Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2015г.

    Конец XVII-начало XVIII в. стали знаменательным временем в истории России. Реформы известного государственного деятеля и предводителя, одаренного и энергичного Петра I, дали возможность одолеть культурную самоизоляцию России (которая, однако, ни разу не была полнейшей), прорубить «окно в Европу», наладить контакты и взаимообмен, приобщиться к общеевропейской культуре и цивилизации.

    Петровские реформы, напряжение народных сил, труд всей России посодействовали во многом устранить отсталость страны, сыграли громадную роль в развитии производительных сил державы, ее индустрии и сельского хозяйства, науки и культуры.

    В царствование Петра I, открывшее, по сути, историю РФ XVIII в., особой спецификой организации врачебного дела в стране продолжал оставаться государственный характер. Невзирая на проблемы, связанные с проведением масштабных реформ, правительство устремлялось проявлять заботу об охране здоровья своих граждан, для начала военных, расходуя на это определенные суммы из бюджета и управляя всей медициной в стране.

    Известно, что в годы царствования Петра I в России были открыты большие военные госпитали - в Москве (1707), Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и прочих населенных пунктах державы. Указом Петра I (1721) магистраты обязывались возводить «земские иждивением гошпитали ради призрения сирых, пациентов и увечных и для самих престарелых людей обоего пола»: вследствие еще при его жизни в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов .

    Развивавшаяся медицина требовала расширения обеспечения населения медицинскими препаратами. Вследствие этого большое количество внимания уделялось увеличению численности аптек. В Петербурге, Казани, Глухове, Риге и Ревеле в 1706 г. были открыты служебные аптеки, а в некоторых иных городках - гарнизонные. Вместе с этим были предприняты меры к поощрению создания вольных (частных) аптек.[4]

    В 1701 г. последовал указ, что любой российский гражданин либо иностранец, который пожелает завести вольную аптеку с разрешения правительства, получит безденежно нужное для этого место и жалованную грамоту на потомственную передачу собственного заведения; таким аптекарям предоставлено было право свободно выписывать все нужные материалы из-за границы. В Москве, в дополнение к 2 служебным, разрешено было открыть еще 8 аптек. А с 1721 г. вольные аптеки начали открываться в Петербурге и прочих губернских городках. Характерно, что и разрешение на открытие аптек, и контроль над их работой входили в сферу интересов страны. Государственной медицине, во-первых, военно-медицинской службе, требовалось больше медицинских работников. Поначалу их вербовали за рубежом.

    Чтобы получить собственных, более грамотных докторов, требовалось готовить в  стране собственных лекарей, открыв с данной целью специализированные учебные заведения. И в XVIII в., после 1 госпитальной школы в Москве, было открыто еще несколько средних учебных заведений. Учеников госпитальных школ, которые были в равной степени компетентны и в терапии, и в хирургии, направляли сначала в армию и на флот .

    Общепризнано, что прогресс экономики и связанные с ним политические и культурные преобразования неминуемо обусловливают необходимость в быстром развитии науки. В числе первых в России была открыта готовившая лекарей медико-хирургическая (госпитальная) школа.

   Необходимо выделить, что данная школа представляла собой сознательно новый вид высших медицинских учебных заведений. Главное  состоит в том, что, в  отличие  от существовавшей в  XVII в. врачебной школы Аптекарского приказа, и первая, и все иные отечественные медико-хирургические средние учебные заведения создавались исключительно на базе больших лечебных учреждений - госпиталей, отчего первое время они и именовались «госпитальными».

    С самого же начала учреждение наибольших, генеральных (то есть учебных) госпиталей преследовало двоякую цель - излечение пациентов и преподавание медицины. [3]

    Создаваемые в России госпитальные средние учебные заведения принципиально выделялись и от существовавших в Западной Европе медицинских учебных заведений - медицинских факультетов институтов. Как известно, их выпускники - лекари терапевтического профиля - получали в основном теоретическое образование. В противоположность им доктора, не имевшие университетского медицинского образования, получали фактическую подготовку по методу «ремесленного ученичества» и являлись медиками 2 вида. Но жизнь демонстрировала - и сначала XVIII в. это становилось все более явным, - что лекари обязаны быть как следует, подготовлены как по внутренней медицине, так и по хирургии.

    В РФ, где никогда не было свойственного Западной Европе антагонизма между докторами и хирургами, с самого начала высшего медицинского образования начали готовить лекарей, в равной степени компетентных и в хирургии, и во внутренних заболеваниях. Начало высшему медицинскому образованию было положено в Москве.

    25 мая 1706 г. был опубликован указ Петра I об организации Московского госпиталя. Сначала для госпиталя были построены несколько деревянных двухэтажных флигелей. Помещения госпиталя окружал сад, в котором разводились лекарственные растения. 21 ноября 1707 г. госпиталь был открыт, сюда стали принимать пациентах для лечения.

    В тоже время начала работать первая в стране Московская госпитальная (медико-хирургическая) школа, приступили к занятиям ее первые учащиеся. На содержание госпиталя и школы Монастырский приказ (а позже сменивший его Святейший Синод) расходовали часть средств, получаемых духовенством от монастырских вотчин, от сборов с «венечных памятей», от «лазаретных средств», от «штрафных средств».

    В начале XIX в. формируются первые научные медицинские школы: анатомическая (П. А. Загорский), хирургические (И. Ф. Буш, Е. О. Мухин, И. В. Буяльский), терапевтические (М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский). Н. И. Пирогов создает топографическую анатомию и военно-полевую хирургию, в которой выдвинул положение о значимости организации врачебной помощи в период боевых действий, выделил исключительно высокую роль предупредительной медицины. Н. И. Пирогов первый раз во всем мире в военно-полевых условиях использовал для наркоза этиловый эфир (1847 г.), придумал большое количество методов своевременного лечения, являющихся и в настоящее время традиционными, первым в стране применял на войне женский труд (1853 г.).

    В советский период и врачебная практика, и фармацевтическая работа регламентировались общепризнанными мерками Гражданского кодекса РСФСР, Уголовного кодекса РСФСР, несколькими отраслевыми законами и подзаконными актами, а также указами Министерства здравоохранения РСФСР и СССР.[1]

Следует отметить, что, невзирая на неоспоримую значимость в жизни прогрессивного сообщества правового регулирования здоровья людей, законодательное обеспечение гражданского права на здоровье до 1990 г. в РФ было очень ограниченным. Почти что все законодательство в данной сфере исчерпывалось «Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и Законом РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.), принятым согласно с вышеуказанными основами .

    Период перехода к новой экономической формации (конец 80-х– начало 90-х годов ХХ в.) характеризуется интенсивной работой по осмыслению деятельности множества общественных институтов сообщества, тесно связанных с правотворческим  действием. В начале ноября 1991 года законодательный орган страны принял Постановление о «Декларации прав и свобод человека и гражданина», суть которого сводилась к принятию «Декларации»  и  приведению  отечественного  законодательства  в  соответствие  с  положениями  данной «Декларации». Она стала одним из главных составляющих  Конституции  РФ  1993 года и составила главное содержание ее II главы (ст. 17–64).

    В заключении стоит отметить, что в ходе перехода РФ к рыночной экономике сложилась новая отраслевая экономика здравоохранения. Зарождение новой научной дисциплины - экономики здравоохранения обусловлено :

•    формированием здравоохранения как главной сектора экономики народного хозяйства, что связано с подъемом спроса на медицинские сервисы;

•    потребностью разумного планирования и успешного применения материальных, трудовых и экономических средств здравоохранения, как ресурсоемкой сектора экономики народного хозяйства;

•    определенным местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей сектора экономики;

•    повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит очень большой экономический результат.

 

Список литературы

1.      Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов / Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 668 с.

2.      Улумбекова Г.Э. Как отвечает законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на вызовы системе здравоохранения: аналитическая справка. – М., 2011. – 104 с.

3.      Татарников М.А. Реформа здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и перспективы их ршения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 336 с.

4.      http://pharmapractice.ru/64310 - Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения