Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Как показывает практика, продолжительность переходного периода, априорно установленная севастопольскому социуму для вхождения в законодательное поле Российской Федерации, оказалась недостаточной для оперативной адаптации жизнедеятельности городского социально-хозяйственного комплекса к функционированию в новом правовом пространстве. Так, до сих пор здесь не разработаны такие основополагающие документы, как научно-обоснованная общая концепция развития Севастопольского региона в новых условиях, отвечающий ее целям Генеральный план и соответствующая программа реорганизации социальной сферы (медицины, образования и ЖКХ). Как следствие, развитие города осуществляется в  значительной степени бессистемно, под  влиянием наличия  (либо отсутствия) интересов конкретных инвесторов, в силу чего городской бюджет Севастополя в целом в 2016 году был исполнен лишь на 85% [2]. Эти обстоятельства формируют среди населения определенное разочарование и недовольство эффективностью организации соответствующих аспектов социального бытия, что особенно хорошо заметно на примере оценки жителями Севастополя качества медицинского обслуживания в городе.

Определению актуальных характеристик общественного мнения в плане удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере здравоохранения было  посвящено целевое социологическое исследование. Опрос постоянного населения города Севастополя проводился совместными силами РОО «Севастопольский городской Совет Женщин» и Ассоциации севастопольских социологов в рамках реализации проекта «Проведение общественного контроля качества предоставляемых услуг в здравоохранении, образовании и жилищно-коммунальном хозяйстве».

Исследования по сколько-нибудь сходной тематике в Севастополе до настоящего времени не проводились, в силу чего указанный опрос приобрел преимущественно поисковый, зондажный характер. Его цель состояла в установлении степени удовлетворенности различных слоев населения качеством услуг в сфере здравоохранения, выявлении наиболее существенных недостатков в организации предоставления медицинских услуг и определении основных направлений совершенствования организационных аспектов деятельности соответствующих организаций.

Судя по результатам анализа собранных в процессе данного исследования материалов, в городе имеет место, в целом, низкий уровень удовлетворенности населения организацией предоставления медицинских услуг (таблица 1):

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых вам медицинских услуг?»

 

Варианты ответа

 

% к общему количеству опрошенных

 

Да

 

11,7

 

Не в полной мере

 

42,2

 

Нет

 

46,1

 

Итого:

 

100,0%

 

Такая оценка сформировалась под воздействием ряда факторов, сложившихся здесь за последние три года, из которых следует указать, прежде всего, на более чем двукратное увеличение численности местного населения за этот период времени, в силу чего возросла нагрузка на действующие медицинские учреждения и, соответственно, снизилась возможность получения оперативной медицинской помощи. Так, судя по утверждениям респондентов, в среднем по городу время ожидания первичного обследования у участкового терапевта составляет от двух до десяти дней, а продолжительность ожидания консультаций профильного специалиста – от одной  до шести недель. Респондентами отмечается острая нехватка (дефицит) медицинских специалистов, особенно врачей узких специальностей, - на это обстоятельство указало 87,2% опрошенных; соответственно 94,3% респондентов отмечают недостаточность количества талонов, выделяемых в медицинских учреждениях для записи на проведение тех или иных обследований (анализов).

Отмеченный в целом по городу уровень неудовлетворенности  качеством медицинских услуг объясняется, в числе прочего, тем, что на протяжении 2016 года в системе здравоохранения города по разным причинам не состоялись закупки ряда видов аппаратуры и оборудования, исключено из планов строительство онкодиспансера и т.д. По мнению респондентов, лечебные учреждения города (включая больницы) недостаточно оснащены таким оборудованием, как ФЛЮ, УЗИ, МРТ, КТ, рентген, оборудование для диагностики глазных болезней, оборудование для стоматологических кабинетов и кабинетов физиопроцедур, отмечается общая недостаточность количества действующих кабинетов физиологических процедур, ЛФК и массажа, а также лабораторных реактивов; больницы не располагают достаточным для проведения качественного лечения количеством и ассортиментом медикаментов (эту позицию отметили 63% опрошенных, из них 80% приобретает лекарства за собственные средства).

В то же время имеют место выраженные различия в оценках условий работы между государственными и коммерческими лечебными учреждениями (таблицы 2-3).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворяет ли Вас количество врачей, специалистов в медицинском учреждении, услугами которого Вы пользуетесь?

А. В государственных медицинских учреждениях:

 

 

Варианты ответа

 

% к общему количеству опрошенных

 

Да

 

12,8

 

Нет

 

87,2

 

Итого:

 

100,0%

 

Б. В частных (коммерческих) медицинских учреждениях:

 

 

Варианты ответа

 

% к общему количеству опрошенных

 

Да

 

89,9

 

Нет

 

10,1

 

Итого:

 

100,0%

 

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Достаточно ли медицинского оборудования в Вашей поликлинике (больнице) ?

А. В государственных медицинских учреждениях:

 

 

Варианты ответа

 

% к общему количеству опрошенных

 

Да

 

23,0

 

Нет

 

77,0

 

Итого:

 

100,0%

 

Б. В частных (коммерческих) медицинских учреждениях:

 

 

Варианты ответа

 

% к общему количеству опрошенных

 

Да

 

85,8

 

Нет

 

14,2

 

Итого:

 

100,0%

 

Тем не менее, большинство опрошенных предпочитают при необходимости обращаться за помощью в государственные лечебные учреждения (таблица  4),  хотя качеством предоставляемых здесь услуг удовлетворено лишь 11,7% респондентов (удовлетворены не в полной мере 42,2%, не удовлетворены 46,1%):

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Вы предпочитаете пользоваться услугами государственного или частного (коммерческого) медицинского учреждения?

 

Варианты ответа

 

% к общему количеству опрошенных

 

1.            Государственные медицинские учреждения

 

75,8

2.            Частные         (коммерческие)          медицинские учреждения

 

24,2

 

Итого:

 

100,0%

 

Такое соотношение численности пациентов  государственных  и  частных  (коммерческих) лечебных учреждений представляется естественным, если учесть, что 26,5% жителей города составляют лица пенсионного возраста. Кроме того, среднедушевой денежный доход населения в Севастополе вообще является одним из самых низких в Российской Федерации: если в среднем по РФ этот показатель в течение 2015 года вырос с 28029 до 31098 рублей, то в Севастополе за этот же период его значение уменьшилось с 14048 до 13596 рублей. При этом общий уровень потребительских цен на товары и услуги в 2015 году увеличился здесь до 121% (в процентах к декабрю предыдущего года), тогда как значение общероссийского индекса потребительских цен за указанный период составило 112,9% [1]. Тем не менее общий объем медицинских услуг, предоставленных севастопольцам на платной основе, увеличился за тот же период на 17,2% и составил 367589,5 тыс. руб., [3].

Еще одна из причин неудовлетворенности – бессистемная застройка города, имевшая место в последние десятилетия, в силу чего снизилась доступность пользования услугами медицинских учреждений: 82,5% опрошенных жителей города считают, что затраты времени на дорогу к медицинскому учреждению с использованием общественного транспорта составляют от 30 минут до 1 часа. По этой же причине 73,5% респондентов недовольны оперативностью работы «Скорой помощи», а еще 62,2% респондентов считают недостаточным количество социальных аптек в конкретных районах города, и т.д.

Главным выводом, сделанным на основе материалов проведенного исследования, был следующий: в длящихся дискуссиях относительно общей концепции развития социально-хозяйственного комплекса Севастополя в новых условиях и при разработке проекта нового Генерального плана основной акцент необходимо сделать на формировании комфортной среды обитания местного населения (с учетом резкого увеличения его численности в курортный сезон), обеспечивающей, в числе прочего, доступность и качество услуг, предоставляемых в сфере здравоохранения. Эту же цель следует иметь в виду при формировании городских бюджетов на текущий период и перспективу, - в частности, предусмотреть финансирование увеличения количества (строительство) государственных медицинских учреждений пропорционально увеличению численности населения в административных районах города, проведение ремонта помещений в действующих поликлиниках и больницах, строительство онкологического центра, улучшение материально- технического оснащения больниц и поликлиник, увеличение количества станций скорой помощи при соответствующем обеспечении специализированными транспортными средствами и т.д.

На основе результатов проведенного исследования сформирован пакет предложений по улучшению практики работы с населением в сфере здравоохранения. Отчет о проведенном исследовании и сформированные на его основе выводы и рекомендации переданы руководству профильных подразделений Правительства и Законодательного собрания Севастополя для изучения и разработки мер по совершенствованию деятельности медицинских учреждений и улучшению качества услуг, предоставляемых ими населению города.

 

Список литературы

 

1.                      Мудрик А. Ю., Шаповалова Е. О. Статистический анализ уровня жизни населения в Севастополе // Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 35-38.

2.                      http://crimea-news.com/economy/2017/01/24/261700.html (дата обращения 03.04.2017).

3.                      http://ruinformer.com/page/statistika-poterjala-bezraboticu-v-sevastopole      (дата         обращения 19.04.2017).