Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2015-2016 ГГ.

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

В условиях сложной макроэкономической конъюнктуры перед субъектами Российской Федерации остро встал вопрос поиска источников финансирования внутренних инфраструктурных проектов.

Нередко возникают ситуации, когда органы местного самоуправления не обладают достаточными средствами для воплощения сложных, дорогих, инфраструктурных проектов в жизнь. В то же время, частный бизнес, обладая достаточными ресурсами, не заинтересован в реализации подобных проектов.

Сложившуюся ситуацию способно решить государственно-частное партнёрство (ГЧП).

Термин "государственно-частное партнерство" является дословным переводом английского термина "public-private partnership" (PPP) и давно применяется во Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии и других странах.

Всемирный Банк Реконструкции и Развития определяет государственно-частное партнерство как долгосрочный контракт между частными компаниями и государственными органами для обеспечения общественного актива или услуги, в которой частная сторона несет значительный риск и ответственность управления.

В России государственно-частное партнерство регулируется Федеральным законом Российской Федерации №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно   п.1   ст.3  данного   закона,   государственно-частное партнерство,   муниципально  - частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально - частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качеств.

В России на данный момент наибольшее распространение получило государственно - частное партнерство в форме концессии, то есть соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется создать или реконструировать определенный имущественный объект, право собственности на который остается за второй стороной (концендентом). Концендент в свою очередь передает право владения и пользования объектом на продолжительный срок концессионеру.

Государственно-частное партнерство обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

В мировой практике встречаются различные модели государственно-частного партнерства. Центр развития государственно-частного партнерства приводит следующие модели (Табл.1).



Таблица 1  

Модели государственно-частного партнерства в мировой практике


Сокращение

Расшифровка

Описание

 

 

1

 

 

ВОТ

 

Build-Operate- Transfer

«строительство-управление-передача» – концессионер

осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;

 

2

 

ВТО

 

(Build-Transfer- Operate)

«строительство-передача-управление» – концессионер строит

объект, который передаетсяв собственность концедентуи управляется концессионером;

 

3

 

BOO

 

Build-Own- Operate

«строительство-владение-управление» концессионер строит объект

и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

 

 

4

 

 

BOOT

 

Build-Own- Operate- Transfer

«строительство-владение-управление-передача» – частный партнер

после строительства получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передаётся публичному партнеру;

5

ВВО

 

Buy-Build- Operate

«покупка-строительство-управление» – публичный партнер продает

объект частному партнеру, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления;

 

6

 

DBOOT

Design-Build-

Own-

тоже, что и модель BOOT, но частный партнер также отвечает за

проектирование объекта;




 

Сокращение

Расшифровка

Описание

Operate-Transfer

7

BOL

Build-Own-Lease

«строительство-владение-передача в аренду»;

 

8

 

BOLT

Build-Own-

Lease- Transfer

 

«строительство-владение-передача в аренду - передача в собственность»;

9

DBOLT

Design-Build-

Own- Lease-Transfer)

 

тоже, что и модель BOLT, но частный партнер также отвечает за проектирование объекта;

10

DBFO

Design-Build-

Finance- Operate

«проектирование-строительство-финансирование-управление»     –

дополнительно оговаривается участие частного партнера в финансировании проекта.

 

Основываясь на данных таблицы можно сделать вывод, что основным элементом любого проекта на основе государственно-частного партнерства является «строительство». Нетрудно заметить также, что все основные изменения в формах ГЧП касаются сроков владения результатом реализации проекта, а также форм перехода прав собственности между субъектами ГЧП.

Государственно-частное партнерство рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Сегодня более чем в 130 странах уже реализуются или планируются к реализации проекты ГЧП. Более 4500 таких проектов реализуются или успешно завершены. В ряде стран в них инвестируется 15-20% от общих капитальных вложений в инфраструктуру. При этом более чем в 60 странах организованы национальные или региональные центры ГЧП [6, 59].

Согласно данным НП «Центр развития ГЧП» число проектов на основе ГЧП в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло в 1,4 раза до 893 проектов, в том числе: 12 проектов федерального уровня, 104 проекта регионального уровня и 757 проектов муниципального уровня [2, 8].

Положительным примером может служить то, что региональные и муниципальные администрации постепенно перенимают опыт структурирования проектов ГЧП Федерального уровня в отрасли автомобильных дорог – спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры в российских публично-правовых образованиях по-прежнему высокий

Пятеркой лидеров среди субъектов с наиболее развитой системой государственно-частного партнерства оказались: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Самарская область, Новосибирская область, Нижегородская область. Причинами, по которым данные регионы заняли лидирующие позиции, разнообразны. Основными критериями распределения в данном рейтинге служили: развитость институциональной среды в сфере государственно- частного партнерства; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; инвестиционная привлекательность субъекта.

Не смотря на то, что в Республике Татарстан раньше других регионов было утверждено правовое регулирование ГЧП собственным республиканским законом о государственно-частном партнерстве (принят Госсоветом РТ 7 июля 2011 года), по итогам 2015 года Республика Татарстан заняла всего лишь 10 место в рейтинге, опустившись на 8 позиций по сравнению с 2014 годом.

Подобное снижение связано, в том числе, с отсутствием положительных изменений количества муниципальных концессий (всего 45) в коммунальной сфере и проектов в отрасли здравоохранения, перешедших в стадию эксплуатации. Концессий регионального уровня в Татарстане по-прежнему мало — в реестре соглашений о ГЧП в Республике Татарстан по состоянию на последнюю дату зарегистрировано всего 6 республиканских ГЧП.

Основополагающей проблемой является отсутствие опыта в реализации средних и крупных проектов при помощи государственно-частного партнерства. Субъекты ГЧП должны уметь оперативно составлять и согласовывать программу проекта, определять этапы реализации проекта, заранее просчитывать риски и потери, определять выгоды сторон, а также проводить постоянный мониторинг в ходе реализации проекта. Для решения данной проблемы  можно использовать  опыт западных стран в  области создания единых координационных центров, которые помогут субъектам ГЧП обмениваться опытом друг с другом, вырабатывать новые конструктивные предложения, обсуждать их, вырабатывать единые стандарты деятельности.

Еще одним препятствием на пути развития государственно-частного партнерства является недостаточное развитие принципов прозрачности в отношениях с властью различных уровней. Здесь стоит обратиться к положительному опыту стран Европы, в которых в рамках осуществления принципа прозрачности и повышения доверия между властными структурами и бизнес-сообществом были созданы специальные консультативные советы, отслеживающие и контролирующие ход реализации тех или иных проектов. В полномочия таких советов также нередко входит анализ проектов, оценка целесообразности их реализации.

Также проблемой является дефицит квалифицированных кадров для работы в условиях ГЧП. Здесь показательная ситуация в целом для России: всего в 46 регионах страны есть должностные лица, имеющие специальную подготовку и квалификацию в сфере управления проектами ГЧП. Привлечение на рынок Татарстана профессиональных управляющих компаний, совместное создание новых институтов финансирования

–   все эти мероприятия являются продолжительными во времени.

Дополнительно стоит упомянуть общую экономическую нестабильность, снижение потребительской активности населения, сокращения частных инвестиций в реальный сектор экономики, увеличение инфляционных и валютных рисков.

Государственно-частное партнерство является одним из способов эффективного экономического взаимодействия между государственными субъектами и частным бизнесом. Властям различных уровней подобная форма сотрудничества позволит выполнять социально-значимые проекты, снизить общий  уровень нагрузки на бюджеты различных уровней.

В свою очередь, бизнес получит определенный  набор гарантий  и  гарантированный объём спроса со стороны региональных властей. Развитие ГЧП особенно актуально для Республики Татарстан, где недавно была принята «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, почти полностью посвященная различным масштабным инфраструктурным проектам, реализовать которые в одиночку государство не в состоянии.

Грамотное использование инструментов ГЧП, а также активное продолжение развития нормативно- правовой базы в этой сфере поможет реализовать подобные масштабные программы и уверенно занять за собой право называться одним из самых привлекательных регионов в России для бизнеса и инвестиций всех уровней.

В заключении данной работы можно сделать следующие выводы.

Число проектов на основе ГЧП в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло в 1,4 раза до 893 проектов. Основной формой ГЧП в России является концессия.

По итогам 2015 года Республика Татарстан заняла всего лишь 10 место в рейтинге, опустившись на 8 позиций по сравнению с 2014 годом. В Республике Татарстан существуют характерные для России в целом проблемы, препятствующие развитию ГЧП - это отсутствие опытной базы для развития крупных инфраструктурных проектов на основе ГЧП, недостаточное соблюдение принципов прозрачности в сфере ГЧП, отсутствие квалифицированных кадров, общая экономическая обстановка. Предлагаемые решения потребуют временных затрат и институциональных, структурных изменений, однако в перспективе подобные реформы позволят реализовывать крупные инфраструктурные социальные проекты и закрепят за Республикой Татарстан место среди лидеров развития государственно-частного партнерства.

 

Список литературы

1.     Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015 / НП «Центр развития ГЧП» - 2015 – 31 с.

2.     Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2015-2016 / НП «Центр развития ГЧП» - 2016 – 25 с.

3.     Сайт Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. – [Адрес]: http://tida.tatarstan.ru/rus/air/documents.htm

4.     Сайт Public-Private Partnership in Infrastructure Center. Международный банк реконструкции и развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. – [Адрес]: http://ppp.worldbank.org/public-private- partnership/

5.     Статья «Кризис – время ГЧП». Сайт госкорпорации «Внешэкономбанк» [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. – [Адрес]: http://www.fcpf.ru/media/krizis-vremya-gchp/

6.     Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принят Государственной Думой РФ 01.07.2015. Одобрен Советом Федерации 08.07.2015 года. Российская Газета, Федеральный выпуск 6727 (156), 17.07.2015г.

7.     Э.Р. Йескомб. Государственно-частное партнёрство: Основные принципы финансирования / пер. с англ. – Альпина Паблишер - 2015 – 457 с.