24 мая 2018г.
В настоящее время проекты в сфере экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса (далее– МСП), как правило, сталкиваются со следующим рядом проблем, которые препятствуют результативному выходу и функционированию предприятия на внешних рынках:
1. Маркетинговые:
· недостаток информации о рынках сбыта экспортной продукции;
· неготовность маркетингового отдела в полной мере выполнять свои функции в условиях функционирования компании на внешнем рынке;
2. Экономические:
· отсутствие действенных механизмов налогового стимулирования производства и экспорта продукции;
· низкий экспортный потенциал предприятий;
· высокие затраты на изготовление продукции из-за высоких цен на материалы и энергоресурсы;
· длительный срок окупаемости;
3. Финансовые:
· недостаток собственных денежных средств;
· отсутствие комплексной финансовой поддержки государства;
· высокий финансовый риск.
4. Технологические:
· низкий технологический уровень предприятий;
· слабое техническое регулирование.
5. Социальные:
· недостаток квалифицированного персонала;
· низкая мотивация труда.
6. Управленческие:
· не адаптивность организационной структуры;
· неготовность управлять предприятием в новых условиях;
· отсутствие необходимых организационных процедур и преобразований;
· низкий уровень организации осуществления экспортных операций.
Принимая во внимание препятствия, которые на данный момент присущи экспортно- ориентированным МСП, подведомственные государственные организации, в лице Министерства экономического развития РФ и Внешэкономбанка, провели исследования проблематики существующей системы поддержки и готовности бизнеса осуществлять внешнеэкономическую деятельность, с целью выявления основных направлений, в которых нужно совершенствовать подходы по оказанию поддержки.
По результатам исследования было выявлено, что на данном этапе существует три основных барьера, с которыми сталкиваются экспортно-ориентированные МСП. Это финансовые, организационные и информационные аспекты.
1. Организационные барьеры: Отсутствие механизмов функционирования в условиях внешнеэкономической деятельности и ошибки в планировании и координации.
2. Финансовые барьеры: Недостаток собственных денежных средств и высокий финансовый риск, отсутствие единство проектного подхода.
3. Информационные барьеры: Ограничен доступ к информации, невозможность осуществления контакта с зарубежными покупателями, отсутствие достоверной информации.
За последние два года поддержке экспортно-ориентированного МСП уделялось большое внимание, и на первых этапах финансовые меры поддержки ставились в приоритете по сравнению с остальными, да и сами МСП выступали за развитие данных мер поддержки. Вследствие чего было создано и образованно большое количество государственных структур, оказывающих исключительно финансовую поддержку. Это финансирование экспортных операций Внешэкономбанком, страхование экспортных кредитов ОАО «ЭКСАР», финансирование экспортных операций ЗАО «Росэксимбанк», кредитование малого и среднего бизнеса ОАО «МСП Банк». Но из-за отсутствия единства программно-целевого подхода и взаимосвязи структурных подразделений, финансовые меры были не результативны. Вследствие чего была разработана программа по созданию «единого окна», т.е. единого органа по оказанию финансовой и информационной поддержки на базе Агентства кредитных гарантий и Банка поддержки малого и среднего предпринимательства.
По мнению некоторых исследователей, основным препятствием для осуществления экспорта являются исключительно внутренние проблемы МСП. И очень часто главным препятствием являются психологические барьеры отдельно взятых людей – руководителей предприятий, у которых нет ни времени, ни желания обдумывать выход на внешний рынок. А это является очень важным элементом, т.к. осуществление экспорта или импорта должно базироваться на обдуманных и обоснованных предположениях о развитии компании, а не осуществляться спонтанно, от случая к случаю. Подобное поведение может привести к большим финансовым потерям для МСП.
Среди основных проблем или барьеров, с которыми приходится сталкиваться МСП, наибольшее значение придают тем, которые связаны с развитием внутреннего потенциала компаний и обеспечением доступа на рынки, а барьеры, связанные с развитием бизнес среды, оказываются для компаний менее важными.
Вместе с тем, как показало исследование ОЭСР1 по мере того, как компании становятся всё более активными участниками внешнеэкономических операций, происходит изменение приоритетов, и важность проблем доступа на рынки снижается, в то время как вопросы развития бизнес среды и развития потенциала становятся еще более важными.
Таким образом, важно подчеркнуть, что оказываемые государством услуги по поддержке МСП должны иметь под собой чёткую направленность на определённую группу МСП и быть ограниченными, т.к. количество МСП достаточно велико, а доступные для программ поддержки ресурсы ограничены. Подтверждением этому является изучение мер поддержки МСП в Европе, которое показало следующее. С точки зрения возможностей, заинтересованности и последовательности все МСП различаются и поэтому государственные и частные структуры, оказывающие помощь, переходят от программ, ориентированных на всех к программам, созданным для предприятий, готовых к осуществлению экспорта. Это является некой формой отбора, основанной на ограниченном финансировании и опыте организаций по поддержке экспорта, который показал, что предоставление помощи предприятиям, стратегически не готовым экспортировать, является пустой тратой ресурсов и может привести к дестабилизации финансового положения в самой компании. Исходя из этого в некоторых странах оказание некоторых форм поддержки, таких как исследования рынков или участие в выставках, ограничено лишь компаниями с одобренным планом экспорта. Кроме этого, серьезная поддержка оказывается только тем компаниям, которые прошли процедуру экспортного аудита, направленного на выявление возможностей компании и ее готовность экспортировать.
1 OECD (ОЭСР) Организация экономического сотрудничества и развития. Member economy policymaker survey and SME survey, 2006, С. 58
Механизмы и инструменты системы поддержки экспорта помогают на определенных этапах экспортного проекта решать целый ряд финансовых и нефинансовых вопросов, осложняющих выход российских товаров и услуг на внешние рынки. Государство активно нарабатывает механизмы стимулирования экспорта малого и среднего предпринимательства (МСП), и важно, чтобы компании как можно больше знали о том, что может помочь им пройти свой экспортный путь с максимальной отдачей и наименьшими затратами.
В целом при детальной проработке мер поддержки можно придерживаться следующего принципа: выбор мер поддержки должен базироваться на уровне “опытности” МСП в вопросе экспорта. Так, для новичков, т.е. для компаний, для которых экспорт является новым видом деятельности, требуется разработка пособий, проведение тренингов, направленных на передачу практических навыков “первых шагов к экспорту”, а также семинаров с участием уже опытных в вопросе экспорта МСП.
Для предприятий, которые уже начали экспортную активность, требуется помощь в отдельных, узких направлениях, например, организация деловой встречи с потенциальным покупателем, помощь в участии в зарубежном тендере.
Для более крупных МСП, нацеленных на расширение своего бизнеса, желательна организация тренингов для персонала с целью повышения уже имеющихся навыков в определённых сферах, например, в получении информации о зарубежном рынке и организации процесса управления.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что более широкое применение программ поддержки для МСП способно обеспечить использование огромного недоиспользованного потенциала для национальной экономики. Вместе с тем, выбор определённых программ и их форм существенным образом зависит от того, насколько уже опытны компании при осуществлении внешнеэкономических операций и насколько они подготовлены к данному виду деятельности. Одновременно необходимо отметить, что при выборе предприятий, которым будет оказана поддержка, целесообразно проводить аудит их экспортного потенциала с целью определения наиболее подготовленных для осуществления внешнеэкономических операций компаний. Важным также является более широкое применение мер поддержки в отношении других форм внешнеэкономической деятельности, отличных от экспорта (импорт, кооперация), т.к. они играют важную роль в повышении осведомлённости и уровня знаний МСП о мировом рынке и международной торговле.
Недавно проведенное исследование показывает, что больше половины предприятий – 62%, выходящих на международные рынки, просто неспособны закрепиться на нем.
Результаты данного исследования являются следствием отсутствия у ряда экспортно- ориентированных МСП детально проработанного бизнес плана и комплексного маркетингового плана по выходу компании на иностранный рынок. Другими словами, предприятия, получившие финансовую помощь со стороны государства и подведомственных структур, оказываются неподготовленными, и неспособны спланировать свою дальнейшую деятельность.
Поэтому на данный момент требуется анализ нефинансовых мер государственной поддержки и акцентирование внимания на проработке организационных и консультационных процедур по подготовке МСП соответствующими государственными субъектами инфраструктуры экспортной поддержки. Для того, чтобы государство и подведомственные структуры оказывали меры финансовой поддержки уже подготовленным к выходу на внешние рынки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Список литературы
1. Бирюков А.П., Гусева М.Н., Брикошина И.С., Шаракин В."Цифровая экономика" в сфере развития промышленных территорий крупных городов с сохранением производственной функции.//Экономика и предпринимательство. 2017. № 11 (88). С. 238-245.
2. Бирюков, А.П. Проектное управление развитием и эксплуатацией городского жилищного фонда, Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, М.: ГУУ, 2008
3. Коготкова И.З. Инновационные технологии в учебном процессе и производстве// Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Издательский дом ГУУ 2017
4. Caupin, G., Knopfel, H., Morris, P., Motzel, E., Pannenbacker, O. (1998) ICB IPMA Competence Baseline, International Project Management Association, Zurich