Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОЧТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА КАК КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгодонск
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2015г.

    Становление качественно нового института согласования хозяйственных интересов в управлении институциональной устойчивостью на региональном уровне предполагает и совершенствование приёмов и методов наблюдения за его развитием. Основу такой деятельности должен составлять мониторинг рынка социальных услуг. Мониторинг как комплекс информационно-аналитического обеспечения ставит своей целью разработку и применение технологий управления институциональной устойчивостью социально- экономической системы региона. При этом важно то, чтобы данные мониторинга результативности не оставались лишь в отчётах, а активно использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений. Также следует отметить, что внедрение технологии требует не только введения новых методов сбора информации (например, опроса представителей клиентских групп), но и изменения существующей системы сбора, учёта и хранения административных данных, поскольку эта система, как правило, не ориентирована на использование данных опросов для определения результативности бюджетной деятельности, а учитывает исключительно показатели процесса предоставления услуг.

    Система мониторинга бытовых услуг призвана обеспечить учёт социально-экономической специфики территорий при разработке региональных программ социального обеспечения населения, а также обеспечить органы управления сферы услуг населения и иных субъектов сферы социального обслуживания инструментом определения результативности и экономической эффективности реализующихся программ жизнеобеспечения населения.

    Осуществление мониторинга бытовых услуг в совокупности с инструментами анализа и прогнозирования позволяет качественно изменить механизм принятия решений в системе управления региональной экономикой сферы услуг и перейти от интуитивных к научно обоснованным методам управления. Формирование системы мониторинга бытовых услуг как методологической основы изучения процессов становления платных услуг должно реализовываться на региональном уровне, так как именно в масштабах региона в настоящее время решаются ключевые вопросы развития как бытовой, так и социальной сфер.

    Основной целью мониторинга выступает обеспечение региональных органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.

    Мониторинг в системе управления экономикой региона способствует решению следующих основных задач:

–     организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;

–    оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

–     анализ текущих тенденций в экономике региона, в финансово-кредитной и социальной сферах, выявление информационных взаимосвязей между макроэкономическими показателями,  характеризующими состояние и тенденции развития экономики;

–     организация системы анализа базовых данных, содержащих оперативную информацию по всем важнейшим направлениям и установление информационной связи между параметрами экономической статистики, необходимой для идентификации и верификации математических моделей;

–    обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчинённости и форм собственности, граждан, информацией, полученной при осуществлении мониторинга;

–    прогнозирование и моделирование экономической конъюнктуры и социальной ситуации, обоснование принятия важных управленческих решений;

–     оценка результативности реализуемых государством мероприятий в сфере создания условий для восстановления социально-экономической базы дальнейшего развития территорий;

–      подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления.

    Развитая аналитическая система мониторинга состояния рынка бытовых услуг, позволяющая оценивать последствия мер различного воздействия на этот сектор экономики, является информационной основой управления институциональной устойчивостью сферы бытового обслуживания в рыночных условиях.

    Проектирование и построение системы мониторинга включает следующие пять основных этапов:

1)    определение задач системы мониторинга сферы бытового обслуживания и требований к информации, необходимой для их выполнения;

2)    создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов их проведения;

3)    построение сети мониторинга;

4)    разработка системы получения данных/информации и представления информации потребителям;

5)      создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра (при необходимости) системы мониторинга.

    На первом этапе проектирования должны быть выбраны основные статистические методы обработки данных, так как от них в значительной степени зависит частота и сроки наблюдений, а также требования к точности получаемых значений. Для определения требований к информации необходима большая детализация и взаимоувязка поставленных задач.

    Второй этап – наиболее сложный, на нём с учётом поставленных задач и имеющегося опыта функционирования системы мониторинга определяются основные структурные подразделения сети наблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), с указанием их основных задач. Предусматриваются меры по соблюдению оптимального соотношения между видами наблюдательных сетей, включая наблюдения на стационарных пунктах, действующих длительное время по относительно неизменной программе, региональные краткосрочные обследования, а также интенсивные локальные наблюдения в областях, представляющих наибольший интерес. На этом этапе решается вопрос о целесообразности и масштабах использования автоматизированных, дистанционных и других подсистем мониторинга. На втором этапе разрабатываются также общие принципы проведения наблюдений в сфере бытового обслуживания. Они могут представляться в виде методических рекомендации или руководств по проведению ряда мероприятий:

–   организации пространственных аспектов наблюдений (выбор мест расположения пунктов контроля, их категория в зависимости от важности объекта и его состояния; определения расположения наблюдательных постов и т.д.);

–   составлению программы наблюдений (намечается, какие показатели, в какие сроки и с какой частотой наблюдать, при этом даются рекомендации по соотношению технических, экономических и организационных показателей для типичных ситуаций);

–   организации системы контроля правильности выполнения работ и точности полученных результатов на всех этапах. Предполагается при этом, что имеются унифицированные руководства по корректировке ошибок, параметры объективности оценок и т.д.

    Построение системы мониторинга предусматривает реализацию определённой организационной структуры, разработанной на основе реализации принципов проведения наблюдений с учётом специфики местных (региональных) условий. На данном этапе уточняется соотношение видов наблюдательных сетей, устанавливаются места расположения пунктов в стационарной сети, выделяются области интенсивных наблюдений, намечается периодичность обследования объектов бытового обслуживания для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются конкретные программы для  каждого пункта и вида наблюдений, регламентирующие перечень изучаемых показателей, частоту и сроки их наблюдения. При наличии автоматизированных и/или дистанционных наблюдений уточняются программы их работ.

    Предпоследний этап – разработка системы получения данных информации и представления её потребителям. На этом этапе определяются особенности иерархической структуры получения и сбора информации:

–   пункты наблюдений;

–   региональные информационные центры;

–   общенациональный информационный центр.

    Заключительным этапом является создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра (при необходимости) системы мониторинга. После создания системы мониторинга и начала её функционирования появляется необходимость проверить, отвечает ли полученная информация исходным требованиям к ней. Если получаемая информация соответствует предъявляемым к ней требованиям, систему мониторинга можно оставить без изменений. В случае если эти требования не выполняются, а также при появлении новых задач система мониторинга нуждается в пересмотре.

    Система мониторинга рынка бытовых услуг представляется в виде комплекса, включающего пять информационных блоков:

–   внутренний и внешний документооборот предприятий бытового обслуживания региона;

–   официальные прогнозные, отчётные статистические и нормативные документы отраслевого, территориального характера;

–   автоматизированная подсистема сбора и обработки социально-экономической информации;

–     специализированные (целевые) исследования по отдельным проблемам социально-экономического развития.

    В целом алгоритм формирования системы мониторинга бытовых услуг представлен на Рисунке 1.


Рис.1. Блок - схема формирования мониторинга рынка бытовых услуг

 

    С точки зрения экономической целесообразности, при построении мониторинга наиболее важен принцип целенаправленности, т.е. определение конкретного круга экономических индикаторов, полно, но без избыточности описывающих сложившееся состояние объекта исследования, и факторов, повлиявших на него. Для выявления состава индикаторов необходимо воспользоваться принципом системности изучения объекта исследования.

    Основные источники информации заслуживают отдельного рассмотрения, так как они весьма существенны для целей анализа и прогнозирования рынка бытовых услуг, которые, в свою очередь, являются важнейшей подготовительной стадией управления. Достаточно сложной представляется не только проблема сбора информации, но и проверка её достоверности, а также выбор методов корректировки и сопоставления.

    Наличие открытой, полной и достоверной информации является основой для действий органов управления различного уровня по обеспечению устойчивости региональной системы, в том числе и на основе функционирования согласительных механизмов, позволяющих достигать решения хозяйственных проблем на основе конструктивного сотрудничества участников хозяйственных процессов.