Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

Главные отличительные особенности программного бюджета от традиционного, заключаются в том, что расходы бюджета входят в состав программ. [3, С. 4]. В свою очередь, программа несет в себе цель, которая ориентирована на конечный итог деятельности, связанный с распределением государственных финансов. Принцип программного бюджетирования заключается в методологии планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета. Так же он обеспечивает связь процесса распределения государственных финансов с итогами реализации программ, которые разрабатываются на основе ключевых целей, при этом учитывая главные приоритеты политики государства.

Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [4].

На региональном и муниципальном уровнях, целью перехода к программному бюджету являлось осуществление своих функций органами власти как гаранта по предоставлению государственных (муниципальных) услуг населению страны.

В формировании программ сложились 5 ключевых направлений: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности, эффективное государство [10].

Каждая государственная программа, а так же каждая муниципальная программа ежегодно проходит процедуру по оценки эффективности реализации программы.

Порядок проведения оценки эффективности, а так же критерии устанавливаются в свою очередь Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы. [5]

Для проведения оценки эффективности реализации государственных программ, были выбраны программы в сфере повышения эффективности управления финансами в четырех субъектах РФ Сибирского федерального округа.

Для оценки применялись следующие показатели: степень реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уроню затрат, оценка эффективности использования бюджетных средств.



Таблица 1 – Сравнительный анализ эффективности реализации государственных программ по управлению государственными финансами

 

 

 

 

Наименование государственной программы

Оценка эффективности программы

 

Степень реализации мероприятий (факт/план)

 

Оценка степени соответствия запланированно му уровню затрат

 

Оценка эффективности использования бюджетных средств

«Управление государственными финансами

в Новосибирской области на 2014 - 2019

годы»

 

98,9%

 

97,2%

 

1,02

«Управление государственными финансами

Кузбасса на 2014 - 2019 годы»

 

100%

 

99,7%

 

1,00

«Управление государственными финансами

и государственным долгом на 2014 - 2020

годы в Забайкальском крае»

 

95%

 

115%

 

0,83

«Управление государственными финансами

Иркутской области на 2015 - 2020 годы»

 

77,8%

 

95,8%

 

0,81

 

Уровень реализации мероприятий по данным государственным программам в Новосибирской области, Кемеровской области и Забайкальском крае имеет высокий процент выполнения (более 95 %).

В Иркутской области наблюдается средний уровень исполнения мероприятий по программе (77,8%). Исходя из данных отчета об исполнении программ, 2 мероприятия не были исполнены в связи с недостатком средств для выполнения мероприятий. Степень соответствия фактического уровня затрат запланированному уровню во всех анализируемых регионах составила более 95%.

В Забайкальском крае по итогу 2016 года фактически использованные денежные средства на реализацию программы превысили запланированные показатели на 15% в связи с внесением изменений в паспорт государственной программы, а также за счет привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий по программе.

Исходя из условий оценки эффективности реализации государственных программ, Новосибирская и Кемеровская области реализуют свои программы эффективно, так как показатель «Оценка эффективности использования бюджетных средств» имеет значение ≥1. Иркутская область и Забайкальский край имеет по данному показателю значения в пределах 0,8, это означает, что эффективность реализации программы находится на среднем уровне.

Далее в анализе государственных программ по Новосибирской и Кемеровской областям (с наиболее высокими показателями) использовались следующие показатели: уровень достигнутых значений целевых индикаторов по программе в целом, коэффициент финансового обеспечения программы, оценка эффективности реализации программы [1, С. 885-888].

Таблица 2 – Оценка эффективности реализации государственных программ по Новосибирской и Кемеровской областям

Наименование

государственной программы

Уровень

достигнутых значений целевых индикаторов

Уровень

финансового обеспечения программы

Эффективност

ь реализации программы

Качественная

оценка реализации программы

«Управление

государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы»

 

 

 

93,5%

 

 

 

97,2%

 

 

 

96,2%

 

 

 

Эффективная

«Управление

государственными

 

92,5%

 

98,0%

 

95%

 

Эффективная

финансами Кузбасса на

2014 - 2019 годы»

 

 

 

 

 

Проведенный расчет оценки эффективности государственных программ с использованием других показателей, также подтвердил высокую степень эффективности реализации программ по Новосибирской области и Кемеровской области.

По обеим программам достигнут высокий уровень по фактически достигнутым показателям в сравнении с плановыми значениями.

По итогам 2017 года, реализация данных государственных программ в Новосибирской и Кемеровской областях осталась на достигнутых высоких значениях.

Достижению данных показателей способствует эффективная работа финансовых органов субъектов, а также мониторинг со стороны проверяющих и контролирующих государственных служб.

Несмотря на достигнутые результаты, необходимо подчеркнуть, что не по всем субъектам РФ отмечается высокий уровень эффективности реализации госпрограмм, направленных на повышение качества управления госфинансами.

На основе статистического анализа и экспертных оценок для каждой статьи источников и расходов Программы можно определить возможные объемы поступления и расходования средств, их отклонение от запланированных величин и сформировать соответствующие вероятностные характеристики [2, С. 50–54].

Основными источниками проблем в сфере государственных программ на мой взгляд остаются:

-      несовершенство законодательства. Слабая проработка нормативно-правовой базы в сфере государственных и муниципальных программ;

-   недостаточный уровень контроля. Большинство регионов при разработке программ не соблюдают законодательство в данной сфере (статьи 179 Бюджетного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации») однако, данные программы принимаются к реализации, финансируются и проходят оценку в министерстве финансов субъекта РФ.

-   отсутствие единой методики оценки эффективности реализации государственной программы. При проведении научного исследования, автором был проведен анализ 15 государственных программ по регионам России, в паспортах программ практически у половины программ не указаны методики оценки эффективности, в некоторых регионах, при проведении оценки эффективности реализации программ применяются разные показатели, которые в полной мере не могут отразить эффективность реализации программы.

Таким образом, отсутствует возможность провести объективную оценку и сравнение реализации государственных программ в регионах по стране в целом.

 

Список литературы

 

1)   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

2)      Владимирова Т.А., Дуплинская Е.Б., Селиванов К.С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ / Экономика и предпринимательство. 2017. № 2- 2 (79-2). С. 885-888.

3)    Государственная программа Забайкальского края «Управление государственными финансами и государственным долгом на 2014 - 2020 годы в Забайкальском крае» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430608118

4)     Государственная программа Иркутской области «Управление государственными финансами Иркутской области на 2015 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gfu.ru/uf/

5)    Государственная программа Кемеровской области «Управление государственными финансами Кузбасса на 2014 - 2019 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412806687

6)    Государственная программа Новосибирской области «Управление государственным финансами Новосибирской области на 2014-2019 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfnso.nso.ru/page/426

7) Портал госпрограмм: https://programs.gov.ru/Portal/site/index

8) Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" (с изм. от 01.01.2018)

9) Соколов В.Г., Дуплинская Е.Б., Селиванов К.С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.

10) Терентьева И.В., Лисина Е.В. Проблемы и перспективы внедрения программного бюджетирования в России // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012.№6. С.4