Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Многочисленные попытки реформирования коммунального комплекса сталкиваются со значительными трудностями при их реализации, и как следствие не приносят желаемых результатов [5]. В результате современная ситуация в данной сфере российской экономики за прошедшие десятилетия реформ, претерпев множество метаморфоз, качественно не изменилась по сравнению с периодом начала 90-х годов, когда было принято решение о необходимости ее реформирования.

    Проблемы в коммунальной инфраструктуре являются многоаспектными. Всесторонний системный анализ проблемной ситуации, сложившейся в данной сфере, следует проводить с учетом комплекса различных факторов, а не только технико-экономических показателей [1]. В целом для анализа, сложившейся в коммунальной инфраструктуре ситуации, а главное, – причин ее возникновения, можно выделить следующие направления проблем:

– технологические;

– экономические;

– социальные;

– законодательно-политические;

– экологические.

   Рассматривая ситуацию, в которой функционирует коммунальный комплекс можно выделить ряд ключевых проблемных точек. В первую очередь необходимо отметить существующую систему ценообразования, которая обусловлена жестким регулированием тарифов со стороны государства.

   В дореформенном механизме функционирования экономики коммунального комплекса цены, ставки и тарифы были лишь средством хозяйственного расчета и экономической статистики. В настоящее время тарифы должны выполнять функцию регулятора экономических преобразований. В практической деятельности формирование экономически обоснованного тарифа предполагает простое суммирование затрат на производство определенной коммунальной услуги для потребителя, что приводит к отсутствию серьезного инвестирования в коммунальном комплексе, образующих коммунальный комплекс. Это ограничивает возможности по техническому перевооружению и модернизации коммунальной инфраструктуры, снижать издержки, повышать энергоэффективность и производить качественные услуги.

    Несовершенство тарифного регулирования приводит к существованию нерыночного характера инвестиционного процесса в коммунальном комплексе, который проявляется в низкой доле банковских кредитов, практически полным отсутствием среди источников финансирования заемных средств и ценных бумаг, полученных от других организаций.   

   В настоящий момент инвестиционная привлекательность объектов коммунальной инфраструктуры является крайне низкой, что является следствием множества причин. Основные факторы, которые влияют тем или иным образом на инвестиционную привлекательность коммунального комплекса, можно подразделить на внешние и внутренние [4]. Внутренние факторы определяют условия деятельности самого предприятия и тем самым являются наиболее подверженными регулированию, а внешние факторы зависят от ряда субъектов, оказывающих определенное воздействие на предприятие: инвесторы, потребители, органы законодательной и исполнительной власти.

   Осуществление основных функций коммунальных предприятий, выражающихся в предоставлении в необходимом объеме и требуемом качестве услуг, требует от них стабильного экономического развития. Однако, опираясь на анализ современного экономического состояния предприятий коммунального комплекса, можно сделать совершенно противоположные выводы – большинство из них являются убыточными.

   Острая нехватка средств негативно отражается на техническом уровне предприятий, который в целом по стране остается на достаточно низком уровне, характеризующимся высоким износом основных фондов и устаревшими технологиями. Это, в свою очередь, приводит к значительным потерям в транспортных сетях. Низкое техническое состояние генерирующего оборудования и инженерных сетей оказывает влияние и на качестве коммунальных услуг, а также обусловливает высокую вероятность техногенных катастроф [6].

   Значимой проблемой коммунальных предприятий является неудовлетворительная кадровая обеспеченность, выражающаяся в низком квалификационном уровне персонала. Низкий уровень оплаты труда, отрицательный имидж коммунальной сферы фактически привели к ситуации, когда к персоналу предъявляются пониженные требования к его профессиональным качествам. В целом решение проблемы кадрового дефицита и повышения эффективности работы персонала предприятий коммунального комплекса крайне сложен без согласованных усилий как минимум трех сторон: региональной власти и органов местного самоуправления, самих предприятий, образовательных учреждений.

   Ключевой точкой, сложившейся проблемной ситуации в коммунальном комплексе страны, является крайне низкая энергоэффективность в отраслях, образующих коммунальную инфраструктуру. Без решения данной проблемы практически невозможно достичь стабильного и сбалансированного развития жизнеобеспечивающих систем современного города.

   Данная проблема характерна не только для коммунального комплекса страны, но и для российской экономики в целом. Однако именно в коммунальной инфраструктуре низкая энергоэффективность проявляется наиболее остро. Это обусловлено высокой долей энергетических затрат в структуре себестоимости коммунальных услуг.

   Проблема энергоэффективности является многогранной с той точки зрения, что, она проявляется на всех этапах предоставления коммунальных услуг, включая генерацию, транспортировку, а также потребление продукции коммунальной инженерной инфраструктуры [2]. В сферу ответственности коммунальных предприятий входит обеспечение процессов энергосбережения и повышение энергоэффективности на двух этапах: генерация и транспортировка коммунальных услуг.

   В последнее время проблемам энергосбережения уделяется значительное внимание, в том числе и со стороны органов  власти, что  выражается изменением вектора  реформирования коммунального  комплекса в сторону повышения энергоэффективности [3]. Ключевым этапом в данном направлении стало принятие в 2009 году Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором обозначены первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий.

    Практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к жилищно- коммунальному комплексу в целом и к коммунальной инфраструктуре в частности.

     Повышение энрегоэффективности в современном коммунальном комплексе позволит решить и ряд других проблем. Применение энергоэффективных технологий позволит повысить эффективность производства и транспортировки услуг, снизить себестоимость, что позволит сдерживать рост тарифов на продукцию коммунальной инфраструктуры, тем самым способствуя снижению социальной напряженности в обществе. Нельзя забывать и об охране окружающей среды, негативное воздействие на которую при реализации энрегоэффективных технологий может сократиться многократно.

 

Список литературы

1.     Волчкова И.В. Актуальные социально-экономические проблемы формирования городских агломераций в Сибирском федеральном округе // Региональная экономика: теория и практика – 2009. – № 12 (105).

2.     Минаев Н.Н., Галямов Ю.Ю., Селиверстов А.А., Шадейко Н.Р. Модель управления  процессами энергосбережения и разработка сценариев инновационного развития жилищно-коммунального комплекса

// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2010. № 4 (102). С. 162-168.

3.     Минаев Н.Н., Селиверстов А.А., Шадейко Н.Р. Формы и механизмы управления коммунальным хозяйством России // Имущественные отношения в Российской Федерации. – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2007. № 2. С. 22-25.

4.     Минаев Н.Н., Шадейко Н.Р., Колыхаева Ю.А., Селиверстов А.А. Использование инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса // Региональная экономика: теория и практика. – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2014.№ 32. С. 57-64.

5.     Подопригора Ю.В. Типы структурных изменений отраслей экономики территории и методы их оценки // Альманах современной науки и образования. 2008. № 3. С. 145-146.

6.     Уфимцева Е.В. Инструмент для оценки системы управления деятельности жилищно-коммунального комплекса // Социально-экономические проблемы современного общества: материалы III международной научно-практической конференции, июнь 1–2, 2014. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra- CZ». – С. 197–200.