Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИИ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ НА РОССИЙСКИХ АГРОРЫНКАХ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Реализация на протяжении последних 20 лет политики внешнеэкономической либерализации, результатом которой стали деиндустриализация экономики, деградация высокотехнологичных отраслей, рост зависимости от импорта технологий и потребительских товаров; обострение международной экономической и политической ситуации, объявленные в 2014 году США и ЕС секторальные экономические санкции против России и симметричные действия нашей страны, снижение мировых цен на энергоносители, а также понижение курса национальной валюты по сравнению с долларом привели к острой необходимости ускорения и активизации процессов импортозамещения в наиболее импортозависимых и стратегически важных отраслях реального сектора экономики (базовые отрасли промышленности, АПК, финансовый сектор), которые являются условием обеспечения экономической безопасности РФ.

Импортозамещение - совокупность мер государства и хозяйствующих субъектов экономики по замене и вытеснению из внутреннего рынка импортных товаров и услуг конкурентоспособными отечественными товарами и услугами, а также выходу  этих товаров и услуг на мировой рынок. Целью является повышение конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, так как в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет достаточно высоким. Однако для этого нужно развивать не только производство, но и повышать уровень развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы в целом.

Следует отметить, что доля импорта во внешнеторговом обороте с 1995 по 2015 годы занимает более 30 % (Табл.1), что превышает пороговое значение экономической безопасности.

 

Таблица 1  

Доля импорта во внешнеторговом обороте (в процентах) с 1995-2015 гг. (1)

  

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

43,2

43,2

45,3

43,8

34,4

29,8

34,7

36,4

36,2

34,6

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

34

35,4

39,2

38,2

38,2

38,5

38,2

38,9

39,5

38,2

36,3

Наиболее  импортозависимыми отраслями  являются  рыболовство,  химическое  и металлургическое производство (Табл.2).

Таблица 2 Градация основных видов экономической деятельности по степени зависимости от импорта в 2013 г. (2)

Вид экономической деятельности

Доля импорта в процентах (%)

Рыболовство, рыбоводство

289,90

Химическое производство

107,11

Производство офисного оборудования и

вычислительной техники

 

92,87

Производство одежды; выделка и крашение меха

90,20

Металлургическое производство

88,52

 

Производство машин и оборудования

 

80,78

 

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи

 

 

80,41

Текстильное производство

79,05

 

Производство резиновых и пластмассовых изделий

 

66,53

Производство судов, летательных и космических аппаратов

 

65,30

 

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги

 

63,81

 

Производство кожи, изделий из кожи

 

61,97

Производство мебели и проч.

59,76

Производство медицинских изделий

43,59

Обработка древесины

40,80

Добыча металлических руд

29,35

Сельское хозяйство, охота

20,86

Производство пищевых продуктов, включая напитки

 

18,38

 

Исходя из этого, импортозамещение является одним из важнейших направлений, указанных в Стратегии национальной̆ безопасности Российской Федерации до 2020 года. Замещение импортных товаров выступает в качестве главного элемента политики государства, который позволит минимизировать негативный эффект от введенных санкций. Основными ее целями являются:

-   обеспечение национальной безопасности РФ;

-   достижение технологической независимости в критических областях;

-   содействие формированию положительного сальдо торгового баланса;

-   выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.

Причем при успешной реализации политики импортозамещения могут быть достигнуты следующие результаты:

-   рост занятости населения и повышение уровня жизни;

-   активизация научно-технического прогресса и рост уровня образования;

-   достижение и укрепление экономической и военной безопасности страны;

-   рост спроса на товары внутреннего производства;

-   расширение производственных мощностей (3).

В России, наиболее важное значение импортозамещение имеет в агропромышленном комплексе, так как от этой отрасли в большей степени зависит продовольственная безопасность страны. Наша страна, имея значительные стратегические преимущества, которые позволили бы ей стать мировым лидером по экспорту экологически чистой продукции, является лидером по импорту продовольствия (Рисунок 1).


Проблемой является то, что доля таких значимых продуктов, как мясо, молоко, овощи и фрукты очень высока (Рисунок 2). Поэтому особое внимание следует уделить данным подотраслям.

К вышеупомянутым преимуществам относятся, конечно, огромные запасы природных ресурсов таких, как:

1)     Наличие большого количества земельных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий хозяйств всех категорий 191286 тыс. га. Обеспеченность населения России обрабатываемыми землями в расчете на душу составляет 0,87 га в то время как в США этот показатель равен 0,51 га, в Китае – 0,07, в Японии – 0,03 га.

2)     Наличие плодородных почв, пригодных для ведения сельского хозяйства, около 50 % мировых запасов находятся на территории РФ.

3)     Наличие запасов пресной воды (около  20 % мировых запасов),  которую можно использовать для орошения земель, морских и речных ресурсов для развития рыболовства.

4)     Разветвленная сеть научных учреждений и учебных заведений аграрного профиля, которая охватывает основные сельскохозяйственные регионы страны (4).

5)     Наличие российских инноваторов, которые, вопреки экономической ситуации, систематически порождают и активно внедряют инновации в свое аграрное производство и бизнес (3).

6)     Возможность производить конкурентоспособное продовольствие, что обусловлено, в  частности, наличием квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы в сельском хозяйстве, где оплата труда примерно вдвое ниже средней по экономике (4).

Однако, помимо наличия богатых внутренних ресурсов, для реализации стратегии замещения импортных товаров в АПК, в частности, необходимо разработать комплексную стратегию продовольственной безопасности страны, разработать программу долгосрочного развития данной отрасли и ее поддержки посредством инвестирования, защиты малого и среднего предпринимательства, обеспечения квалифицированным человеческим капиталом.

Поэтому была разработана «дорожная карта» по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве, этот план мероприятий, по прогнозам Министерства сельского хозяйства, позволит достичь показатели, установленные в Государственной программе развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Планом предусмотрено совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и другой продукции из водных биологических ресурсов с учётом членства России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе, планируется создание государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, уточнение перечня и методики расчёта показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, актуализация рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевой продукции, также включены мероприятия по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и совершенствованию государственного ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы на 2016 год выделено 258,14 млрд. рублей, из которых 113,39 млрд. рублей направлено на развитие малых форм хозяйствования, 40,03 – животноводства, 34,3 – молочного скотоводства. Из федерального бюджета на цели импортозамещения выделено более 35 млрд. рублей. Также были разработаны новые виды поддержки сельского хозяйства, в частности, принята программа субсидирования затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, эта программа позволяет покупать технику со скидкой 25-30 %; компании, модернизирующие молочные и тепличные комплексы, хранилища продукции, научно-исследовательские центры, могут получить субсидии на компенсацию 20 % понесенных затрат (1).

Результатом проведения политики импортозамещения стало снижение импорта (Рисунок 3). Доля импорта сельскохозяйственной продукции и сырья сократилась на 8 % в 2014 году по сравнению с 2013 и на 33,4 % в 2015 году – с 2014 годом. Доля импорта машин, оборудования и транспортных средств сократилась на 46,4 % в 2015 году по сравнению с 2013. А доля продукции химической промышленности снизилась на 32,1 % в 2015 по сравнению с 2013 годом.

Также имеется снижение доли импорта значимых продуктов агропромышленного комплекса. В 2015 году по сравнению с 2013 снизился импорт рыбы на 42,05 %, молока – 8,4, мяса – 45,1, фруктов – 18,2 % (4).



Таким образом, России имеет объективные условия для обеспечения импортозамещения в сфере АПК, и уже на начальном этапе реализации политики импортозамещения видны некоторые положительные результаты. При правильном использовании имеющихся ресурсов и рациональной политике государства в долгострочной перспективе Россия может превратиться из страны-импортера продовольственных товаров в крупнейшего экспортера.

 

Список литературы

1.     Федеральная таможенная служба. URL: www.customs.ru (дата обращения 30.03.2016)

2.     Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru (дата обращения 30.03.2016)

3.     Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте. – С 81.

4.     Голубев А.В. Импортозамещение на агропродовольственном рынке России: намерения и возможности // Вопросы экономики. 2016. № 3. С 46-62