06 января 2016г.
Термины IPTV и Интернет-телевидение сегодня довольно часто отождествляют. Однако специалисты [1] указывают на существенные отличия между этими двумя технологиями и концепциями дистрибуции видеоконтента.
IP-телевидение (IPTV - Internet Protocol Television) – относительно новая технология, позволяющая просматривать цифровое телевидение на персональном компьютере, причем передача данных осуществляется по интернет протоколу.
Маркетинговая модель видео-трансляций с использованием защищенных IP-сетей может быть получена на основе опыта японского оператора «NTT DoCoMo» [2]. Крупная телекоммуникационная компания получает часть от продаж контента взамен на предоставление контент-провайдерам инструментов и сервисов, с помощью которых последние исследуют рынок потребителей своего контента.
В структуре рынка платного телевидения доля IP-телевидения пока еще очень скромна. Однако, аналитики [3] предрекают телевидению по IP-протоколу в ближайшие 5 лет увеличение абонентской базы более чем в 2 раза.
К основными факторами успеха IPTV на рынке предоставления телевизионного контента можно отнести:
· привлекательное содержание (дополнение к индивидуальному цифровому миру пользователя, дающее доступ к фотографиям, музыке и личному календарю);
· интерактивность (создание обратной связи с аудиторией, т.к. на основе анализа предпочтений конкретного пользователя можно выработать грамотную стратегию предоставления персонифицированной рекламы и предложением тех услуг, в которых потенциально заинтересован именно данный абонент. Как следствие, подобный сервис может предложить более результативную и, соответственно, прибыльную рекламу);
· персонализация (каждый зритель технически имеет возможность смотреть передачу независимо от времени; возможность составлять индивидуальную программу и наделять ее дополнительными услугами);
· качество (для IPTV характерно как высокое разрешение, так и высококачественное содержание);
· удобство обслуживания (техническая доступность).
Следует отметить, что IPTV развивается в основном за счѐт средств, предоставляемых телекоммуникационными компаниями и операторами, которые сегодня предлагают кабельные цифровые и спутниковые услуги.
Их основной задачей является поиск и вывод на рынок конкурентоспособной и более дешевой в перспективе, чем уже существующие телевизионные технологии, способные частично или полностью заменить кабельное и спутниковое телевидение. Важнейшим финансовым преимуществом IPTV для телекомпаний является существенное уменьшение потери от нелегальных подключений к сети и «пиратства», потери от которых для кабельных операторов значительны.
В свою очередь, Интернет-телевидение – это отличная от IPTV модель распространения видео, как для потребителя, так и для телекомпании.
Конвергенция телевидения и Интерента – следствие тренда HbbTV – (Hybrid broadcast broadband TV), позволяющего объединить телевидение и Интернет. Впервые эта технология было применена в 2009 году на Западе, когда приемники абонента стали использовать «гибридный» способ получения сигнала, например, со спутника и из Интернета.
Особенность Интернет-телевидения заключается в том, что любой правообладатель имеет полноценную возможность разместить своё видео в сети и даже создать собственный телевизионный Интернет-канал. То есть концепция Интернет-телевидения полностью удовлетворяет принципам Интернета в целом. Благодаря открытым стандартам и наиболее распространённым форматам представления видеоданных в сети Интернет телевидение будет развиваться неотрывно от Интернета.
Важной особенностью Интернет-телевидения по сравнению с услугой IPTV является то, что свой канал через Интернет может транслировать как человек, так телекомпания, независимо от масштабов ее деятельности. Основным преимуществом Интернет-телевидения в отличие от технологии IPTV является возможность распространения контента без использования специального оборудования или прокладывания дополнительных сетей. Для пользования Интернет-телевидением достаточно иметь выход в Интернет, причем скорость соединения не является критичной, т.к. при низкой пропускной способности канала для потокового видео, можно воспользоваться функцией сохранения видео на локальный диск.
С точки зрения монетизации, Интернет-телевидение является наиболее экономически выгодным.
Распространение видеопотоков и трансляция различных телевизионных каналов (как крупных, так и созданных любителями) через общедоступные сети, в частности Интернет, существенно меняет медиаиндустрию. В отличие от других моделей распространения, Интернет даѐт правообладателям видеоконтента свободу в поиске персонального зрителя. В то же самое время, подобный сервис позволяет значительно повысить контроль за транслируемыми видеопотоками и улучшить анализ предпочтений зрителей.
К отличительным особенностям Интернет-телевидения по сравнению с кабельным, спутниковым и IPTV относятся:
· свободное распространение. В отличие от закрытых, принадлежащих различным компаниям сетей распространения телевидения и видео, контент, передающийся в рамках Интернет-телевидения, доходит до конечного пользователя с помощью стандартных открытых Интернет-технологий.
· различные возможности получения и просмотра видеоконтента. Пользователь может просматривать видео через свой браузер, скачивать его для проигрывания на персональный компьютер, получать по запросу на мобильные устройства, а также просматривать на своем телевизоре.
· неограниченный ассортимент выбора. Концепция Интернет-телевидения позволяет предоставить пользователю высочайшие возможности выбора каналов.
· интерактивность предоставления видеоконтента. Контакт канала с потребителем усилен, есть возможность для отслеживания предпочтений, интересов и реакций аудитории (данная особенность совпадает с условиями функционирования IPTV).
Анализируя преимущества обеих технологий, можно сделать вывод о том, что в будущем предпочтение пользователей будет отдано более гибкой и мощной технологии, предоставляющей более широкий спектр возможностей.
Реклама является основным доходом телевидения, независимо от технологии предоставления видео контента. Говоря о формировании доходов телекомпаний, следует отметить, что по темпам роста реклама в
Интернете опережает сегодня и телевидение, и радио, и бумажную прессу [1]. Интернет-телевидение развивается именно по тем принципам, которым соответствует нынешняя глобальная Сеть. Специалисты в области телекоммуникаций [3] отмечают, что сегодня Интернет-телевидение только начинает своѐ развитие, ожидать увеличения интереса к данной концепции следует через пару-тройку лет.
В заключение следует отметить, что обе технологии - IPTV и Интернет-телевидение объединяет отсутствие необходимости использования дорогих радиочастот, а также возможность использования неограниченного числа каналов при минимальных финансовых затратах. Эти особенности увеличивают заинтересованность медиаорганизаций в создании телепередач и каналов, ориентированных на персонифицированные интересы зрителей, что открывает новые рекламные возможности, и как следствие новые каналы повышения экономической эффективности.
Список литературы
1. Internet Television: не путать с IPTV Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://www.hifinews.ru Дата обращения 21.04.2015.
2. «NTT DoCoMo». Электронный ресурс. Режим доступа: [http://nttdocomo.com.siteaero.com/]. Дата обращения 29.04.2015.
3. Global IPTV Forecasts [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.digitaltvresearch.com/ свободный. Дата обращения 22.03.2015.