Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДА - ДВИГАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ИЛИ ЛОВУШКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   В наше время во многих странах модные тенденции оказывают все большее влияние на потребительские предпочтения население и национальную экономику в целом. Приблизительно 2/5 мирового производства приходиться на отрасли, так или иначе связанных с модой и диктуемыми ей тенденциями.

   Еще с начала  21 века данная  отрасль имела  высокие темпы развития и оказывала  непосредственное влияние на смежные сферы экономики. Экономика моды вовлекает в свой оборот сотни миллиардов долларов и обеспечивая работой не менее 1/4 всех занятых в мировом хозяйстве. По некоторым расчетам, индустрия моды приносит в бюджеты развитых стран не менее 30% доходов и формируя около 25% ВВП. Например, по подсчетам некоторых экспертов, только во Франции и Италии до 45% расходов семейного бюджета идет на покупку товаров, определяющих эстетические потребности людей . С другой стороны, ведущие экономисты во многих странах приходят к выводу, что желание человека удовлетворять свои потребности и, при этом, не отставать от людей с большим достатком и общемировых модных тенденций, играет далеко не последнюю роль а, возможно, даже является «мотором» социально-экономического прогресса.1 Далее будут рассмотрены основные положительные и отрицательные аспекты влияния моды на экономику.

   Безусловно, сам по себе феномен возникновения моды является результатом социально-экономического прогресса. В данном случае, мода рассматривается как результат разумной человеческой деятельности. Само по себе изменение отношения людей к одежде, а именно желание выглядеть опрятно, говорит о формировании нравственного начала у человека, этики и эстетики восприятия.

   Так, например, одежда у первобытного человека должна была быть удобной и практичной. Разного рода амулеты являлись оберегами, использовались в качестве религиозных знаков. Первые мысли об использовании амулетов в качестве украшений стали появляться после классового деления общества, в то же время одежда стала приобретать форму.

   Далее ремесленники уже изготавливали одежду и продукцию не только исходя из технологической или физической необходимости в ней, но и придавая им соответствующий более эстетический внешний вид с целью скорейшей реализации. Таким образом, еще в первобытную эпоху стала появляться определенного рода потребность в эстетике, и в это же время внешний вид продукции стал определять скорость ее продажи (то есть не только функциональность играла роль).

    В дальнейшем, производство одежды и продукции совершенствовалось. По мере изменения моды, менялась и ее роль в жизни людей. Чем больше появлялось разнообразных тенденций ее развития, тем большее влияние она оказывала на спрос и, соответственно, на общее состояние экономики. Так, например, в Древнем Египте одновременно с расширением производства одежды активно развивалась индустрия косметики. И мужчины, и женщины пользовались духами, разнообразными маслами, что оказало большое влияние на развитие и расширение данной области. В качестве отрицательного примера влияния моды на экономику можно привести «тюльпаноманию» 1630 года в Голландии. В 1630 году в Нидерландах большое внимание уделялось выращиванию тюльпанов: выводились новые сорта, луковицы которых продавались в разные концы света за большие деньги. Таким положением дел воспользовались спекулянты и сложилась ситуация, при которой все в Голландии покупали и продавали луковицы цветов. Торги происходили даже на биржах. Юристы не успели вовремя отреагировать на ажиотаж в продаже тюльпанов, что привело к неимоверному взлету цен. Лишь только после вмешательства государства и запрета на торговлю луковицами ситуация улучшилась.1 Следовательно, мода может как стимулировать производство и продажу товаров и услуг, так и привести к противоположному эффекту. В последующем, с развитием эпох изменялась и сама мода, появлялись новые отрасли ее развития, активно совершенствовались уже существующие сферы. Мода всегда стимулировала производство продукции, которая имела спрос, и, таким образом, являлась толчком в развитии экономики. Еще в 18 веке западные экономисты начали рассматривать феномен моды как положительный аспект, влияющий на экономику. Английский политик и экономист, Д. Рикардо (1772-1823гг.) в своих трудах давал оценку моде, говоря о потребительной стоимости, одной из сторон которой являлась именно редкость и уникальность продукта.

 

1 Источник: Центр Азия - режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1049970180




    Американский экономист Т. Веблен в 1899 году опубликовал «Теорию праздного класса», в которой был поставлен очень важный вопрос: почему люди покупают товары сверх надобности? Ученый объяснил такое поведение тем, что покупка товаров сверх необходимости является показателем статуса, материальной обеспеченности и как результат собственных достижений индивида. По мнению Веблена, такая особенность характерна для более состоятельных слоев общества. В качестве примеров экономист приводил женскую моду на дорогостоящие изделия ручной работы. Эти изделия практически ничем не отличались от товаров массового, машинного производства, но зато были более редкими и поэтому удовлетворяли тщеславию состоятельных граждан, охотно переплачивающих за них немалые деньги. Таким образом, можно сделать вывод, что мода и приверженность людей следовать ее тенденциям обуславливается желанием подчеркнуть свой статус, как социальный, так и материальный.

   Помимо того, что с развитием моды увеличивалось и ее влияние на экономику, она также постепенно стала изменять вкусы потребителей, влиять на их выбор. Мода стала ориентировать людей на те или иные изменения во вкусах и тем самым регулировать производство: у «модного» продукта появился цикл. Маркетологи отметили, что модный товар (в особенности, одежда или обувь) имеет краткую циклическую жизнь: наибольший спрос на него возникает в первые 2-4 месяца, пока предприятия налаживают серийный выпуск, обеспечивают партиями оптовых и розничных продавцов; в последующие 6-7 месяцев идет устойчивый спрос, а в последние 3-4 месяца интерес к нему утихает и сводится на нет. Такой процесс будет продолжаться до тех пор, пока товар не станет вновь модным.

   Также, нельзя опустить факт существования «цикла желаний»: желание приобрести тот или иной товар (каким бы сильным оно не было) пропадает после непосредственно покупки. Существует также мнение, что предметы моды не могут быть демократизированы, то есть когда все обладают одним предметом, то этот предмет перестает быть желанным. В таком случае необходимо создать новые модные вещи, поскольку старые уже нельзя отнести к этой категории. Это становится стимулом культуры потребления, которая достаточно широко развита в наши дни, вплоть до того, что потребление как процесс стало модной тенденцией. И именно с этой стороны, мода отрицательно влияет на экономику. Современные американские экономисты М. Бертран и А. Морзе обнаружили такую закономерность: доходы богатых предполагают убытки для среднего класса. Поскольку обеспеченные люди становились все богаче, выяснилось, что существует экономическая "гонка вооружений", при которой средний класс тратит на товары роскоши (в которых нет прямой необходимости) больше средств, для того, чтобы не отставать. Авторы называют это "потреблением через просачивание благ сверху вниз". Результатом такого явления служит то, что  американцы меньше сберегают, число  банкротств растет, а власти  ведут политику облегчения получения заемных средств.2 Тенденция к потреблению и «подражанию» в покупках  оказывает негативное влияние на людей со  средним заработком, увеличивает число займов и вероятность серьезного финансового кризиса. Бертран и Морзе считают, что для того, чтобы избежать кризиса, необходимо уже сейчас, в наши дни задуматься над политикой предотвращения феномена «моды потребления».

    Согласно оценкам, в Западной Европе население тратит на приобретение товаров индустрии моды примерно 10% своих доходов, в США – 5%. Если же включать в экономику моды все виды товаров, удовлетворяющих преимущественно эстетические и социально-престижные, а не узко утилитарные потребности, то на их приобретение, по подсчетам экспертов, приходится порядка 40% расходов семейных бюджетов граждан развитых стран.1

    

2 Источник: Wikipedia

32 Источник: Вести Экономика-режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/25612


    Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что мода оказывает непосредственное влияние на экономику. Существуют как положительные аспекты, в которых модные тенденции развития того или иного производства являются толчком в развитии экономики, так и отрицательные, в которых ,с точки зрения психологии, покупатели со средним и малым заработком стараются «не отставать» от более обеспеченных. Таким образом, нельзя рассматривать моду и тенденции ее развития только с одной стороны. Для правильной экономической оценки необходимо учитывать все детали и особенности развития экономики.

 

Список литературы

1.     Боркова Е.А. Щеглова А.Д. Хозяйственное управление культурой и искусством г. Санкт- Петербурга.//Развитие экономики и менеджмента в современном мире/ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции г. Воронеж С.143-147.

2.     Голуб А.А., Струкова Е.Б. и др. Рыночные методы управления окружающей средой. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2012 г., С. 64-67.

3.     А. Таксанов - Мода: человеческая слабость или мотор экономики?, 2003 г., режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1049970180