Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Бизнес-моделирование представляет собой описание процесса через различные элементы (действия, данные, события, материалы и пр.), присущие процессу. Как правило, моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы.

При бизнес-моделировании проекта создания средства массовой информации (СМИ) необходимо определиться с [1]:

·       ключевой идеей СМИ, его миссией;

·       основными типологическими характеристиками;

·       бизнес-стратегией медиаорганизации, на базе которого будет работать СМИ;

·       базовым типом коммуникаций, на основе которого будет строиться работа с аудиторией СМИ;

·       принципами редакционной политики;

·       политикой работы с рекламодателем.

Сегодня средства массовой информации может продуктивно работать только как интегральный бизнес- процесс, учитывающий институциональную природу российской журналистики.

В ситуации создания СМИ его моделью выступает «пилот» – «ну-левой» номер, а моделью будущего предприятия массмедиа выступает инициативная группа в форме временного трудового коллектива (ВТК).

На этапе стартапа не имеет смысла создавать юридическое лицо, законодательство Российской Федерации позволяет различными способами создать ВТК, например, в форме отдела развития новых проектов в рамках действующего юридического лица. В этом случае ВТК и выступает имитацией, моделью будущего юридического лица, предприятия массмедиа, которому предстоит в случае успешного запуска «пилота» заниматься жизнеобеспечением СМИ.

Строительство СМИ начинается с создания структуры. Структура выступает организующим посылом для всех остальных процедур регулярного менеджмента.

На «нулевой» этап инициаторы проекта должны выходить подготовленными методологически: с продуманной концепцией, с ясным представлением о типе СМИ, о его формате и о бизнес-стратегии, с оформленной в ВТК инициативной группой, имеющей компетентного лидера, с соответствующим стартапу финансированием от инвестора.

Успешным СМИ является то, которое смогло локализовать и идентифицировать свою аудиторию, установить с нею конвенциональные коммуникации, занять позицию эксперта, гида своей аудитории по целому ряду вопросов. Именно в таком виде «упакованная аудитория» интересна сегодня рекламодателю, обеспечивающему доходную базу проекта.

Запуская СМИ,  важно понимать истинное  значение  стартапа  для верификации бизнес-стратегии массмедиа.

Первым этапом моделирования интегрального бизнес-процесса является создание структуры проекта на основе аудита его составляющих. Это достаточно сложный этап, подразумевающий, что в составе ВТК работает лидер, обладающий интегральной компетенцией, в полном объеме представляющий работу медиаорганизации как единого, цельного бизнес-процесса. Как правило, подпроцессы, связанные с созданием контента (журналистская редакция), подготовкой оригинал-макета к тиражированию (выпускающая бригада), доставкой тиража потребителю (технические подразделения), продажей рекламы (маркетинговые и коммерческие службы), администрированием подпроцессов (администрация проекта) и с их обеспечением процедурами регулярного менеджмента, описываются с двух позиций: штатного расписания и описания функционала конкретного сотрудника.

Привязка штатного расписания к конкретным бизнес-процессам — современный подход, обеспечивающий гармоничность создания будущего коллектива. Создаваемый документ может иметь форму концепта штатного расписания проекта,  включающего исчерпывающий список штатных единиц, сгруппированных в разделы  в соответствии с выявленными бизнес-процессами, с кратким описанием их функционала. Совокупность этих функционалов и является в итоге кратким описанием интегрального бизнес-процесса.

Вторым этапом моделирования является правовое обеспечение интегрального бизнес-процесса всеми необходимыми типами документов и инструкций, на основании которых будет осуществляться работа потенциального СМИ. Перечислим документы, которые необходимо подготовить во время создания «пилота» [1, 2]:

·       устав;

·       комплект приказов и положений, регулирующих деятельность ВТК;

·       концепция и формат СМИ;

·       положение о системе оплаты труда;

·       штатное расписание;

·       проект положения об учетной политике и проект приказа об учетной политике СМИ;

·       трудовые соглашения с каждым сотрудником и их должностные инструкции;

·       положение о подготовке редакционного материала;

·       положение о формате рекламного объявления;

·       типовой договор о продаже рекламы и коммерческое предложение;

·       нормы и правила корпоративного поведения;

·       комплект регулирующих бухгалтерских документов;

·       положение о бюджете и бюджетной политике;

·       положение о документообороте СМИ;

·       положение о материальной ответственности и т.д.

Здесь перечислены только основные документы, без которых никакая редакция СМИ не сможет нормально работать.

Третьим  этапом  моделирования  интегрального  бизнес-процесса  является  доформирование  ВТК специалистами, необходимыми для создания «пилота» СМИ. На этом этапе допускаются подходы, связанные с максимальным совмещением обязанностей, с максимальной экономией выделенных инвестором средств.

Четвертым этапом является запуск корпоративной информационной системы (КИС), позволяющей начать формализацию подпроцессов интегрального бизнес-процесса. Запуск КИС на этапе «пилота» может быть осуществлен в форме интранета с минимальным набором опций коммуникационного и статистического характера.

Уже на этапе «пилота» есть смысл автоматизировать процесс продаж продуктов СМИ, упорядочив его технологически, создав прайс-лист, необходимый набор маркетинговых материалов, договоров.

Чем больше процедур, операций удастся описать на этапе «пилота» и оцифровать их на базе интранета, тем успешнее продвинется проект по пути моделирования интегрального бизнес-процесса. Интранет впоследствии должен сыграть роль технического задания для ERP-системы, в которую будет перенесен успешный опыт «пилота». Допускается вариант, когда интранет сам постепенно по мере внесения в него подпроцессов превращается в программу ERP.

Пятым этапом, верифицирующим процесс создания контента СМИ, является  запуск  интернет-версии «пилота». Чтобы подготовить и запустить интернет-сайт СМИ, больших затрат не нужно, а публикация на нем ряда материалов предполагаемого СМИ может сыграть важную роль в формировании аудитории, в установлении с нею конвенциональных коммуникаций. Если же речь идет об интернет-издании, то такой этап является завершающим в создании «пилота».

Шестым, заключительным этапом строительства «пилота» (печатного и электронного СМИ) является его выход «в свет». После выхода «пилота» оценивается уровень реализации бизнес-концепции СМИ: насколько успешно удалось выявить, идентифицировать аудиторию СМИ и насколько интересна она оказалась рекламодателям. Нужно настраиваться на то, что со стороны инвестора будет осуществлен предельно жесткий анализ параметров проекта, прежде всего финансовых результатов.

Выход на операционную рентабельность на уровне «пилота» – точный сигнал того, что есть смысл продолжать проект, что он имеет все шансы на успех. Именно с этого момента можно наполнять проект специалистами в соответствии со штатным расписанием, запускать работу по оптимизации подпроцессов единого интегрального бизнес-процесса. После запуска СМИ значение бизнес-моделирования не падает, а в некотором смысле даже возрастает – оно начинает использоваться как метод оптимизации текущей деятельности медиаорганизации.

 

Список литературы

1.     В.Л. Иваницкий. Основы бизнес-моделирования СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 254 с.

2.     Бирюков В.А. Особенности планирования в конвергентной редакции средств массовой информации // Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом» (г. Новосибирск), 10 февраля 2016 г. (сборник со статья-ми). – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2016. – С. 53 – 55.