Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ В АСПЕКТЕ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью обеспечения сохранности, устойчивости, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах.

   Эффективное управление позволяет максимизировать результаты пользования и распоряжения объектами государственной собственности. Следовательно, требования эффективного управления государственной собственностью постоянно находятся в числе первостепенных, предъявляемых обществом к избранным органам государственной власти, и, соответственно, находят отражение в числе первоочередных решаемых ими проблем. В российских условиях они имеют определенную специфику и приобретают, в известной мере, еще большее значение в условиях неопределенности рыночной экономики.

    В настоящее время проблема повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием в аспекте контроля эффективности управления государственной собственностью является не в достаточной степени разработанной. В связи с этим, отсутствуют механизмы, которые позволили бы в достаточной степени повысить эффективность управления государственной собственностью.

   Таким образом, проблема требует всестороннего изучения, так как является одной из ключевых проблем в рамках системы управления государственной собственностью в акционерных обществах.

   Помимо этого, необходимо детальное изучение таких мер по обеспечению эффективного управления государственной собственностью как оптимизация структуры государственной собственности, улучшение финансово-экономических показателей, а также внедрение новейших стандартов корпоративного управления, в том числе, широко используемых в международной практике в акционерных обществах с государственным участием и федеральных государственных унитарных предприятиях.

   Одним из условий для повышения качества и эффективности управления государственной собственностью является реализация государством полномочий в области корпоративного управления.

   Инвестиционная привлекательность активов акционерного общества в большой степени зависит от соблюдения правил и принципов корпоративного управления, а также от своевременной деятельности по разработке и внедрению унифицированных стандартов и подходов в области корпоративного управления.

   Одним из элементов системы корпоративного управления является методологическая база акционерных обществ, которая также нуждается в постоянном совершенствовании.

   Росимуществом было выделено два основных направления по совершенствованию методологической базы для акционерных обществ с государственным участием:

-   усиление роли органов управления и контроля в акционерных обществах с государственным участием;

-   повышение инвестиционной привлекательности и эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием.

   В рамках усиления роли органов управления и контроля появляется потребность в систематизации информации, необходимой для совершенствования стандартов в области корпоративного управления.

   В целях повышения эффективности корпоративного управления в акционерных обществах Росимуществом с целью систематизации принципов корпоративного управления и описания последовательности действий, были разработаны и утверждены методические рекомендации:

-   Методические рекомендации по организации работы совета директоров в акционерном обществе;

-   Методика индивидуальной оценки деятельности членов совета директоров;

-      Методические рекомендации по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием Российской Федерации;

-   Квалификационные требования, предъявляемые членам Ревизионной комиссии.

   Вместе с тем, необходимо повышение прозрачности и открытости процесса формирования позиции акционера. В этой связи, Росимуществом была проделана работа по разработке и общественному обсуждению при участии крупнейших госкомпаний, а также Экспертно-консультационного совета при Росимуществе данных методических рекомендаций.

   Помимо этого, была разработана методика оценки совета директоров  акционерных обществ, которая подразумевает взаимодействие обществ с Межведомственным порталом по управлению государственной собственностью.

   Согласно данной методике, оценка совета директоров проводится в два этапа:

-   объективная оценка;

-   субъективная оценка.

   Объективная оценка – характеризует индивидуальную работу каждого члена совета директоров акционерного общества, в части участия/не участия в корпоративных мероприятиях акционерного общества, голосования/не голосования по вопросам повестки дня корпоративных мероприятий акционерного общества, представление/не представление отчетов о своей деятельности в совете директоров акционерного общества и др.

   Объективная оценка формируется автоматически на основании информации представляемой корпоративным секретарем акционерного общества в личном кабинете акционерного общества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

   Субъективная оценка – характеризует индивидуальную работу каждого члена совета директоров акционерного общества, в части активности на заседаниях совета директоров акционерного общества, проведение консультаций и оказание помощи менеджменту акционерного общества, защиты интересов акционеров, владения необходимыми профессиональными навыками для работы в совете директоров акционерного общества и др.

   Субъективная оценка формируется на основании информации представляемой членом совета директоров акционерного общества в отношении других членов совета директоров акционерного общества посредством функционала личного кабинета профессионального директора на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

    Одним из ключевых вопросов в рамках повышения инвестиционной привлекательности и эффективности управления в акционерных обществах с государственным участием является вопрос определения профильности активов и отчуждение непрофильных активов.

    В этой связи, с целью стандартизации процесса и обеспечения методической помощи в определении профильности активов для их последующей реализации акционерным обществам и федеральным органам исполнительной власти Росимуществом были разработана Методология определения профильности активов.

    Данный документ дает разъяснения в части определения профильности активов, а также того какие активы является профильными или непрофильными, включая критерии по определению профильности, а также порядок выявления непрофильных активов в госкомпаниях.

    Таким образом, по состоянию на конец 2013 года общее количество АО Спецперечня, права акционера в отношении пакета акций, принадлежащего Российской Федерации, по которым осуществляет Росимущество, составило 62 акционерных общества, в том числе 55 акционерных обществ имеют агрегированный контрольный пакет акций, принадлежащий Российской Федерации, из них:

- 53 АО на заседании СД (наблюдательного совета) рассмотрен вопрос по разработке и реализации программы отчуждения непрофильных активов, из них:

·   36 АО на заседании СД (наблюдательного совета) утвердили программу по реализации непрофильных активов;

·   16 АО на заседании СД (наблюдательного совета) принято решение об отсутствии в компаниях непрофильных активов;

·   1 АО на заседании СД генеральному директору АО поручено разработать программу отчуждения непрофильных активов (ОАО «Росагролизинг»).

   Два акционерных общества до настоящего времени не рассмотрели данный вопрос на заседании СД (ОАО «Росипподромы» и ОАО «Росгеология») [1].

   Вместе с тем, важно отметить, что необходимо проводить постоянный мониторинг в рамках отчуждения госкомпаниями непрофильных активов с целью повышения инвестиционной привлекательности.

   Таким образом, меры по совершенствованию корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием необходимы в рамках повышения контроля эффективности управления государственной собственностью. Также стоит учитывать отечественный и зарубежный опыт по повышению качества корпоративного управления, который предполагает внедрение единого кодекса корпоративного управления, мониторинг ключевых показателей эффективности, аудит стратегий развития и т.д.

 

Список литературы

1. Отчет о деятельности за 2013 год Росимущества по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом» http://www.rosim.ru/addons/report2013