Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Московская область
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. [3]

   Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

    Российские ученые неоднократно обращались к вопросам взаимодействия государства и бизнеса. Так, Ясин Е.Г. предложил трехсекторную модель взаимодействия власти и бизнеса. Она включает в себя относительно обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную и серую. «Белая» зона основана на создании единых правил, стандартов и законодательной базы для всех участников рынка; «серой» зоной обычно обозначаются отношения полулегальные, или  полуофициальные, т.е.  скрытые, выведенные из-под контроля официальных органов (налоговых, надзорных, судебных и т.п.); «черная» зона представляет собой теневую сторону экономики. [10]

   По нашему мнению, данная модель отражает характер сложившихся отношений государства и предпринимательства, но главным образом отражает степень легальности бизнеса, а не глубину реального влияния власти на бизнес.

   На наш взгляд более точную классификацию взаимоотношений бизнеса и власти, а также степень регулирования     отражают     три     типа     организационных     форм     государственного     регулирования предпринимательства:  государственный  сектор  экономики,  саморегулирование  и  государственно-частное партнерство.

   Государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. [1]

   Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

   Существование государственного сектора экономики в странах с развитой рыночной экономикой – исторический и экономический факт. На предприятиях государственного сектора экономики осуществляется и производство, и распределение, и обмен, и потребление товаров, работ и услуг. Без него невозможно представить себе рыночную экономику.

   Учитывая, что производство материальных благ не является функцией государства, то в развитой экономике объем государственного сектора должен стремиться к нулю.[4] Но, тем не менее, государственными предприятиями осуществляется от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже до 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. Госсектор в электроэнергетике Японии, Канады, Франции составляет 100%, на железнодорожном транспорте Франции, Италии, Швеции, Испании – 100%. Но здесь стоит отметить, что на долю государственного сектора приходятся в основном предприятия оборонной промышленности, энергетики, добывающие предприятия и пр.[7] Рассматривая предприятия сферы услуг и в частности гостиничные предприятия, стоит отметить, что доля государственных предприятий в общем количестве коллективных средств размещения составляет приблизительно ¼ (Рисунок 2).[8]


Рис.2. Распределение коллективных средств размещения России по формам собственности

 

   Удельный вес государственных предприятий в экономике государств – величина переменная. Она обусловлена качественным состоянием экономики страны, национальными особенностями и спецификой исторического развития каждой страны.

   Во многих странах мира существует развитое законодательство, обеспечивающее защиту прав и интересов потребителей. С конца 80-х годов подобное законодательство стало развиваться и в нашей стране. 7 февраля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон  "О защите прав потребителей‘‘. В соответствии с этим Законом было введено обязательное подтверждение соответствия - сертификация и декларироваиние. Законом установлено, что услуги, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивающие эту безопасность, подлежат обязательной сертификации. С 2003 года оязательной сертификации услуг отменена.

    Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия  человека, Министерству природных  ресурсов  и экологии Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью гостиничных услуг, законодательные и нормативные акты предоставляет право в пределах их компетенции: осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров; направлять предписания об устранении нарушений этих требований или о снятии с производства таких товаров, о прекращении их выпуска и реализации.

   Одним из условий успешного претворения в жизнь программы экономического и социального развития нашей страны является осуществление мер по улучшению качества услуг.

   Введение законодательным путем обязательной  сертификации, а также обязательную классификацию гостиниц и иных средств размещения можно рассматривать как попытку государства принять на себя роль посредника в вопросах безопасности и качества продукции. Исторически-сложившийся опыт не привели к существенному изменению положения дел с качеством, и причиной этого, помимо ряда других, было и то, что в условиях тотальной государственной собственности стремление государства встать между изготовителем и потребителем было обречено на неудачу.

    Роль государства сегодня сведена к обеспечению не всего набора показателей качества продукции, а только тех из них, которые законодательно находятся под его контролем, то есть показателей безопасности, поскольку эти показатели вышли из сферы непосредственных интересов продавца и не всегда находятся на первом месте при выборе продукции потребителем. Ведь в условиях рыночной экономики изготовитель, чтобы реализовать продукцию, обращает внимание прежде всего на те ее товарные свойства, которые больше всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основные издержки изготовителя на обеспечение качества продукции идет на достижение именно товарных характеристик, а затраты на обеспечение безопасности продукции он в первую очередь готов минимизировать. Потребитель, со своей стороны, тоже не очень заинтересован оплачивать из своего кармана расходы, скажем, на охрану окружающей среды.

   Другой организационной формой взаимодействия государства и бизнеса является государственно-частное партнерство.

    По мнению Бараблиной Э.К., государственно-частное партнерство – широко распространенная форма сотрудничества между государством и бизнесом в странах с  рыночной экономикой, которая активно используется государством для решения текущих проблем граждан и удовлетворения их растущих потребностей. [2] Подобное определение государственно-частного партнерства можно встретить и в иных источниках. Так портал «Государственно-частное партнерство в России» дает следующее определение, которое, по нашему мнению, является более полным и детализированным: «Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания». [5]

    Такая форма взаимодействия предполагает объединение и совместное использование ресурсов государства и бизнеса. К таким ресурсам относятся административные ресурсы, земельные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, технические ресурсы, управленческие ресурсы, предпринимательская инициатива. Ресурсная база при такой форме взаимодействия отражена на Рисунке 3. [2]



-   административные ресурсы    -                                                                                                                         - финансовые ресурсы

-   земельные ресурсы                                                                                                                                            - управленческие ресурсы

-   финансовые ресурсы                                                                                                                                          - технические ресурсы

-   информационные ресурсы                                                                                                                                 - предпринимательская

-   законодательная власть                                                                                                                                             инициатива

-   фискальные инструменты

-   трудовые ресурсы

Рис.3. Ресурсная база взаимодействия

 

    Основными признаками государственно-частного партнерства являются следующие:

1.     Сторонами государственно-частного партнерства являются государство и частный бизнес;

2.     Взаимодействие сторон осуществляется на определенной юридической основе;

3.     Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

4.     Партнеры имеют общие цели, главными из которых являются государственные интересы;

5.     Для достижения общих целей объединяются все виды активов;

6.     Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты деятельности распределяются партнерами в заранее оговоренных пропорциях.

    Третьей организационной формой взаимодействия бизнеса и государства является саморегулирование, которое реализуется путем создания саморегулируемых организаций.

   Саморегулирование - это легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства. [6]

   Более широкое определение термина «саморегулирование» приведено в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях": «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». [9]

   На сегодняшний день законодательство определяет две формы саморегулирования: обязательную и добровольную. Обязательное членство в саморегулируемых организациях установлено для следующих сфер деятельности: деятельность арбитражных управляющих; аудиторская деятельность; кредитная кооперация; оценочная деятельность; деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; инженерные изыскания; архитектурно-строительное проектирование; строительство; деятельность в области энергетического обследования; теплоснабжение. Для остальных сфер предпринимательской деятельности членство в СРО является добровольным, но  данная организационная форма взаимодействия власти  и бизнеса,  так как  СРО разрабатывают собственные правила и стандарты профессиональной деятельности, соблюдение которых строго обязательно для всех лиц и компаний, входящих в данную организацию; самостоятельно контролирует соблюдение этих стандартов своими членами и обеспечивает соответствующую имущественную ответственность своих участников перед потребителями оказываемых ими услуг (выпускаемых товаров) или иными лицами. В результате, государство снимает с себя часть своих функций по анализу, контролю и регулированию рынка, передавая их самим участникам. В этом случае также отменяется необходимость выдачи лицензий, что является немаловажным преимуществом СРО.

   Для обоснования выбора того  или иного способа взаимодействия бизнеса и государства необходимо сбалансировать вопрос нагрузки государства и степень самостоятельности бизнеса в условиях рынка путем сравнения (Табл.1).


Таблица 1

 

Наименование показателя воздействия государства на бизнес

Формы взаимодействия государства и бизнеса

Государственный сектор

Государственно- частное партнерство

Саморегулирование

Участие       государства        в     бизнес- процессах

Высокое

Умеренное

Низкое

Затраты бюджета

Высокие

Умеренные

Низкие

Наличие                  административных барьеров

Высокие

Умеренные

Низкие

Самостоятельность хозяйствующих субъектов                  в               принятии управленческих решений

 

Низкая

 

Высокая

 

Высокая

Контроль              государства                              за соблюдением законодательства

Высокий

Высокий

Высокий

Управление                   собственностью субъектов рынка

Полное

Частичное

Отсутствует

Разработка        нормативных         актов, стандартов, правил

В полном объеме

Частично

Отсутствует (в полной мере является функцией СРО)

 

    Таким образом, можно отметить, что саморегулирование является оптимальной формой взаимоотношений государства и бизнеса, т. к. представляет собой распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности в определенной профессиональной сфере и ответственности за их деятельностью между государством и самими участниками рынка, что в перспективе может дать возможность минимизации государственного участия в бизнес-процессах, но позволит сохранить ответственность бизнеса перед потребителем. Из этого следует сделать вывод, что саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности товаров, работ и услуг, так как в целях повышения конкурентоспособности своих членов, саморегулируемые организации могут устанавливать собственные стандарты качества и безопасности. Саморегулирование может служить альтернативой государственному регулированию, быть более эффективным, менее затратным для государства, в то же время, обеспечивая учет интересов субъектов предпринимательства.

     Для экономического развития страны необходимо наличие различных форм взаимодействия бизнеса и государства, но по нашему мнению, для гостиничного бизнеса самой оптимальной формой является саморегулирование, которое позволит предприятиям с одной стороны минимизировать государственный контроль, что придаст бизнесу гибкость, маневренность и инновационность, с другой стороны позволит применять систему аттестации или классификации, которая, в свою очередь, внедрит стандарты качества и безопасности для данного вида предпринимательской деятельности.

 

Список литературы

1.     Балацкий Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике//«Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика», №6, 1997, стр. 24

2.     Бараблина Э.К. Управление развитием государственно-частным партнерством в сфере туризма: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. ― Москва, 2009. — 11 c.

3.     Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Взаимодействие органов власти и бизнеса как фактор управления соци- ально-экономическим развитием региона// Вопросы управления. – 2012-№1 [электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/01/20/ (дата обращения 18.03.2015)

4.     Волостнов Н. С. Государственный сектор в рыночной экономике России: сущность и функции// «Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского», №3, 2012, с. 269

5.     Портал Государственно-частное партнерство в России [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pppinrussia.ru/ (дата обращения: 21.09.2014)

6.     Портал Саморегулирование [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sroportal.ru/samoregulirovanie/ (дата обращения: 22.09.2014)

7.     Савченко А. Экономические основы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6

8.     Экономика сферы обслуживания. Под ред. А.Г. Новицкого, О.И. Литвиновой. -.: МГУС, 2005. – с. 160

9.     Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 62-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

10. Ясин Е.Г. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2002. - № 11. - С. 7.