Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ЦАРСКОЙ РОССИИ – ИНСТРУМЕНТ АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Сегодня в Российской Федерации практически не разрабатываются прогнозы использования земельных ресурсов, схемы землеустройства, землеустроительные проекты и другая документация. Бытует мнение, что при капиталистическом строе, рыночной экономике в землеустройстве нет необходимости, его вполне может заменить межевание земельных участков. Однако следует помнить, что землеустройство как государственное мероприятие сформировалось в России в период становления и развития капиталистических аграрных отношений. Только проект образования конкретного землепользования, не зависимо от формы собственности на землю, может быть положен в основу межевания. Это требование для земель  населённых  пунктов  и  сегодня  закреплено  в  Градостроительном  кодексе  РФ.     Кодекс предусматривает проведение межевания земельных участков на основе планировочной документации квартала, района и т.д. К сожалению, на землях сельскохозяйственного назначения Земельным кодексом РФ не прописано подобное требование Юридическим обоснованием межевания на этих землях могли быть Схемы землеустройства муниципальных образований, Схемы районной планировки, проекты образования землепользований, участков и др.  Если основы для межевания нет, то его результатом является:

*передача под объекты самого различного назначения земельных участков в природоохранных и водоохранных зонах, в зонах инженерных сетей, в зонах исторических и архитектурных памятников и др. На такие участки. не предусмотренные прогнозами и проектами, оставляются межевые планы, а затем участки ставятся на кадастровый учёт и совершается регистрация прав на них.

*выделение органами региональной и муниципальной власти земельных участков в «слепую», так как отсутствуют прогнозно-планировочная документация и достоверные данные в информационной базе кадастра недвижимости, характеризующие природно-экономический потенциал земельных ресурсов;

*кадастровые инженеры не могут заменить ликвидированную землеустроительную службу в части разработки Схем районной планировки, Схем землеустройства и других документов, необходимых как дорожная карта для управления земельными ресурсами.

*Законом РФ от 28 06. 2014г.№172 г. «О стратегическом прогнозировании» не представлена для страны в целом структура прогнозной и проектно-изыскательской документации по использованию земельных ресурсов, а Закон РФ от 18. 06. 2001 г. № 78 «О землеустройстве» в действующей редакции оказался не применяемым.

На сегодня проектно-изыскательские работы по землеустройству в РФ, а сам термин «землеустройство» исчезает из лексикона управленцев, юристов, экономистов и даже специалистов – аграрников. Между тем землеустройство остаётся инструментом совершенствования земельных отношений во всех странах независимо от их общественно-политического устройства. Землеустройство зародилось России в начале прошлого века как государственный инструмент развития капитализма.

До конца IX века России взаимосвязано развивались землемерие и межевание и были необходимы правящему строю, прежде всего, в фискальных целях. В середине XIX века в Российской деревне резко обострилась классовая борьба. Это вынудило правительство отменить крепостное право и пойти на поземельное устройство, обеспечивавшее повышение товарности сельского хозяйства. Многие экономисты-аграрники называют мероприятия поземельного устройства первой земельной реформой в России. Она осуществлялась на опыте «землемерии» и «межевания» и была направлена на передачу земель в собственность конкретным селениям и крестьянам при финансовой поддержке государства.

К концу XIX века помещики начали производить выбор мест размещения своих центров, разделять имения на хозяйственные единицы (экономии, хутора, фермы и др.), намечать дороги, скотопрогоны и др. Так начало зарождаться внутрихозяйственное земельное устройство (внутрихозяйственное землеустройство). Малоземелье крестьян, сохранение общины, сохранение ограничений размеров крестьянских землевладений, продажи удельных и казённых земель в единоличное пользование, а также опыт крупных землевладельцев по ведению производства и использованию земель, явились в 1902 году для Правительства России основанием для подготовки новой земельной реформы. Указом Николая II от 9 ноября 1906 г. разрешалось передавать земли в собственность крестьянам, заменять семейный принцип общинного пользования землёй на личное наследственное право и др. В целом реформа была направлена на замену общинной формы землепользования на хуторско – отрубную систему, дававшую крестьянам право выхода с наделом из общины. В процессе реформы осуществлялось выполнением следующих землеустроительных действий:

*выдел земель отдельным селениям сельских обществ;

*выдел земель выселкам и частям селений;

*выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и селениям;

*разверстание угодий по сельским обществам и селениям между членами обществ или селений на отрубные участки;

*ликвидация чересполосицы земель;

*сведение в единый массив (отрубной участок) земель разного владения, включенных в одну дачу;

*раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

*отграничение  земель,  подлежащих  землеустройству,  для  выполнения         землеустроительных действий.

Землеустройство того периода, как говорил Столыпин П.А. в Государственной Думе, имеет «…не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение». Результат проведенных землеустроительных работ в 1906 -1910 гг. послужил основой для принятия 29 мая 1911 года царского закона «О землеустройстве». Закон регулировал основные вопросы совершенствования землевладений и землепользований в стране, т.е. он отражал цели и интересы государства по развитию капиталистических аграрных отношений и был нацелен на экономическое развитие страны.

Важнейший результат Закона - разграничение функций и полномочий землеустроителя и межевика. В основу землеустройства была положена экономика, а межевание стало рассматриваться как простейшее геодезическое действие по установлению на местности границ элементов землеустроительных проектов или решений. Землеустроительные действия также дополнялись инженерными и экономическими расчетами по рациональному использованию земель. В целом законодательно утверждены виды и принципы землеустройства, а также определило, что любые изменения в организации территории, должны решаться на основе проектов землеустройства;

Столыпинская земельная реформа, целью которой было развитие аграрных капиталистических отношений, продолжалась около десяти лет. В процессе реформы сформировался её инструмент - землеустройство. Характерно, что все землеустроительные проекты осуществлялись незамедлительно и без корректировок со стороны каких либо органов власти. В целом, столыпинскую земельную реформу можно в государственном, методическом, техническом и организационном планах считать образцом. Этого нельзя сказать о Земельной реформе РФ в 1992-1993 гг.