Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Зарубежные эксперты часто называют Российскую Федерацию самым большим «белым пятном» на карте мира. Именно так говорят об уровне информированности граждан как за рубежом, так и в самой России о ее городах и регионах, их социально-экономическом состоянии и  возможных проблемах. Например, немногие граждане интересуются сущностью экономических преобразований, проходящих последние 10-15 лет в России, а эти изменения привели к сильной дифференциации регионов и не последнюю роль в данном процессе сыграли такие факторы, как: неравномерная степень экономического развития; национальные, исторические особенности региональной политики, а так же климатические, географические, социально-культурные аспекты. Результатом этого стал дисбаланс регионов не только в финансово-экономическом аспекте, но и по другим направлениям, касающихся количества мигрантов, жителей, работающих по найму, туристов, внутренних и внешних инвесторов и т.д.. А именно из всего этого и складывaется имидж региона, который влияет на инвестиционную привлекательность, инфраструктуру региона, политическую стабильность. Учитывая тенденцию к дифференциации, наиболее острым становится вопрос о формировании уникальных конкурентных преимуществ регионов. Каждый регион стремится распространить маркетинговую информацию среди потенциальных целевых рынков, создать наиболее благоприятные условия для привлечения капитала и инвестиций, повысить уровень жизни жителей, развивая инфраструктуру для бизнеса.

   Не смотря на то, что из года в год предпринимаются попытки правительства разрабатывать и совершенствовать механизмы по повышению эффективности управления земельным фондом, на сегодняшний момент почти во всех субъектах Российской Федерации наблюдается тенденция к ухудшению состояния земель, снижается плодородность, растет процент самовольной застройки и захвата земель, земли используются не по целевому назначению, что не может не сказываться на социально-экономическом состоянии региона.

    В настоящее время проблемы управления земельным фондом регионов находятся в центре научных публикаций, общественных дискуссий и мероприятий, связанных с формированием имиджа региона. Федеральное и ряд региональных правительств России всерьез озаботились улучшением имиджевых характеристик территории в контексте повышения инвестиционной привлекательности, исходя из того, что политические имиджи территории часто играют весьма значительную, подчас решающую, роль по вопросам социально-экономического развития субъектов Федерации.

    Для наиболее полной оценки эффективности региональной системы управления, выявления проблем отраслей специализации и определения мер совершенствования системы управления земельным фондом региона потребовалось изучение и анализ работ Безпалова В.В., Осинцева Ю.В., Васильевой  М.В.. В современных условиях руководители различных управляющих структур регионов сталкиваются с проблемами функционирования экономических субъектов в условиях жесткой конкуренции. Если небольшие частные компании уже успели приспособиться к функционированию в современных условиях рынка, то руководители региональных образований только в начале этого пути. Поэтому внедрение в практику методов, способствующих быстрому и позитивному развитию отраслей специализации региона сегодня достаточно актуальная тенденция. Развитие региона в целом напрямую зависит от развития отраслей специализации региона. В этой связи представляется возможным представить и рассмотреть отрасль сельского хозяйства Ставропольского края, предложить пути повышения эффективности управления земельным фондом Ставропольского края для развития сельскохозяйственной отрасли.

   На современном этапе развития России и при сложившейся экономической ситуации в стране, появилась необходимость расширять отечественное производство продуктов питания, развивать сельское хозяйство в целом по стране. Но для этого нужно сфокусироваться на развитии сельского хозяйства в регионах. Ставропольский край – это регион, который необходимо изучать и уделять особое внимание сильным сторонам его экономики.

    Ставропольский край входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и Северо-Кавказского экономического района. Административным центром является город Ставрополь. Ставропольский край занимает 66,2 тыс. кв. км. Территории Российской Федерации. На этой территории проживает 2 799 904 человек, в том числе 1 169 789 человек сельского населения, что составляет 43,5 % [5]. Земельный фонд Ставропольского края образует земля, которая находится в пределах административных границ края, включая участки, покрытые водой и лесом. По состоянию на 1 января 2014 года общая площадь земель краевого земельного фонда составляет 6616 тыс. га [8].

    В Российской Федерации государственный учет земель осуществляется по категориям земель и по земельным угодьям. Распределение земельного фонда Ставропольского края по категориям земель на 1 января 2014 года представляется следующим образом (Рисунок 1):



Рис.1.Распределение земельного фонда Ставропольского края по категориям земель на 1 января 2014 года

    Преобладание земель сельскохозяйственного назначения обусловлено тем, что земли данной категории служат основным средством производства продуктов питания для населения края и близлежащий регионов. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае по состоянию на 1 января 2014 года 6109,8 тыс. га. Для ведения сельского хозяйства и иных, связанных с ним, целей эти земли используют казачьи общества; граждане, ведущие крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство, огородничество; производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества; некоммерческие организации; опытно-производственные, учебные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательные и общеобразовательные учреждения. Все земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственное угодье – это земельное угодье, которое систематически и напрямую используется для производства с/х продуктов. Несельскохозяйственные угодья – это земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, лесными землями, коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями, которые используются для хранения, производства, переработки с/х продукции. По состоянию на 1 января 2014 года сельскохозяйственные угодья занимают 5786,9 тыс. га., что составляет 87,47% территории края. Это говорит о высокой сельскохозяйственной освоенность земельного фонда края. Более освоенным видом с/х угодий является пашня.

    По состоянию на 1 января 2014 года на территории Ставропольского края числится 4370,6 тыс. га. Земель, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц. Из них 3978,1 тыс. га. Составляют земли, которые находятся в частной собственности граждан и 392,5 тыс. га. Земли, находящиеся в собственности юридических лиц. Остальные 2245,4 тыс. га. – это земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности [8].

    Экономика Ставрополья имеет особо выраженную агропромышленную специализацию. В АПК Ставропольского края занято более четверти работающего населения, в том числе в сельском хозяйстве – 18,9%. В структуре ВРП (валового регионального продукта) на долю сельского хозяйства приходится 16,8% [6].

    Продукции сельского хозяйства за январь 2015 года в хозяйствах всех категорий произведено на 4,3 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 2,1% больше уровня января 2014 года. Это говорит о том, что происходит постепенное наращивание производства в связи с изменившимися экономическими условиями страны. Основу экономического развития АПК составляет растениеводство. На его долю приходится около 70% всей продукции сельского хозяйства. Растениеводство в основном представлено зерновыми культурами.

    Если говорить о растениеводстве, то нельзя не затронуть такой сектор как животноводство. Животноводство представляется на Ставрополье такими отраслями как мясное и молочное животноводство, мясное и тонкорунное скотоводство, птицеводство, свиноводство. Лидером отрасти птицеводства является ЗАО «Ставропольский бройлер». В 2014 году фермерскими хозяйствами произведено продукции на сумму 19,1 млрд. руб., что в сопоставимой оценке на 8,1% больше, чем в 2013 году. Доля продукции растениеводства составляет 86,2% продукции, в животноводстве -13,8%. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общекраевом производстве - 13,1%. Кто когда-либо был на Ставропольском крае знает, как ценятся вина и коньяк местного производства. В Ставропольском крае существует более 39 заводов по производству винодельческой продукции. Государство оказывает немалую поддержку сельскохозяйственной отрасли Ставропольского края. За прошлый год до сельхозтоваропроизводителей доведено 2 млрд. 125 млн. рублей или 96,16% от годового лимита [8].

    Если говорить об уровне жизни населения в изменившихся экономических условиях, о ценах на продукцию, то, по официальной статистике, в декабре 2014 г. индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 101,4%, в том числе на продукцию растениеводства - 102,9%, на продукцию животноводства -   98,3%. В декабре 2014 года по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 101,6%, а в декабре 2013 г. – 100,6%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по краю в конце декабря 2014 года составила, в расчете на месяц 3044,4 рубля и возросла по сравнению с предыдущим месяцем на 3,5%, с уровнем на начало года - на 11,6%. Реально-располагаемые денежные доходы населения, доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, в январе-ноябре 2014 г., по предварительной оценке, увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2013 г. на 2,8%.Реальная заработная плата, скорректированная нарост цен, составила 102,9% к январю-ноябрю 2013 г[7].

   Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основная роль земельного фонда региона и задача отрасли сельского хозяйства Ставропольского края – это обеспечение жителей Ставрополья и соседних регионов необходимым количеством экологически чистых продуктов питания собственного производства, эффективной работе предприятий в постоянно изменяющихся условиях. Важную роль также играет тот факт, что на предприятиях отрасли работает немалая часть населения. Это обеспечивает постоянную занятость местных жителей и поддержание доходов сельского населения. Важную роль играют организации малого и среднего предпринимательства, такие как крестьянские (фермерские) хозяйства. В 2014 году из численность составила 21288 единиц.

    Ставрополье который год сохраняет позиции одного из самых крупных в России регионов, производящих высококачественные продукты питания и являющимся их поставщиком. Учитывая современное экономическое положение страны появляется перспектива расширения производств сельскохозяйственных культур. Все возможности товаропроизводителей по наращиванию объѐмов производства различных культур не исчерпаны. Благосостояние населения Ставропольского края и экономический рост в целом являются критериями прогресса экономики и общества. В общем объѐме инвестиций в основной капитал больше 66% приходится на долю таких видов экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, сельское хозяйство, обрабатывающие производства. Муниципальные образования Ставропольского края обладают достаточным потенциалом для обеспечения высокого уровня производства и конкуренции. Если говорить в целом о регионе, то он обладает целым рядом преимуществ, которые и делают его конкурентоспособным и интересным для различных видов экономической деятельности: выгодное географическое положение, что создает уникальные рекреационные ресурсы, приносящие немалую часть инвестиций в регион; значительные минерально-сырьевые ресурсы, позволяющие налаживать необходимое производство; благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса.

   При всем своём великолепии Ставропольский край является абсолютно не привлекательным для современной молодежи. Еще учась в местных школах, мальчики и девочки мечтают о том, как они уедут в столицу или в другие крупные города для получения высшего образования. Возможно, это связано с тем, что заработные платы в регионе несравнимы со столичными, да и перспективы работать на периферии многих не устраивают. Это является одной из основных проблем для развития края в целом и управления земельным фондом края в частности. Решить эту задачу не так просто, но возможно, приложив колоссальные усилия для того, чтобы развить у молодежи желание работать и развивать собственный край. Утечку молодых рук и умов можно объяснить тем, что студенты, уехавшие на учебу из региона в более крупные города, пытаются найти работу и построить бизнес там, где получали высшее образование. Университеты же Ставрополья слабо реагируют на изменение конъюнктуры рынка труда. Большая часть университетов готовят экономистов, юристов, лингвистов. А Ставропольский край не нуждается в таком количестве специалистов этих профилей и поэтому на таких рабочих местах не совсем сопоставимая заработная плата с заработной платой, которую предлагают более крупные города. Возможно, если университеты будут предлагать больше мест технических специальностей с дальнейшим реальным трудоустройством и достойной заработной платой, то у молодежи не появится желание покинуть свой  край в поиске неясных  перспектив. В следствие правильного выбора направления развития специальностей подготовки специалистов высшего образования, целенаправленного, мотивированного трудоустройства молодых специалистов, отрасль сельского хозяйства будет показывать еще более позитивные результаты.

    Возвращаясь к теме развития сельскохозяйственной отрасли региона и всей России, одной из ключевых ошибок является привлечение экспортных поставок товаров народного потребления, а не создание условий для нормального и достаточного развития отечественного производства аналогичных товаров. Создавать эти условия нужно именно на региональном уровне. Так как только на этом уровне можно наиболее лаконично и четко сформулировать необходимые правила и требования для эффективного управления. Создание стратегии развития сельского хозяйства, учитывающей новую экономическую ситуации страны, - это достаточно долгий и сложный процесс. Но при правильной еѐ разработке и своевременном внедрении возможно полностью изменить товаропроизводство страны в целом и регионов в частности.

    За последние несколько лет в Ставропольском крае обеспечивается повышение экономической эффективности управления и использования земли в сельском хозяйстве за счет более мощного ведения сельскохозяйственного производства. Однако это может способствовать развитию негативных последствий в агроэкосистеме региона. Современное состояние почв на Ставрополье характеризуется как достаточно сложное. Постепенно ухудшается среда обитания человека из-за уменьшения плодородности почв, разрушения и распыления структуры, изменения биологических свойств почв, снижение запасов гумуса, кобальта, меди, подвижных форм цинка. И это является одной и главных проблем земельного фонда. Почвы сельхозугодий в целом характеризуются низким содержанием органического вещества, повышенным обменным калием, щелочной средой почвенного обмена, низкой обеспеченностью марганцем. Для наиболее интенсивного и продуктивного использования земель необходимо принимать меры по предотвращению деградации почв, восстановлению и повышению общего их качества. Очень важным для землепользования является осуществление противоэрозийных мероприятий и контроль за их осуществлением. В настоящий момент практически существует только внутриведомственный контроль а этого не достаточно. Следует создать межведомственную службу, инспекцию, которая будет наделена соответствующими полномочиями по охране почв. Для повышения урожайности нужно использовать большее количество удобрений, увеличить внесение доз органических удобрений (навоза), применять бактериальные удобрения. Безусловно, что целесообразно применять все необходимые меры только в комплексе, разработанном высококвалифицированными специалистами. Наиболее эффективное управление земельным фондом Ставропольского края возможно только при оптимальном сочетании административных и экономических методов воздействия через механизм рационального использования земель.

    Возможно, проблемы недостаточной эффективности управления земельным фондом Ставропольского края возникают из-за устаревшей структуры и всей системы его управления. Необходима реструктуризация региональной системы управления. Реструктуризация поможет изменить подходы к управлению региональным потенциалом, что будет стимулировать рост конкурентноспособных производств, повысит уровень ведения бизнеса в целом. Успешная реструктуризация региональной системы управления позволит улучшить позиции региона среди основных конкурентов за трудовые ресурсы, зарубежные инвестиции, государственные заказы[1]. Также реструктуризация регионального управления земельным фондом может быть способом повышения экономического потенциала территорий, увеличения кадровой обеспеченности, снижения социальной напряженности[2].

    Можно выделить ряд проблем, возникающих на пути управления земельным фондом для развития отрасли сельского хозяйства Ставропольского края, учитывая современные условия. К ним можно отнести: постоянные трудности в отведении земли для заинтересованных новых субъектов хозяйственной деятельности; высокая стоимость заѐмных средств; низкая рентабельность, особенно для мелких предприятий; недостаточно развитая инфраструктура в районах, наиболее пригодных для ведения сельского хозяйства; слабое развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, особенно дорог районного значения. Что касается входа на рынок растениеводческой продукции, то тут есть свои барьеры – это значительный объѐм инвестиций для первоначального налаживания производства либо для реконструкции уже существующего механизма, но недостаточно развитого для нормального функционирования. Для поддержания инициативы людей заниматься сельским хозяйством, следует выделять земли и ресурсы на льготных условиях. Это следует делать до того момента, пока этот новый игрок на рынке данного сектора ни будет чувствовать себя достаточно уверенно. Такие меры дадут возможность предпринимателям развивать свой бизнес эффективнее с учетом льгот и скидок. Что и сделает отрасль привлекательнее для новых игроков. Также, для решения возникающих проблем со сбытом продукции, необходимо ввести так называемую ярмарочную продажу наиболее востребованных населением товаров и проведение акций в виде продажи овощей и фруктов около подъездов. Это расширит рынки сбыта товаров и наиболее полно и своевременно обеспечит жителей продуктами по более низким ценам. Также нужно развивать оптово-розничную сеть продовольственных рынков путѐм свободного предоставления торговых площадок для производителей и ограничения присутствия посредников. Не смотря на то, что такие практики уже существую, присутствие посредников не сильно уменьшилось, а посредники, как известно, способствуют повышению цен, что идет в противовес интересам жителей. Что касается производителей, то здесь необходимо комплексное развитие информационно-консультативного обслуживания самих товаропроизводителей, постоянное повышение уровня получения и освоения новой информации для всех действующих субъектов путем использования инновационных научных разработок, с помощью интерактивных курсов, проведения подготовки и переподготовки по наиболее востребованным программам. Для реализации всех мер по решению проблем и задач, возникающих на пути развития и расширения сельского хозяйства потребуется привлечение новых источников инвестирования, возможно даже создание краевого фонда поддержки сельскохозяйственных предприятий, а также краевого страхового фонда для обеспечения погашения кредитов. Это сделает сельское хозяйство в регионе наиболее востребованным для бизнесменов, капиталоѐмким. При наличии мер государственной поддержки можно предполагать достаточно полный и эффективный путь управления земельным фондом для развития сельскохозяйственной отрасти. Благоприятная российская конъюнктура и спрос на производимые продукты со стороны других отраслей и секторов создадут условия для развития и укрепления позитивного имиджа региона.

    Учитывая все имеющиеся драйверы и барьеры развития, можно сделать вывод об огромном потенциале края, который возможен к реализации исключительно при отлаженном взаимодействии местных и федеральных властей с предпринимателями и населением, в результате чего возможно привлечение инвесторов в регион. Для иностранных инвесторов и инвесторов российской новой волны немаловажным фактором является отраслевой имидж регионов. Из всех регионов России Ставропольский край социально наиболее подготовлен для создания соответствующего имиджа. На фоне растущего потребления внутренней сельскохозяйственной продукции в России и импортозамещения иностранной продукции актуальность развития и реализации потенциала региона как никогда велика  и не смотря на  риски должна быть  поддержана правительством в рамках обеспечения продовольственной независимости страны.

 

Список литературы

1.     Безпалов В.В. Особенности и проблемы планирования реструктуризации региональной системы управления в РФ на современном этапе/ Журнал "Бизнес в законе"№5 -   с.214-218 2014г.

2.     Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления/ Журнал "Экономика и менеджмент систем управления" Т.11 №1.2 с.207-216 2014г.

3.     Общественно-политическая и познавательная газета.//Электронный ресурс. [http://www.opengaz.ru].

4.     Официальный сайт Администрации города Ессентуки// Электронный ресурс. Режим доступа [http://adm- essentuki.ru] свободный.

5.     Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Ставропольского края// Электронный ресурс. Режим   доступа[http://www.mshsk.ru]свободный.

6.     Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края// Электронный ресурс. Режим доступа[http://www.stavinvest.ru] свободный.

7.     Российская газета.// Электронный ресурс. Режим доступа http://www.rg.ru

8.     Федеральная служба государственной статистики // Электронный ресурс. Режим доступа [http://www.gks.ru] свободный.