13 декабря 2015г.
В современной экономической ситуации, в которой находится экономика России, основным звеном системы управления экономикой выступают интегрированные корпоративные структуры (концерны, холдинги, конгломераты, финансово-промышленные группы, консорциумы и т.д.). Среди указанных структур важное место занимают диверсифицированные корпорации, которые способны обеспечить высокий уровень эффективности управления крупномасштабными (разделенными по экономическим и географическим параметрам), производственно-экономическими, финансовыми ресурсами. В настоящее время на долю диверсифицированных корпораций приходится свыше 75% ВВП Российский Федерации, что обуславливает высокую значимость этих структур в экономике страны.
Промышленные структуры нефтегазового комплекса выступают в качестве важнейшего фактора социально-экономической стабильности общества, экономической безопасности страны, как в условиях нормального функционирования экономики, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Развитие рыночных отношений диктует необходимость диверсификации производства нефтегазовых организаций.
Диверсифицированная нефтегазовая компания получает перспективу функционирования в различных сегментах рынка, с различными внешними и внутренними экономическими параметрами, например, разной оборачиваемостью финансового капитала. При определенных условиях это дает синергический эффект, когда диверсификация строится на правильно выстроенных денежных потоках от видов деятельности в пространстве и времени.
С экономической точки зрения, диверсификация (познелат. diversificatio – изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus – разный и facio – делаю) – это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем.
Диверсификация производства в нефтегазовом комплексе (НГК) – это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства нефтегазовых организаций, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Исходя из сущности диверсификации, которая заключается в предоставлении предприятиям нефтегазовой отрасли возможности приспособиться к сложившейся конъюнктуре специализированных рынков, которые остро подвержены изменениям цен на нефть, выбор направлений развития диверсификации производства в значительной степени зависит от конъюнктуры рынка, финансового состояния и возможностей внедрения эффективных форм организации производства и сбыта.
Базовыми диверсификациями являются диверсификация за счет внешнего роста, когда создаются подразделения вне действующего нефтегазового предприятия (это может быть диверсификация путем слияния, поглощения) и диверсификация за счет внутреннего роста, когда в составе действующего нефтегазового предприятия открываются новые самостоятельные бизнес-единицы, производственные участки, цехи, а также иные производства – то есть источником роста служит внутренняя среда данного предприятия. И та, и другая диверсификации могут быть как связанными, так и несвязанными, как вертикальными (когда нефтегазовое предприятие использует часть ресурсов для образования или приобретений нового бизнеса, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для него и/или будут обеспечивать рынки сбыта для его продукции), так и горизонтальными (введение новых продуктов) [2].
Вертикальная диверсификация, делится на вертикальную восходящую и вертикальную нисходящую диверсификацию (Рисунок 1).
Рис.1. Восходящая и нисходящая вертикальная интеграция [3]
Вертикальную восходящая диверсификация – ситуация, когда нефтегазовое предприятие создает сеть дочерних предприятий и стремится действовать на тех рынках, где в настоящее время
приобретает свои ресурсы, при этом оно расширяет свою ценностную цепочку в направлении «вверх» – с производства сырья к производству продукта.
Вертикальную нисходящая диверсификация – ситуация,
когда нефтегазовое предприятие стремится действовать на рынках, обслуживаемых в настоящее
время ее основными клиентами или дистрибьюторами, то есть расширение своей ценностной цепочки
в направлении приобретения новых рынков и создания
новых видов продукции на существующих площадях предприятия.
Стратегия диверсификации в работе рассмотрены на примере корпорации ОАО «Газпром», на который в настоящее время приходится около 20% мировой
и около 85% российской добычи газа [1].
Газпром располагает самыми богатыми
в мире запасами природного газа.
ОАО «Газпром» осуществляет диверсификацию по следующим направлениям:
1.
диверсификация маршрутов - «Северный
поток», «Южный поток»;
2. диверсификация рынков сбыта - Азиатско-Тихоокеанский регион;
3. диверсификация продуктов - сжиженный природный
газ;
4.
диверсификация направлений деятельности – электроэнергетика, добыча и переработка нефти (Рисунок 2) [1].
Рис.2. Направления диверсификации ОАО «ГАЗПРОМ»
Важным условием эффективности диверсификации, в частности, ОАО «Газпром», является необходимость реализации стратегии планомерного и управляемого роста и развития в условиях
следующих ограничений: пределы роста – экзогенны
(находятся вне системы),
пределы развития – эндогенны (заложены
в ней самой). При стремительном распространении новых технологий, инноваций,
изменении потребительских качеств услуг, глобальном внедрении сетей связи в организацию деятельности хозяйствующих субъектов можно выделить
два основных направления реализации стратегии динамичного роста и расширения масштабов деятельности корпоративных образований:
· использование внутренних резервов через накопление и расширение производства (внутрикорпоративная интеграция, концентрация акционерного капитала, собственных накоплений);
· использование привлеченных внешних источников путем реализации стратегии и тактики слияния
и поглощения (межкорпоративная интеграция, диверсификация деятельности, перераспределение рисков).
Диверсификация создает предпосылки организационно-экономического
характера для развития
наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на данном
предприятии, ведет к оптимизации и повышению конкурентоспособности бизнеса,
а также к его финансовой устойчивости. Диверсификация производства становится подвижной и гибкой
частью воспроизводства, что делает предприятие более чувствительным к изменениям внешней среды, чутким к восприятию новых потребностей рынка, а, следовательно, готовым
к завоеванию новых сегментов рынка, отраслей, регионов.
Список литературы
1. http://www.gazprom.ru/ - ОАО "Газпром" - энергетическая компания
2.
Классификация
видов
диверсификации
и
анализ
возможностей
их
применения
для нефтегазовых компаний - Сафонова
Т.Ю.: «Российское предпринимательство» № 19 (217) за 2012 год, cтр. 56-61.
3.
Гальперин В.В. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. -
СПб.: Экономическая школа. 2004. Т. 1. - 624 с. Т. 2 - 776 с.