Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.

   В современной экономической ситуации, в которой находится экономика России, основным звеном системы управления экономикой выступают интегрированные корпоративные структуры (концерны, холдинги, конгломераты, финансово-промышленные группы, консорциумы и т.д.). Среди указанных структур важное место занимают диверсифицированные корпорации, которые способны обеспечить высокий уровень эффективности управления крупномасштабными (разделенными по экономическим и географическим параметрам), производственно-экономическими, финансовыми ресурсами. В настоящее время на долю диверсифицированных корпораций приходится свыше 75% ВВП Российский Федерации, что обуславливает высокую значимость этих структур в экономике страны.

   Промышленные структуры нефтегазового комплекса выступают в качестве важнейшего фактора социально-экономической стабильности общества, экономической безопасности страны, как в условиях нормального функционирования экономики, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Развитие рыночных отношений диктует необходимость диверсификации производства нефтегазовых организаций.

   Диверсифицированная нефтегазовая компания получает перспективу функционирования в различных сегментах рынка, с различными внешними и внутренними экономическими параметрами, например, разной оборачиваемостью финансового капитала. При определенных условиях это дает синергический эффект, когда диверсификация строится на правильно выстроенных денежных потоках от видов деятельности в пространстве и времени.

   С экономической точки зрения, диверсификация (познелат. diversificatio – изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus – разный и facio – делаю) – это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем.

   Диверсификация производства в нефтегазовом комплексе (НГК) – это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства нефтегазовых организаций, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

   Исходя из сущности диверсификации, которая заключается в предоставлении предприятиям нефтегазовой отрасли возможности приспособиться к сложившейся конъюнктуре специализированных рынков, которые остро подвержены изменениям цен на нефть, выбор направлений развития диверсификации производства в значительной степени зависит от конъюнктуры рынка, финансового состояния и возможностей внедрения эффективных форм организации производства и сбыта.

   Базовыми диверсификациями являются диверсификация за счет внешнего роста, когда создаются подразделения вне действующего нефтегазового предприятия (это может быть диверсификация путем слияния, поглощения) и диверсификация за счет внутреннего роста, когда в составе действующего нефтегазового предприятия открываются новые самостоятельные бизнес-единицы, производственные участки, цехи, а также иные производства – то есть источником роста служит внутренняя среда данного предприятия. И та, и другая диверсификации могут быть как связанными, так и несвязанными, как вертикальными (когда нефтегазовое предприятие использует часть ресурсов для образования или приобретений нового бизнеса, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для него и/или будут обеспечивать рынки сбыта для его продукции), так и горизонтальными (введение новых продуктов) [2].

Вертикальная диверсификация, делится на вертикальную восходящую и вертикальную нисходящую диверсификацию (Рисунок 1).

Рис.1. Восходящая и нисходящая вертикальная интеграция [3]

   Вертикальную восходящая диверсификация – ситуация, когда нефтегазовое предприятие создает сеть дочерних предприятий и стремится действовать на  тех рынках, где в настоящее время приобретает свои ресурсы, при этом оно расширяет свою ценностную цепочку в направлении «вверх» – с производства сырья к производству продукта.

   Вертикальную нисходящая диверсификация – ситуация, когда нефтегазовое предприятие стремится действовать на рынках, обслуживаемых в настоящее время ее основными клиентами или дистрибьюторами, то есть расширение своей ценностной цепочки в направлении приобретения новых рынков и создания новых видов продукции на существующих площадях предприятия.

   Стратегия диверсификации в работе рассмотрены на примере корпорации ОАО «Газпром», на который в настоящее время приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа [1].

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа.

ОАО «Газпром» осуществляет диверсификацию по следующим направлениям:

1.      диверсификация маршрутов - «Северный поток», «Южный поток»;

2.      диверсификация рынков сбыта - Азиатско-Тихоокеанский регион;

3.      диверсификация продуктов - сжиженный природный газ;

4.      диверсификация направлений деятельности – электроэнергетика, добыча и переработка нефти (Рисунок 2) [1].



Рис.2. Направления диверсификации ОАО «ГАЗПРОМ»


   Важным условием эффективности диверсификации, в частности, ОАО «Газпром», является необходимость реализации стратегии планомерного и управляемого роста и развития в условиях следующих ограничений: пределы роста – экзогенны (находятся вне системы), пределы развития – эндогенны (заложены в ней самой). При стремительном распространении новых технологий, инноваций, изменении потребительских качеств услуг, глобальном внедрении сетей связи в организацию деятельности хозяйствующих субъектов можно выделить два основных направления реализации стратегии динамичного роста и расширения масштабов деятельности корпоративных образований:

·       использование внутренних резервов через накопление и расширение производства (внутрикорпоративная интеграция, концентрация акционерного капитала, собственных накоплений);

·       использование привлеченных внешних источников путем реализации стратегии и тактики слияния и поглощения (межкорпоративная интеграция, диверсификация деятельности, перераспределение рисков).

   Диверсификация создает предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на данном предприятии, ведет к оптимизации и повышению конкурентоспособности бизнеса, а также к его финансовой устойчивости. Диверсификация производства становится подвижной и гибкой частью воспроизводства, что делает предприятие более чувствительным к изменениям внешней среды, чутким к восприятию новых потребностей рынка, а, следовательно, готовым к завоеванию новых сегментов рынка, отраслей, регионов.

 

Список литературы

1.      http://www.gazprom.ru/ - ОАО "Газпром" - энергетическая компания

2.      Классификация видов диверсификации и анализ возможностей их применения для нефтегазовых компаний - Сафонова Т.Ю.: «Российское предпринимательство» № 19 (217) за 2012 год, cтр. 56-61.

3.      Гальперин В.В. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа. 2004. Т. 1. - 624 с. Т. 2 - 776 с.