Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Балашов
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Малый бизнес представляет существенный сегмент рыночной экономики, является важным элементом конкурентного рыночного механизма [1, с. 238-239; 2, с. 7-11]. Без него развитие рыночной экономики невозможно. Становление и развитие малого предпринимательства является стратегической задачей экономической политики в условиях рыночной экономики. Нельзя недооценивать роль малого предпринимательства, его технико-производственный и социально-экономический потенциал.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения рыночной ситуации, придает экономической системе необходимую гибкость. Это свойство малого бизнеса в современных условиях имеет особое значение в виду индивидуализации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры товаров и услуг.

Большое значение малый бизнес имеет для формирования конкурентной среды. Малое предпринимательство антимонопольно по своей природе. Это проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, оно в гораздо меньшей степени поддается монополизации по сравнению с крупными предприятиями. С другой, при узкой специализации и использовании новейших технологий, малый бизнес выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных фирм. Именно это качество малого бизнеса сыграло существенную роль в ослаблении и преодолении промышленно развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса.

Большое значение малый бизнес имеет и для решения проблемы занятости населения. В развитых странах он составляет 50-60% всех занятых и 70-80% новых рабочих мест. Для отечественной экономики этот вопрос представляет актуальность [3].

Малый бизнес способствует снятию социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является основой формирования среднего класса и способствует смягчению последствий социального расслоения.

Развитие малого бизнеса выступает существенным фактором реформирования национальной экономики. Необходимо образование регулируемой, социально ориентированного рыночной экономики, как основы будущего развития страны.

Чиновничий произвол, коррупция создают ситуацию, при которой снижаются стимулы к предпринимательской деятельности. Недостаточное финансирование малых предприятий закрывает им доступ к современным технологиям.

Экономическая сущность предпринимательства заключается в производстве благ и предполагает получение прибыли за счет понижения издержек производства по отношению к рыночной цене. Извлечение прибыли неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Это, в свою очередь, создает предпосылки и для социально-экономического прогресса [4].

По-прежнему далеки от совершенства правовые и организационные вопросы развития малого бизнеса. В законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, недостаточно четко определены критерии, определяющие правовой статус крупных, средних и малых предприятий [4].

Россия прилагает усилия по формированию малого бизнеса в качестве ведущего сектора рыночной экономики. На данном этапе недостатки неизбежны, но они остаются слишком заметными. В них просматривается стратегический просчет в оценке значимости малого бизнеса в становлении в России социально ориентированного рыночного хозяйства.

По-прежнему весьма остро стоит проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Необходимо создание системы финансовых организаций, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса и получающих за это определенные налоговые льготы, кредитные ресурсы и гарантии от государства.

Малому предпринимательству должны быть предоставлены финансовые льготы, которые обеспечивали бы ему равные конкурентные условия с крупными предприятиями. Это должны быть льготы в налоговой сфере, в кредитных отношениях, которые должны предоставляться всем малым предприятиям.

Особое внимание при разработке программы развития малого бизнеса необходимо уделить созданию условий для реализации потенциала малого предпринимательства в приоритетных направлениях с использованием новейших технологий. В этой связи должна быть создана система предоставления венчурного капитала небольшим исследовательским фирмам.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого бизнеса можно было бы использовать систему сотрудничества крупного и малого предпринимательства (франчайзинг), особенно в торговле и сфере услуг.

Таким образом, малые  инновационные предприятия представляют собой важнейший сектор  развития экономики, способствуют ее росту. Они обладают большим потенциалом, эффективнее адаптируются к быстро меняющейся рыночной конъектуре, появлению новых технологий. Именно малые инновационные предприятия должны стать связующим звеном между фундаментальной наукой и массовым производством.

 

Список литературы

1.     Авилова В.В. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах / В. В. Авилова, С. А. Башкирцева // Вестник Казанского технологического университета . 2011. №10. С. 238-246.

2.     Блудов А. М. О роли бизнес-инкубатора как элемента инфраструктуры развития предпринимательской деятельности в России / М. А. Блудов // Социально-экономические явления и процессы . 2012. №7-8. С. 7- 11.

3.     Минакова В. Н. Специфика организации инновационной деятельности на малых предприятиях / В. Н. Минакова // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №5 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-innovatsionnoy-deyatelnosti-na-malyh-predpriyatiyah (дата обращения: 29.04.2016).

4.     Мукосеев Д. В. Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях кризиса / Д. В. Мукосеев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №40. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya- deyatelnost-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-funktsionirovaniya-malogo-predprinimatelstva-v-usloviyah- krizisa (дата обращения: 29.04.2016).