28 мая 2016г.
Координация подфункций при формулировании целей, их реализация и контроль является основной задачей мониторинга стратегического развития в процессе стратегического управления финансами корпорации. Достигается это посредством организации работы и обслуживания стратегических звеньев управления и с помощью формирования рамочных условий для эффективного циркулирования инновационной информации между разными отделами предприятия.
Стратегическое управление компанией и ее финансовой подсистемой включает в себя систему стратегического финансового контроллинга и нуждается в применении набора индикаторов, использование которых позволяет уменьшить прямые и косвенные агентские затраты.
Дадим характеристику наиболее общим аспектам мониторинга корпоративных финансов. В процессе исследования была синтезирована представленная ниже организационная модель, имеющая две составляющих:
1) объект мониторинга;
2) методика мониторинга.
Дадим в первую очередь характеристику структуры организационной модели мониторинга финансового менеджмента. Объектами мониторинга в этом случае будет выступать управление:
- системой безналичных расчётов;
- финансовыми рисками;
- структурой капитала компании;
- капиталом, вложенным в основные средства;
- привлечением новых финансовых ресурсов;
- оборотными средствами;
- деловой активностью и оценкой эффективности деятельности предприятия;
- постановкой и реализацией бюджетирования и бизнес-планирования;
- уровнем и динамикой финансовых результатов деятельности компании. Методика мониторинга включает:
1. С помощью специальных методов анкетирования и интервьюирования персонала, бесед с руководством, сбора и анализа внутрифирменной документации уточнение целей и финансовых стратегий предприятия (общих стратегий и в разрезе отдельных структурных составляющих), финансовых программ развития, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование компании.
2. Анализ следующих документов:
- организационно-распорядительной документации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
- документации бухгалтерского и управленческого учета: бухгалтерской отчётности, отчётов о структуре затрат, платёжных календарей, отчётов об объёмах продаж, отчётов о состоянии запасов, бюджетов, бизнес- планов, балансов оборотных средств, ведомостей, актов взаимосверки и т.д.
- документов, определяющих финансовые отношения между предприятием и другими юридическими или физическими лицами: соглашений о предоставлении кредита, кредитных заявок, залоговых свидетельств, эмиссионных документов, реестров акционеров, счетов-фактур, платёжной документации.
3. В зависимости от объекта в процедуру мониторинга финансового менеджмента включаются следующие направления:
3.1 Система безналичных расчётов;
3.2 Система бюджетирования и бизнес-планирования;
3.3 Управление финансовыми рисками;
3.4 Управление оборотными средствами;
3.5 Управление капиталом;
3.6 Политика привлечения новых финансовых ресурсов;
3.7 Управление структурой капитала предприятия;
3.8 Финансовые результаты деятельности предприятия.
Если осуществлять финансовый анализ более детально, то могут быть предусмотрены следующие блоки финансовой информации:
1. Анализ имущественного и финансового состояния предприятия;
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
3. Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия.
Заметим, что любой коммерческой организации присущи свои технологические, экономические и региональные особенности, поэтому они должны отразиться в специфике осуществления мониторинга системы финансового менеджмента.
Кроме всех вышеперечисленных процедур довольно часто осуществляется оценка финансово- хозяйственных перспектив предприятия, в ходе которой может быть определена вероятность появления негативных тенденций в части ухудшения финансового состояния предприятия в будущем.
Анализ деятельности предприятий может опираться как на изменение относительных тенденций, так и сравнение полученных абсолютных значений с отраслевыми нормативами или аналогичными данными по успешным предприятиям. Однако такого рода информация малодоступна, поэтому в рамках интегрированных структур целесообразно, опираясь на специфику, стратегию развития, финансовую стратегию и стратегические цели и приоритеты, устанавливать свои критерии с позиции управляющей компании.
Опорным документом в системе мониторинга корпоративных финансов является аналитическая записка, в которой проводится оценка деятельности предприятия по итогам года и используется вся финансовая информация. В рамках данного документа решается несколько задач:
1. Оценка текущего финансового состояния по итогам года;
2. Сравнение фактических и плановых показателей и анализ причин расхождения как в положительную, так и отрицательную сторону;
3. Прогноз возможного развития (с учётом результатов прошлых лет);
4. Выявление проблемных позиций и оценка степени их сложности (рискованности) с позиции финансовой политики предприятия;
5. Оценка и предложение финансовых целей на следующий год;
6. Качественная оценка тенденций изменения стоимости предприятия на основании итогов прошедшего года.
Как наиболее общий регламент мониторинга финансового менеджмента организационная модель может применяться в практической деятельности как ревизоров, так и финансовых менеджеров, а может служить основой при формировании более детализированных методик.
Список литературы
1. Оленев Н.И. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. 2-е изд.– М. / Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько / : Финансы и статистика, 2006.
2. Чараева М.В., Бурыка Д.В. Исследование контроллинга как составляющей финансового менеджмента // European Social Science Journal. – 2013. - №12. Т. 1.
3. Чараева М.В. Использование контроллинга при реализации финансовой стратегии телекоммуникационного предприятия // Финансовые исследования. - №2. – 2015.