Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.

    Российская система здравоохранения, сохраняя многие ключевые принципы организации предоставления медицинской помощи населению, заложенные в советское время, претерпела с 1991 г. ряд существенных трансформаций в механизмах ее финансирования и управления.

   Ключевыми характеристиками системы здравоохранения СССР, сохранившимися в российской системе сегодня, являются: право на бесплатную медицинскую помощь для всего населения; предоставление медицинской помощи государственными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ); предоставление амбулаторно-поликлинической помощи в поликлиниках, объединяющих врачей разных специальностей; разделение медицинских учреждений (МУ), обслуживающих взрослых и детей. [4]

   В 1918 г. в Советской России было провозглашено право на получение бесплатной медицинской помощи для всех граждан. Для обеспечения этого права была создана разветвленная сеть ЛПУ, которые в основном находились в государственной собственности.

   Национализация страховых компаний и всех поставщиков медицинских услуг была проведена в 1924 г., в этом же году установлены единый источник финансирования и единая модель организации медицинской помощи. Система здравоохранения в этот период имела жесткую вертикаль соподчинения уровней управления здравоохранением, что позволяло обеспечивать единство финансирования, ресурсного обеспечения и управления.

   Уже с 1988 г. в нескольких регионах страны проводилась апробация новой модели бюджетного финансирования здравоохранения, которая подразумевала выделение средств из бюджета на здравоохранение по нормативам  в расчете на одного  жителя; переход от сметного финансирования к финансированию по нормативам в расчете на показатели, отражающие результаты их деятельности; разрешение медицинским учреждениям заключать договоры с организациями на медицинское обслуживание их работников, оказывать дополнительные платные услуги населению сверх нормативов бесплатной медицинской помощи; предоставление руководителям медицинских учреждений широких прав в решении вопросов оплаты труда.

   В свою очередь, в 1991 г. в целях увеличения объемов финансирования здравоохранения было решено создать систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Так, был принят Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» №1499-1 от 28 июня 1991 г., и с 1993 г. началось внедрение ОМС и установилась смешанная бюджетно-страховая модель финансирования системы здравоохранения.

   В целях увеличения поступления средств в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения было разрешено оказывать платные услуги населению (постановление Правительства РФ №27 от 13.01.96), что фактически официально узаконило доплату населения за помощь, которая должна оказываться бесплатно по программе государственных гарантий (ПГГ). Такой порядок был введен в 1996 г. и существует сегодня. Разрешение платных услуг, с одной стороны позволяет лечебно-профилактическим учреждениям получить дополнительные средства для оплаты труда сотрудников и текущего содержания самого учреждения, но с другой – ограничивает доступность медицинской помощи для малообеспеченных категорий населения.

   В 1998 г. постановлением Правительства РФ была впервые утверждена Программа государственных гарантий на 1999 г. Следует отметить с 2004 г. по настоящее время программа утверждается ежегодно и содержит перечень видов медицинской помощи, нормативы ее объемов в расчете на 1 жителя и финансовые нормативы этих объемов, а также устанавливает минимальный подушевой норматив финансирования. [3]

   В 2003-2004 гг. вследствие общей децентрализации управления в стране управление здравоохранением было разделено на муниципальный, региональный и федеральный уровни. В соответствии с образованными уровнями были разделены полномочия по финансированию расходов на оказание медицинской помощи и по содержанию  инфраструктуры  учреждений.  В  результате  финансовая  обеспеченность  территориальной программы государственных гарантий и развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения попали в зависимость от бюджетной обеспеченности субъектов и муниципалитетов РФ. [3]

   В 2005 г. стартовала программа дополнительного лекарственного обеспечения населения, а в 2006 г. – национальный проект «Здоровье», благодаря чему были существенно увеличены государственные вложения в здравоохранение и получили развитие его приоритетные направления.

   Программа дополнительного лекарственного обеспечения населения и по сей день имеет своей целью обеспечение централизованного контроля за снабжением льготников лекарствами и эффективное расходование выделенных на это государственных средств. Льготники могут по рецепту врача бесплатно получить в аптеках лекарства из составленного государственными структурами списка, а граждане, не желающие участвовать в программе, могут получить взамен наличные денежные средства для приобретения лекарств самостоятельно. Так, например, в 2005 году на финансирование программы из бюджета выделено 50,8 млрд руб., в 2006 году – 29 млрд, в 2007 году – 34,9 млрд. руб.

   Уже в 2008 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения населения была трансформирована в программу обеспечения населения лекарственными средствами и полномочия по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, были переданы на уровень субъектов РФ с соответствующими субвенциями. [3]

   С 2006 г. под патронажем Президента РФ были реализованы приоритетные национальные проекты, наиболее масштабным и значимым из которых являлся национальный проект «Здоровье». Проект осуществлялся по 4 основным направлениям:

1.      Формирование здорового образа жизни;

2.      Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

3.      Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

4.      Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

   Так, например, расходы по проекту в 2006 г. составили 87,9 млрд. руб., в 2007 г. – 117,1 млрд. руб., в 2008 г. – 131,8 млрд. руб., в 2009 г. – 148,3 млрд. руб., в 2010 г. – 160,2 млрд. руб., 2011 г. – 168,2 млрд. руб., 2012 г. – 144,7 млрд. руб., 106,5 млрд. руб., на 2014 год – 101,2 млрд. рублей, на 2015 год – 30,4 млрд. рублей. Однако уменьшение расходов, осуществляемых в рамках национального проекта, обусловлено реализацией ряда мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования.

   В 2006-2007 г.г. Минэкономсоцразвитием и другими ведомствами была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». В 2011 г. положения стратегии изменились в виду усиления мирового финансового кризиса, был разработан второй вариант концепции «Стратегия 2020».

   Приоритетными задачами развития системы здравоохранения в рамках Стратегии 2020 явились модернизация, предусматривающая текущий и капитальный ремонт МУ, укрепление материально-технической базы, развитие информационных технологий, в том числе введение электронной записи на прием к врачу через Интернет, ведение электронного документооборота и медицинских карт, внедрение современных стандартов оказания медпомощи, увеличение зарплат работников здравоохранительной отрасли.

   В конце 2010 г. Правительством РФ была принята «Программа модернизации здравоохранения на 2011- 2012 г.г.», направленная на улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения, рождаемости, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения.

   В рамках программы были определены такие ключевые задачи, как: укрепление материально- технической базы медицинских учреждений; внедрение современных информационных систем в здравоохранении; внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. [1]

   Общий объем финансирования программы составил 630 млрд. руб., в том числе 174 млрд. руб. было выделено на реализацию региональных программ. К 1 января 2013 г. было потрачено 579,4 млрд. руб.

   В 2010-2011 г.г. высокотехнологичная медицинская помощь оказывалась в 124 учреждениях 50 регионов страны и охватывала 34-40 тысяч граждан. В 2012 г. высокотехнологичной помощью смогли воспользоваться уже 135 тысяч человек в 221 учреждении 59 субъектов.

   В рамках информатизации медицинских организаций электронной записью на прием к врачу по состоянию на 1 апреля 2013 года уже воспользовались 6 512 225 граждан.

   Заслуживает внимания тот факт, что в 2013 г. на Программу модернизации в регионах было предусмотрено 50 миллиардов рублей. Существенно расширился перечень модернизируемых направлений, значительная часть полномочий передана регионам, которые с учетом индивидуальных особенностей территории, процента средств из местного бюджета, приоритетности отдельных проектов самостоятельно разрабатывают программы модернизации и дорожные карты, согласованные в Министерстве здравоохранения РФ.

   Следует отметить то, что с 2013 г. находится в стадии реализации Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации, приоритеты которой были сформированы, основываясь на результатах анализа реализации мероприятий национального проекта “Здоровье” и программ модернизации. Реализация Госпрограммы предусмотрена в 2 этапа: с 2013 по 2015 год и с 2016 по 2020 год. с общим объемом финансирования 24547,2 млрд. руб.

   Основными направлениями программы остается подход к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи, повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли, развитие клиентоориентированных технологий и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни. [2]

   Проводившиеся в последние годы реформы здравоохранения Российской Федерации являются серьёзной основой для существенного улучшения эффективности всей системы и усиления положительных тенденций в здравоохранении.

 

Список литературы

1.      Приложение к распоряжению Правительства Тюменской области от 28 декабря 2012 г. № 2840-рп

«Региональная программа модернизации здравоохранения Тюменской области на 2011–2012 годы»;

2.      Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 №2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"»

3.      Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.

4.      Экономика здравоохранения: учеб. пособие / под науч. ред. М.Г. Колоснициной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.:Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. – 479 с.

5.      Экономика здравоохранения: учебное пособие. 2-е изд. / Под. ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010. – 272 с.

6.      Юргель Н.В., Никонов Е.Л. Мониторинг реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. №2. С. 3-7.