Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Федеральным законодательством органы управления муниципальных образований, которые представляют собой основу административно-территориального деления страны, наделены широким кругом полномочий для самостоятельного функционирования и развития. Однако в современных условиях органы управления столкнулись с рядом проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием местных бюджетов, значительным дефицитом финансовых и материальных ресурсов. Это значительно ограничивает возможности администраций влиять на процессы социально-экономического развития территории и, в конечном итоге, сдерживает реализацию одного из важнейших положений Конституции Российской Федерации – обеспечение достойной жизни и свободного развития жителей городов и районов страны.

    Стратегия и социально-экономическая политика решения этих важнейших народнохозяйственных проблем определены в документах Правительства Российской Федерации, однако их реализация требует коренного совершенствования управления развитием территориально-экономических систем, разработки научно- практических рекомендаций, необходимых исполнительным и представительным органам публичного власти в их практической деятельности.

   Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта  управления на объект является понимание сущности последнего. В современных условиях ресурсный потенциал территории, который предопределяет перспективы ее развития, целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах.

   Применимо к муниципальным образованиям, ресурсный потенциал в широком смысле сформирован всеми видами ресурсов, принадлежащих всем субъектам хозяйствования на территории данного муниципального образования, независимо от их формы собственности. В узком смысле – это все виды ресурсов, которыми органы муниципальной власти владеют и распоряжаются.

   Соответственно в отношении первого вида ресурсов органы местного самоуправления используют методы опосредованного (косвенного) управленческого воздействия, в отношении второго вида – методы прямого (непосредственного) воздействия.

   В свою очередь, среди всей совокупности муниципальных ресурсов второго вида целесообразно выделять следующие группы: муниципальные ресурсы, формирующие экономическую основу местного самоуправления; муниципальные ресурсы совместного ведения, включающие ресурсы государственного сектора, находящиеся в совместном ведении органов местного самоуправления и органов государственной власти, и ресурсы частного сектора, необходимые для решения вопросов местного значения.

    Расширение представления о ресурсном потенциале территории позволяет сделать вывод о необходимости трансформации механизма управления его развитием. Причем существенные изменения происходят как в объекте, так и в субъекте управления. К основным преобразованиям можно отнести следующие.

     В структуре субъектов управления развитием ресурсного потенциала целесообразно выделять представителей органов публичной власти, частного сектора экономики и общественных объединений. Необходимость сотрудничества и установления партнерских отношений с хозяйствующими субъектами обусловлена   продолжающимся   развитием   института   частной   собственности.   В   условиях   развития конструктивного диалога в системе «власть-бизнес-общество» к решению задач эффективного использования ресурсов территории следует привлекать и представителей гражданского общества, на уровне органов управления территорией обеспечивая осуществление открытых и широких дискуссий. Безусловно, эффективность реализации коллегиально принятых решений существенно возрастает. В настоящее время в большинстве территориально-экономических систем коллегиальные органы, сформированные представителями органов публичной власти, общественных объединений, хозяйствующих субъектов и объединений предпринимателей активно привлекаются к обсуждению не только обозначенной проблемы, но и в целом к принятию решений относительно перспектив развития территорий. 

    Состав объектов управления развитием потенциала территорий также требует переосмысления. Данный потенциал представляет собой совокупность возможностей использования не только материальных и финансовых ресурсов, но и нематериальных ресурсов социально-экономического развития. Иными словами, взамен традиционного следует применять расширенный подход к классификации объектов управления.

    К материальным ресурсам необходимо отнести, прежде всего, природные и капитальные ресурсы, материальные запасы и средства производства. В совокупности финансовых ресурсов территории целесообразно выделять группы частных и публичных (государственных и муниципальных) финансов.

   Важнейшими нематериальными ресурсами социально-экономического развития муниципальных образований являются информационные, правовые, организационно-управленческие, духовно-нравственные, интеллектуальные ресурсы, а также предпринимательские способности населения и возможности инновационной деятельности.

    Пересмотр структуры объекта управления побуждает уточнить современные факторы его эффективного развития. В условиях интенсивного становления и укрепления теории и практики успешного менеджмента в организациях частного сектора экономики представляется целесообразным адаптация и использование передовых инструментов управления частными компаниями в органах публичной власти и, в частности, местного самоуправления.

   Так, к ключевым современным факторам эффективного развития территориально-экономических систем следует отнести внедрение современных информационных технологий в процесс управления; совершенствование базы данных и системы мониторинга состояния ресурсов, обеспечение доступности к ним малого и среднего предпринимательства; развитие интеллектуального потенциала управления муниципальным образованием; внедрение концепции самообучающегося муниципального образования, развитие эмоционального интеллекта в коллективах, формирование  условий для возникновения внутренней мотивации сотрудников,  использование принципов управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами (Stakeholders Relationships Management).

    К числу мероприятий, способствующих информатизации процесса управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований необходимо отнести сопровождение процесса принятия управленческих решений, касающихся развития ресурсного потенциала муниципальных образований, специализированными информационными технологиями; использование www-информационных  технологий в процессе управления развитием ресурсного потенциала муниципальных образований (подключение персональных компьютеров ответственных лиц к сети Интернет, создание официального сайта органа местного самоуправления, содержащего вкладку «ресурсный потенциал муниципального образования»); обеспечение на региональном уровне муниципальных образований подробной географической информацией о состоянии минерально- сырьевого комплекса территории.

    Структура интеллектуального потенциала управления административно-территориальными образованиями, в частности, муниципальными образованиями, может быть изображена в виде пирамиды, на верхнем уровне которой находится потенциал менеджеров, работающих в органах государственного и муниципального управления. Средний уровень представлен менеджментом организаций, формирующих частный сектор экономики. На нижнем уровне пирамиды изображены не только индивидуальные предприниматели, занятые «сами у себя», но и операционные работники предприятий, которые, по сути, являются менеджерами своего дела. Каждый из них имеет ясную цель деятельности и осознанно к ней движется, что является признаками организации. То есть в наиболее общем понимании, операционные работники представляют собой организацию «в одном лице». От качества управления в подобных организациях также зависит качество управления в территории в целом.

   В свою очередь, ключевыми факторами формирования самообучающегося муниципального образования являются: организация стажировок, командировок в учебные центры, специализированные лаборатории и другие организации; обмен опытом с работниками органов местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе, посредством социальных сетей в «Интернете»; обмен опытом между сотрудниками структурных подразделений местной администрации; поощрение стремления сотрудников к обучению и самосовершенствованию; обеспечение активного участия не только муниципального менеджмента, но и операционных сотрудников в процессе принятия управленческих решений о развитии ресурсного потенциала муниципального образования; стирание бюрократических границ между структурными подразделениями местной администрации; материальное и моральное поощрение наставничества.

   Следует обратить внимание на тот несомненный факт, что одновременное использование каждого из выявленных факторов обеспечивает синергетический эффект развития территории благодаря взаимному влиянию одного фактора на другой.

   Пересмотр концепции управления развитием территориально-экономических систем влечет за собой трансформацию экономического механизма такого управления. К наиболее эффективным инструментам данного механизма следует отнести:

предоставление ресурсов на льготных условиях хозяйствующим субъектам, планирующим и гарантирующим высокую эффективность их использования;

предоставление средств бюджетной поддержки и налоговых льгот хозяйствующим субъектам, эффективно развивающим ресурсный потенциал территории;

поощрение сотрудников органов публичной власти за успешную реализацию мер, направленных на повышение эффективности развития ресурсного потенциала территории.

     Решения о льготном предоставлении ресурсов целесообразно принимать на основе оценки вклада коммерческого проекта, предполагающего использование ресурсов, в развитие социально-экономической сферы. Такой подход должен прийти на смену устоявшейся практике принятия решений о предоставлении ресурсов хозяйствующим субъектам исходя из величины платежа в местный бюджет.

    Бюджетная поддержка может быть оказана в виде субсидий, субвенций и кредитов субъектам предпринимательства, а также бюджетных инвестиций. Специфическим видом бюджетной поддержки может являться размещение государственного и муниципального заказа. В современных условиях органами местного самоуправления существенные льготы могут предоставляться не только по местному земельному налогу, но и, например, по единому налогу на вмененный доход, плательщиками которого являются предприятия малого бизнеса. При этом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесен гораздо более широкий инструментарий налогового стимулирования.

   Таким образом, следует сделать вывод о том, что механизмы управления, взятые на вооружение успешными организациями частного сектора экономики, гораздо шире тех, что используются органами публичной власти, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

    Передовые компании, как крупные, так и мелкие уже давно развиваются в качестве самообучающихся организаций, повышают уровень интеллектуального потенциала управления и эмоционального интеллекта, развивают внутреннюю мотивацию сотрудников, а также используют в своей деятельности инструменты SRM- management.

     Очевидно, что традиционные факторы развития территориально-экономических систем исчерпывают себя. Необходим поиск новых управленческих стимулов. Согласно анализу, проведенному Кристин Лагард – директором-распорядителем Международного валютного фонда, возможно ускорить экономический рост благодаря переходу от модели «Новая Посредственность» к модели «Новый Импульс», усовершенствовав экономическую политику и проводя структурные реформы.

    Применение органами публичной власти перечисленных современных инструментов управления вполне способно создать тот самый «Новый Импульс» развития территориально-экономических систем.