Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

Проблемы, связанные с функционированием финансового механизма, весьма многообразны и противоречивы. Особое значение они приобретают в условиях антикризисного управления, поскольку обостряющиеся в период кризиса диспропорции в развитии экономики требуют от финансового менеджера:

-   глубокого знания финансового механизма и его составных частей;

-   четкого представления о возможности и специфике использования различных методов и рычагов в зависимости от глубины и масштаба кризисного развития и стадии банкротства предприятия.

Для уточнения понятия финансового механизма необходимо иметь четкое представление о том, что финансы – это особая часть экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений государства и предприятий [3]. Специфика финансов проявляется в их функциях: распределительной и контрольной. Это означает, что финансы – категория, прежде всего, распределительной стадии общественного воспроизводства. Вместе с тем, некоторые ученые [2] выделяют также и воспроизводственную функцию финансов. Мы, в свою очередь, не разделяем эту точку зрения, поскольку финансовые ресурсы в виде денежных фондов образуются лишь на стадии распределения. Вместе с тем финансы оказывают активное воздействие на все стадии воспроизводственного процесса. Действительно, без денежных фондов и накоплений в условиях товарно-денежных отношений не обеспечивается ни простое, ни расширенное воспроизводство, т. к. национальный доход государства и валовой доход предприятий без финансов не может быть распределен. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм.

Необходимо отметить, что не смотря на многочисленные исследования, в экономической литературе до настоящего времени не установилось единого понятия финансового механизма. Ученые- экономисты [2, 3, 4, 7] под финансовым механизмом обычно подразумевают «совокупность форм и методов, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных отношений, образование доходов и накоплений, создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств». На наш взгляд, данное определение не в полной мере учитывает:

во-первых, этимологию понятия «механизм» в соответствии с толковым словарем в значениях: «устройство, строение, организация»;

во-вторых, активное воздействие финансов на экономику предприятий;

в-третьих, специфическое назначение финансов в процессе распределения и перераспределения валового продукта и национального дохода.

Л. А. Дробозина [3], к примеру, утверждает, что финансы являются инструментом распределения национального дохода.

Учитывая функции финансов, их специфическую роль в воспроизводственном процессе и назначение, полагаем, что финансовый механизм – это часть экономического механизма, представляющая систему упорядоченного воздействия со стороны государства и инвесторов на финансовые ресурсы предприятий для достижения стратегических и тактических целей.

В состав основных элементов финансового механизма, по нашему мнению, кроме финансовых методов и рычагов, правового, нормативного и информационного обеспечения, входят также и финансовые отношения. Однако финансовые отношения входят в состав финансового механизма опосредованно, через его методы. В этом заключается особая роль финансов - финансовые отношения являются не только объектом управления (при этом используются специфические методы и рычаги), но через них осуществляется воздействие на экономические отношения других предприятий и государства. Так, например, изменение налоговых отношений (через механизм снижения налоговой нагрузки) активно влияет на повышение заинтересованности собственников и руководства предприятия в расширении производственно-коммерческой деятельности, осуществлении реальных инвестиций. Такое же воздействие оказывают финансовые отношения по распределению доходов (на развитие предприятия или на выплату дивидендов) и т. д.

Финансовый механизм соединяет в себе как объективные факторы (финансовые отношения в рыночных условиях), так и субъективные (законодательные документы, нормативная и информационная база). В этом состоит специфика финансового механизма и его воздействия на экономику предприятий.

Количественное сочетание элементов финансового механизма образует его конструкцию, которая изменяется в зависимости от поставленных предприятием целей: сохранение финансовой устойчивости, недопущение развития кризиса, выход из кризиса.

В антикризисном управлении предприятием мы выделяем два подхода к исследованию финансового механизма.

Первый подход связан с разделением понятия внешнего и внутреннего финансовых механизмов в зависимости от степени регулирования финансовых отношений предприятия со стороны государства.

Внешний финансовый механизм предприятия является инструментом управляющего воздействия в тех финансовых отношениях, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоговые, бюджетные отношения и т. д.

Государством разрабатывается обязательная для всех участников система организации финансовых отношений. Вместе с тем, внешний финансовый механизм может распространяться и на те виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. В данном случае такие отношения либо имеют важное значение для реализации финансовой политики государства на уровне макроэкономики, либо одна из сторон этих отношений – агент государства (например, финансы государственных предприятий), либо в них участвуют внешние юридические и физические лица, реализующие интересы государства, банков и других коммерческих организаций, а не данного предприятия.

Внутренний финансовый механизм проявляется в финансовых отношениях, не затрагивающих напрямую интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации и функционирования финансов на уровне внутрихозяйственной деятельности предприятия. В этом случае государство устанавливает лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды фондов и резервов, а также направления их использования. Внутренний финансовый механизм включает в свой состав такие финансовые методы как самофинансирование, материальное стимулирование, фондообразование, финансовый учет, финансовый анализ и др.

Действие внешнего и внутреннего финансовых механизмов переплетается и накладывается друг на друга. Это связано с невозможностью функционирования методов и рычагов внешнего финансового механизма без формирования некоторых их количественных и качественных характеристик во внутренней среде предприятия, и наоборот. В зависимости от преобладания влияния внешней или внутренней среды предприятия на характеристики методов и рычагов финансового механизма мы предлагаем разделить их на формируемые преимущественно:

-   во внешней среде предприятия (бюджетное финансирование, налогообложение);

-     во внутренней среде предприятия (самофинансирование, фондообразование, авансирование, материальное стимулирование);

-   равноценные по степени формирования (финансовый учет, контроль, финансовое регулирование, финансовое планирование).

Безкризисное функционирование экономики предприятия невозможно без приспособления внутреннего финансового механизма к воздействию внешнеэкономических факторов. С этой точки зрения внешние финансовые факторы проявляются во внутреннем финансовом механизме, изменяя внутрихозяйственные финансовые отношения, методы и рычаги.

Реалии развития современной российской экономики таковы, что предприятия вынуждены приспосабливаться к воздействию неблагоприятных внешнеэкономических факторов, вызванных, прежде всего, ухудшением геополитической ситуации и введением разнообразных экономических санкций. Процесс приспособления, по нашему мнению, должен складываться из выбора необходимого набора методов и рычагов внутреннего финансового механизма и установления их количественных характеристик в оптимальном направлении.

Так, например, в целях приспособления к неблагоприятным условиям банковского кредитования (в случае повышения процентной ставки за кредит) предприятиям целесообразно:

-    использовать банковский кредит только при положительном значении эффекта финансового рычага (то есть когда экономическая рентабельность активов превышает среднюю расчетную ставку банковского процента);

-    увеличение плеча финансового рычага (соотношение заемных и собственных) регулировать в зависимости от дифференциала (разницы между экономической рентабельностью активов и средней банковской ставкой за кредит);

-      в качестве альтернативы использования банковского кредита для оплаты текущих затрат применять надежные коммерческие и банковские векселя;

-      увеличивать кредиторскую задолженность поставщикам, увязывая ее величину с нормой добавленной стоимости и суммой дебиторской задолженности, и не допускать при этом образования просроченных долгов;

-   при расчетах с покупателями задействовать механизма «спонтанного» финансирования (скидки за долгосрочную оплату счетов и т. д.) с целью снижения дебиторской задолженности и сокращения потребности в заемных средствах;

-        для финансирования текущих затрат рассматривать возможности более масштабного использования форвардных сделок с покупателями с целью получения авансов под будущую реализацию товаров и т. д. [5].

В связи с тем, что внешние экономические условия, как правило, являются «заданными» и к ним можно только приспособиться, главный «центр тяжести» в антикризисном управлении переносится на внутренний финансовый механизм.

Второй подход в исследовании финансового механизма сводится к установлению зависимости формирования цели и конструкции финансового механизма от глубины и масштаба кризисного развития, а также стадии банкротства предприятия. В данном случае важной является проблема определения оптимального набора и изменения качественных и количественных характеристик элементов финансового механизма предприятия на различных стадиях развития кризиса и опасности банкротства.

Рассмотрим, например, метод инвестирования и один из его видов - капитальные вложения.

Источниками капитальных вложений являются собственные средства, бюджетные ассигнования, долгосрочные заемные средства. Для предприятия, находящегося на стадии финансовой устойчивости, очевидно, будут доступны все перечисленные виды источников капитальных вложений, в то время как для предприятия, находящегося на стадии финансовой неустойчивости (признаки которой сопоставимы с глубоким (в зависимости от глубины), финансовым (в зависимости от масштаба поражения) кризисом) весьма сомнительна будет доступность такого источника собственных средств как прибыль, а также долгосрочных заемных средств. В свою очередь, такой источник софинансирования капитальных вложений как бюджетные ассигнования, прежде всего, зависит от экономической и социальной значимости производства на данном предприятии и поэтому потенциально может присутствовать на любой стадии кризисного развития и банкротства. Однако, в настоящее время в большинстве случаев предоставление бюджетных ассигнований связано с поддержанием/развитием финансово устойчивых, благополучных предприятий или же предприятий, которые могут испытывать незначительные, временные финансовые затруднения (т.е. предприятий, находящихся на стадии скрытого банкротства, признаки которой сопоставимы с легким (в зависимости от глубины), платежным (в зависимости от масштаба) кризисом).

Такой метод внутреннего финансового механизма, как самофинансирование, определенно будет иметь место на предприятиях, находящихся исключительно на стадии финансовой устойчивости или стадии скрытого банкротства. И вполне очевидно его отсутствие во внутреннем финансовом механизме предприятий, находящихся на стадии финансовой неустойчивости и стадии явного банкротства (признаки которой соотносимы с катастрофическим (в зависимости от глубины), финансово-платежным, системным (в зависимости от масштаба поражения) кризисом). В случае интенсивного развития кризисного процесса, речь может идти лишь об обеспечении самоокупаемости затрат предприятия, причем, скорее всего, только на стадии финансовой неустойчивости (в частности, её преодолимой фазе).

Приведенные примеры свидетельствуют о правомерности тезиса об изменении количественных и качественных характеристик элементов финансового механизма и их набора для предприятий, находящихся на разных стадиях кризисного развития и опасности банкротства. Полагаем, что в зависимости от глубины и масштаба поражения кризисом, стадии банкротства предприятия будут различными: цели использования финансового механизма, специфика проявления его элементов, а также последовательность использования методов и рычагов. Поэтому в антикризисном управлении на любой стадии кризисного развития и опасности банкротства предприятия жизненно необходимо знать, какую конструкцию финансового механизма (в первую очередь, какие методы и рычаги) целесообразно использовать для повышения эффективности производственно-финансовой деятельности и обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

 

Список литературы

 

1.   Антикризисное управление: Учебник / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М. : ИНФРА – М, 2010.– 620 с.

2.   Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 288 с.

3.    Дробозина Л.А. Финансы: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. – 527 с.

4.   Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 383 с.

5.       Круш З.А. Эффективная организация финансов как база антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями / З.А. Круш // Прогрессивные методы финансово – учетного обеспечения оздоровления и устойчивого развития организаций АПК : Сб. науч. трудов. – Воронеж : Воронеж. гос. аграр. ун-т, 2013. – С. 3 – 11.

6.     Ряховская А.Н. Трансформация антикризисного управления в современных экономических условиях. Двадцатилетию антикризисного управления России посвящается / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован // Эффективное антикризисное управление. – 2013. - №5 (80). – С. 62 – 73.

7.   Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Е.И. Шохин. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2003. – 408 с.

8.   Юн Г.Б. Формирование механизма антикризисного управления в российской экономике / Г.Б. Юн // Финансы и кредит. – 2002. - №9. – С. 5 - 22.