Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОЧТОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Сегодня значительная часть крупных международных  компаний из различных отраслей, в том числе российские, декларируют приверженность принципам устойчивого развития, осознавая связь стоимости бренда, репутации, инвестиционной привлекательности, улучшение показателей деятельности с экономическими, экологическими, социальными аспектами деятельности.

В социально-гуманитарном знании устойчивость системы рассматривается, как ее свойство возвращаться к исходному состоянию после прекращения некоего воздействия, которое вывело ее из этого состояния. Устойчивость обладает неким дуализмом, с одной стороны способность системы возвращаться в исходное, как правило, комфортное состояние характеризует ее устойчивость к негативным факторам, с другой стороны, чем выше устойчивость системы, тем сильнее система будет сопротивляться реформам. Это указывает, во-первых, на сложность содержания понятия устойчивость, во-вторых указывает на ее динамический характер.

М.Н. Нечепуренко под устойчивым развитием предприятия считает такое развитие, при котором обеспечивается как текущая, так и стратегическая устойчивости. Предприятие обладает краткосрочной устойчивостью, если обеспечена его платежеспособность, и долгосрочной устойчивостью, если темпы развития предприятия соответствуют темпам развития рынка. Мы разделяем данную позицию. Безусловно, объемные показатели важны в оценке устойчивого развития компании. При этом не справедливо останавливаться лишь на объемных (количественных) показателях, оставляя без внимания качественные показатели управления. По нашему мнению объемные показатели не всегда объективно отражают состояние устойчивого развития компании.

Определение устойчивого развития компании Е.Л. Герасимовой основывается на теории жизненного цикла компании. Устойчивое развитие предпринимательской структуры - способность хозяйствующего субъекта под влиянием факторов внешней и внутренней среды в течение жизненного цикла сохранять устойчивость и при этом переходить от одного качественного состояния к другому, обеспечивая нормальную жизнедеятельность и достижение поставленных целей. Автор ограничивает жизненный цикл компании. В то время как концепция устойчивого развития компании ориентирована на бесконечное продолжение жизненного цикла компании, структурную трансформацию компании, которая позволит компании расширить до бесконечности границы жизненного цикла.

Мы изучили множество подходов к определению понятия устойчивого развития компании (предприятия), проанализировали и дали собственное определение.

Устойчивое развитие компании - режим целенаправленного, закономерного, сбалансированного по экономическим, экологическим и социальным показателям функционирования компании, в результате которого система переходит в новое качественное состояние, основанное на возникновении, трансформации или исчезновении элементов и связей объектов, без изменения функциональных характеристик системы, сохраняя при этом приемлемый уровень адаптивности, жизнестойкости, эффективности, конкурентоспособности системы бесконечно долгое время.

Применительно к компаниям почтовой связи, с учетом особенностей отрасли устойчивое развитие компании почтовой связи следует рассматривать в контексте модернизации его структуры, качества предоставления услуг почтовой связи, управления инновационным развитием в компании, управление HR циклом и бизнес-процессами.

Рынок почтовых услуг в России представлен:

·       национальным оператором - ФГУП «Почта России»;

·       негосударственными операторами почтовой связи, оказывающими услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации или ряда субъектов РФ (DHL, UPS, TNT, DPD и др.);

·       компаниями почтовой связи, оказывающие услуги на территории 1-2 регионов РФ.

По данным Роскомнадзора на февраль 2014 г., на рынке  услуг почтовой связи России работали 440 компаний, имеющих 561 действующих лицензии. Количество выданных лицензий за 2013 г. увеличилось более чем на треть - 104.

Анализ и оценка основных тенденций развития почтово-логистических услуг, особенности ее развития служат основными факторами, которые необходимо учитывать при формировании стратегии устойчивого развития компании.

Всестороннее исследование факторов внешней и внутренней среды - основа формирования концепции устойчивого развития компании.

По данным исследования Всемирного почтового союза темпы развития рынка услуг почтовой связи определяют следующие факторы:

·       экономические: рост ВВП; инфляционные процессы;

·       социально-демографические: изменение численности населения и домохозяйств, уровень образованности населения, степень урбанизированности страны;

·       технологические: развитие инфокоммуникаций, замещение услуг почтовой связи другими инфокоммуникационными услугами;

·       внутриотраслевые: деятельность организаций почтовой связи, органов государственного управления.

Состояние российского рынка почтово-логистических услуг в значительной степени зависит от состояния основного оператора рынка почтовых услуг ФГУП «Почта России» и от ряда факторов, среди которых:

·       инфляция и обесценивание/удорожание российского рубля;

·       усиление конкуренции на рынке и возможный рост финансовых возможностей основных конкурентов;

·       снижение уровня потребления и покупательской способности населения;

·       усиление ценовой конкуренции;

·       изменение законодательства в сторону ужесточения ведения хозяйственной деятельности.

Анализ  мировых  практик свидетельствует  об  отставании  эффективности деятельности ФГУП «Почта России» от почтовых компаний развитых стран (Табл.1).

Таблица 2 Основные показатели хозяйственной деятельности Почта России и зарубежных почтовых администраций на 01.10.2015 г.

 

Сравнительная характеристика

Почта

России

Poste

Italiane

Deutsche

Post DHL

 

USPS

 

La Poste

Страна

Россия

Италия

Германия

США

Франция

Количество отделений

42 000

13 233

20 000

31 606

17 075

Штат, FTE. чел.

292 689

144 635

497 745

493 381

257 000

Выручка в 2015 году, млн. евро

2 420

23 900

59 230

68 800

23 045

Рентабельность, %

0,01

2,6

2,6

-3,5%

1,9

EBITDA/Выручка 2015, %

3,50

19,60

0,60

н/д

-14,00

Производительность труда (млн. евро/сотрудник)

 

0,009

 

0,17

 

0,12

 

0,14

 

0,09

Наличие почтового банка

Нет

Да

Да

Нет

Да

Инновационность (min 1-max4)

 

2

 

3

 

4

 

2

 

3

 

Сравнительный анализ свидетельствует о более чем 10 кратном отставании производительности труда российской компании от своих иностранных коллег, что отражается на рентабельности компании.

Изучение международного опыта помогает выделить следующие направления развития потенциала компании - это, прежде всего, постоянное развитие сервиса обслуживания, инновации в оборудовании и технологии, фокус на оптимизацию бизнес - процессов с точки зрения конечной цели всего процесса, а не отдельных его частей.

Среди ключевых мировых тенденций развития услуг и технологий выделены следующие: гибридная почта; прямая рассылка - маркетинговая и транзакционная; онлайн регистрация и онлайн оплата отправлений; track and trace - отслеживание стандартных посылок; хранение информации о предыдущих операциях: при регистрации и оплате отправлений онлайн; доставка на дом товаров B2C; доставка посылок до двери; гибкое ценообразование для корпоративных клиентов; стандартизация набора продуктов в почтовых магазинах; электронный доступ к муниципальным и государственным услугам; отраслевые решения для В2В.

В направлении инновационного развития бизнес-процессов в международных почтово-логистических компаниях следует выделить: организацию и управление процессом автоматической сортировки; управление равномерностью потоков отправлений на сортировочных узлах; управление качеством базы данных OCR - анализ и исправление ошибок; руководящие принципы сортировки (секвенцирование, группировка, стандартизация); интеграция онлайн регистрации отправлений (самообслуживания) в процесс Track and trace; сбор и хранение данных, их анализ, обратная связь - управление однородностью и оптимальностью процессов; синхронизация всех элементов логистики и сети; оптимизация маршрутов; консолидация центров доставки последней мили; предварительное уведомление (по телефону) о доставке.

Изучение международного опыта и адаптация его в российских компаниях, способна обеспечить устойчивость развития почтово-логистических компаний, повысить качество сервиса и производительность.

 

Список литературы

1.     Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 годах.

2.     Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 №499 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями».

3.     Годовые отчеты Poste Italiane, ФГУП «Почта Россия», Deutsche Post DHL.

4.     Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение. Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 346 с.