОЭСР является международной экономической организацией 34 развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, служащей платформой для координации социально-экономической политики государств-членов в глобальном масштабе путем осуществления многосторонних переговоров, связанных с проведением экспертизы по различным  направлениям  экономического анализа  и экономического прогнозирования, поиску взаимоприемлемых способов решения проблем администрирования и государственного управления различными сферами деятельности.

   Несмотря на возникновение комплекса различного рода опасностей на пути интеграции национальной экономики России в глобальное хозяйство, практически безальтернативным остается ориентация на формирование и поддержку конкурентных преимуществ предприятий и организаций страны на внутреннем и международном рынках за счет масштабного внедрения в производственную практику механизмов ГЧП. При этом защита товаропроизводителя должна начаться с совершенствования отраслей хозяйствования, что предполагает, прежде всего: преодоление технологического отставания от передовых систем стран мира; разработку системы целевых стандартов, определяющих требования к безопасности, экологичности и надежности запускаемых в производство; устранение многочисленных административных барьеров; совершенствование правовой базы развития ГЧП путем приведения ее в соответствие с международными нормами и стандартами и др.

   Таким образом, безальтернативность интеграции России в мировое сообщество обусловливает необходимость формирования принципиально новых взаимоотношений между государственными и бизнес- структурами в условиях технологической модернизации приоритетных секторов российской экономики.

   Разработанный на Всемирном экономическом форуме индекс вовлеченности стран в глобальную торговлю (The Global Enabling Trade Index), оценивающий эффективность работы различных учреждений и политику государств в сфере ведения международной торговли и развития экономического сотрудничества, включает четыре составляющих – уровень доступа на внутренний рынок и выхода с него, развитость административной инфраструктуры (в том числе деятельность таможенных органов), степень развития транспортной инфраструктуры и коммуникационных технологий, уровень развития бизнес-среды. По данным за 2012 г. в рейтинге 132 стран по уровню включенности в глобальную торговлю Россия заняла лишь общее 112 место.

   Россия способна создать более благоприятные условия для привлечения иностранных инвесторов, потенциал развития факторов инвестиционной привлекательности имеется и представлен на Рисунке 1.



Рис. 1. Кластеризация стран по накопленным прямым иностранным инвестициям Источники: World Bank, UNCTAD, The Economist Intelligence Unit, Анализ KPMG (КПМГ) / Петрашова Л., Черкин Э. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России. 31 марта 2010 г.: http://www.hse.ru/data/2011/04/08/1211742358/Petrashova_KPMG_v1.pdf.

   Материализация выгод России от членства в ВТО и присоединения к ОЭСР может быть максимально эффективно реализована через процессы ГЧП как преимущественного тренда в экономическом развитии национальных хозяйств развивающихся стран путем привлечения международного капитала при обеспечении снижения рисков для иностранных компаний. Привлечение иностранного капитала становится одной из стратегических задач современного развития, способствующих повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса, устойчивому росту российской экономики, повышению уровня жизни граждан.

   Необходимо констатировать, что в последние годы в России создан определенный положительный задел в сфере ГЧП: сформированы основные инструменты ГЧП, усиливается координация различных институтов развития ГЧП, существенно расширилась нормативно-правовая база в сфере ГЧП, активизируется поиск более эффективных форм и механизмов взаимодействия государства и бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

   ГЧП с участием международного капитала предоставит широкие возможности приобщения к передовому опыту и новейшим технологиям развитых стран, будет способствовать интенсификации процесса интеграции России в глобальную экономику, послужит необходимым условием формирования в стране инновационно ориентированной экономики, поддержания и наращивания конкурентоспособности отечественного производства. Среди основных препятствующих факторов привлечению зарубежного капитала для развития ГЧП в России, кроме несовершенной системы нормативно-правового обеспечения ГЧП-проектов и высоких рисков их исполнения, можно отнести: неразвитость институциональной среды, сложность и непрозрачность процедур конкурсного отбора частного инвестора, административные барьеры, жесткое давление на деятельность частного сектора на различных стадиях исполнения проекта.

 

Список литературы

1.      Присоединение России к ОЭСР грозит новыми проблемами: http://top.rbc.ru/economics/24/05/2013/859033.shtml.
2.      Мировая практика институционального обеспечения ГЧП: http://www.ucates.ru/analytics_09.
3.      Доклад о торговле и развитии, 2012 год. Доклад секретариата Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. – Нью Йорк-Женева: Конференция Организации объединенных наций по торговле и развитию, 2012. - 248 с.