Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА ОСНОВНУЮ ПРОДУКЦИЮ ОЛЕНЕВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ТАЙМЫРСКОГО ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Авторы:
Город:
Норильск
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.
   На протяжении многих лет проблемы формирования и развития продовольственного рынка в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (ТМР) были и остаются в центре внимания. Изучением вопросов продовольственного рынка занимались исследователи, которые разрабатывали методические рекомендации и предложения по его эффективному функционированию исходя из складывающейся экономики государства и уровня научно-технического прогресса [2, 3]. В рамках сегодняшнего времени проведена работа по анализу потребительского рынка на основную продукцию оленеводческой отрасли (ОПОО), производимой предприятиями разной формы собственности исходя из современного положения экономики ТМР, результат которой позволил дать оценку его состояния. 
    Изучены  теоретические  основы  [1,  4]  функционирования  рынка  оленеводческой  продукции  3-х заготовительных  и  3-х  перерабатывающих  предприятий,  определены  основные  закономерности  и  уточнены основные  принципы  развития  продовольственного  рынка  ТМР  с  учетом  происходящих  региональных воспроизводственных процессов, выявлены основные факторы и тенденции его развития.
   Особенность  формирования  и  структура  потребительского  рынка  на  основную  оленеводческую продукцию  обусловлены:  природно-экономическими  условиями,  наличием  биологических  ресурсов,  развитием производства,  механизмов  регулирования  и  гарантированным  спросом  на  сельскохозяйственную  продукцию, которые основаны на саморегуляции спроса и конкуренции.
   В  ТМР  структура  и  объем  потребительского  рынка  на  ОПОО  зависит  от  организации  деятельности сельскохозяйственных  товаропроизводителей  и  предприятий  оптовой  и  розничной  торговли,  от платежеспособного  спроса  населения,  размера  и  интенсивности  товарооборота.  Опрос  руководителей организаций  розничной  торговли  на  территории  ТМР  (г.  Норильск,  г.  Дудинка)  указывает  на  то,  что предпочтение, поведение и настроение потребителей на оленеводческую продукцию за последние несколько лет остается  высоким.  Этому  способствует  высокое  качество  товаров,  их  экологичность  и  ценовая  доступность. 
Несмотря на наличие спроса на продукцию оленеводства, отдельные элементы организации функционирования потребительского рынка не выгледят благополучными уже на начальной стадии:
1. Не производится планового забоя домашнего северного оленя, в связи с затруднением сбыта [5];
 2. Реализация мяса осуществляется тушами, в  связи  с  отсутствием  производственных  условий  и  мощностей  [5];  
3.  Поголовье  домашнего  северного  оленя ежегодно растет в среднем на 9% - это свидетельствует о недостаточности каналов сбыта и регуляции торгово-рыночных отношений [6].
   В  результате  проведенных  опросов  должностных  лиц  оленеводческих  сельскохозяйственных кооперативов,  очевидна  проблема - отсутствие  финансовой  поддержки  федеральных  и  региональных  органов государственной  власти,  предусмотренной  в  рамках  Постановления  Правительства  Красноярского  края  от 08.02.2011 № 79-п [8]. Данная финансовая поддержка - 35 руб. за 1 кг компенсирует части затрат, связанных с реализацией мяса домашнего северного оленя. При наличии финансовой гос. поддержки, сельскохозяйственные производственные  кооперативы  готовы  реализовать  определенный  лимит  мяса  домашнего  северного  оленя  по цене, интересующей предприятия-закупщики 90 - 120 руб. за 1 кг, но на данный момент это не возможно, т.к. сами  кооперативы  за  организацию  убоя  платят  такую  же  сумму  за 1 кг. Вследствие чего возникает диспаритет 
интересов обеих сторон и проблема товаропроизводящей сети. Предприятия-переработчики вынуждены закупать мясо не домашнего, а дикого северного оленя по средней цене за 1 кг – 117,76 руб.[7]. Данная цена существенно отличается от рекомендованных минимальных закупочных  цен на 1 кг  первой и  второй категории мяса дикого северного  оленя,  которые  составляют  65,00  руб.  и  55,00  руб.  соответственно  [9]. Предприятия  ТМР  не  имеют конкретного  заказа  на  оленеводческую  продукцию,  работают  не  в  полную  мощность.  Объемы  и  цены  на  мясо (табл.  3)  домашнего  северного  оленя  варьируют  в  пределах: объем  – от  25,33  до  175,83  ц  в  у/весе; цена – от 137,95 до 139,45 руб. за 1 кг в у/весе. 

 Таблица 1
Объемы  и  цены  реализации   на  мясо  северных оленей  по  сельскохозяйственным  товаропроизводителям ТМР

 

Наименование хозяйств

 

Характеризуе мый год

 

Реализовано ц в ж/весе

 

Реализовано ц в у/весе

Выручка, всего, тыс. руб.

Цена реализации 1 кг в ж/весе, руб.

Цена реализации 1 кг в у/весе, руб.

 

 

ОСПК

«Сузун»

2010 год

609

304,5

3471

57,00

113,99

2011 год

16

8

96

60,00

120,00

2012 год

430

215

3954

91,95

183,91

Итого среднее:

351,67

175,83

2507

69,65

139,30

 

 

СОППК

«Тундровик»

2010 год

119

59,5

725

60,92

121,85

2011 год

290

145

2030

70,00

140,00

2012 год

56

28

425,6

76,00

152,00

Итого среднее:

155

77,50

1060,20

68,97

137,95

 

ОСПК

«Яра-Танама»

2010 год

48

24

312

65,00

130,00

2011 год

19

9,5

131

68,95

137,89

2012 год

85

42,5

639,5

75,24

150,47

Итого среднее:

50,67

25,33

360,83

69,73

139,45

Среднее по району за 3 года:

185,78

92,89

1309,34

69,45

138,90

Огромную роль в спросе потребителя на оленеводческую продукцию играют перерабатывающие предприятия (ООО «Золотой Олень», ООО «Жар.Птица», ООО «МПК Норильский»), осуществляющие оптовую и розничную торговлю конечной оленеводческой продукции [10]. Предприятия относятся к категории среднего бизнеса, имеют перерабатывающие заводы и комплексы (до 5 тыс. рабочих мест). Можно считать, что они являются лидерами в регионе, от их заказа зависят объемы сдачи мяса под реализацию на потребительский рынок (Табл.2).

Таблица 2 Средние закупочные и розничные цены на ОПОО

 

п/п

Наименование продукции из мяса оленя

Вид упаковки

Сорт

Закупочная цена (кг/шт)

Розничная цена (кг/шт)

 

.

Фарш олений

пищевая пленка

-

150 р/кг

172,50 р/кг

 

.

Фарш «Домашний» олений

пищевая пленка

-

200 р/кг

230 р/кг

 

.

Бастурма с/в оленья (весовая)

вакуум

высш.

2000 р/кг

2300 р/кг

 

.

«Юкола» весовая

 

высш.

1450 р/кг

1667,50 р/кг

 

.

Колбаски с/к «Охотничьи»

вакуум

-

870 р/кг

1000,50 р/кг

 

.

Колбаса              с/к           «Полярная» (подарочная упаков.)

вакуум

-

1150 р/кг

1322.50 р/кг

 

.

Колбаса с/к «Таймырская»

вакуум

-

800 р/кг

920 р/кг

 

.

Колбаса с/к «Таймырская» в обсыпке

вакуум

-

900 р/кг

1035 р/кг

 

.

Колбаса в/к «Салями»

вакуум

-

 

425.50 р/кг

 

0.

Колбаса к/в «Сервелат»

вакуум

-

360 р/кг

414 р/кг

 

1.

Колбаса к/в «Сервелат- Премиум»

вакуум

-

500 р/кг

575 р/кг

 

2.

Окорок орех в/к

вакуум

-

360 р/кг

414 р/кг

 

3.

Ветчина из мяса оленя н/о

вакуум

-

290 р/кг

333,50 р/кг

 

4.

Шейка в/к оленя

вакуум

-

460 р/кг

529 р/кг

 

5.

Вырезка в/к оленя

вакуум

-

520 р/кг

598 р/кг

 

6.

Рулька в/к оленя

-

-

190 р/кг

218,50 р/кг

   В условиях ТМР уровень товарной насыщенности оленеводческой продукции приблизительно составляет 20%, в розничных специализированных сетях магазинов 35-37%, остальной процент составляет ассортимент других видов мяса и мясных изделий, в т.ч. повышенной (45%) доли импортной мясной продукции. На данный момент потребительский рынок на ОПОО ТМР сформирован и функционирует в условиях слабой финансовой поддержки товаропроизводителей и отсутствием должной конкуренции между действующими предприятиями, осуществляющими торговлю оленеводческой продукцией. Несмотря на это, в настоящее время продовольственный комплекс региона обеспечивает население продукцией традиционного природопользования, обеспечивающей должный спрос и предложение. Отсутствие государственного регулирования потребительского рынка привело к значительному разбросу цен на ОПОО ТМР. Разрыв в ценах на ОПОО между различными хозяйствами в 2010-2012 гг. составлял в среднем 1,4 - 2,5 раза. Низкий уровень развития рыночных структур по закупкам и реализации продукции не позволяет формировать эффективный продовольственный рынок. В результате потенциал товаропроизводителей по заготовке сырья для изготовления ОПОО остается невостребованным.

 

Список литературы

1.      Афанасьев Е.В., Концептуальные положения по созданию основных элементов организационно- экономического механизма продовольственного рынка Сибири, ГНУ СибНИИЭСХ, с.42-68.

2.      Кашин А.А., Сивкова Л.П., Современные основы социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района // Традиционное природопользование и научное обеспечение АПК на Крайнем Севере: сборник науч. тр. / РАСХН. Сиб. отд-ние. ГНУ НИИСХ Крайнего Севера. – СПб.: ГУАП, 2012. с. 24-29.

3.      Колесниченко Ю.В., Эффективность функционирования и развития системы жизнеобеспечения сельского населения Крайнего Севера // Биологические ресурсы Крайнего Севера: современное состояние и перспективы использования: Сборник научных трудов / РАСХН. Сиб. отд-ние. ГНУ НИИСХ Крайнего Севера. СПб.: ГУАП, - СПб., 2008. с. 184-193.

4.      Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П., Основные принципы системного анализа: Учеб. 3-е изд. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 396 с.

5.      Письмо оленеводческого кооператива «Яра-Танама», вх. 448 от 30.07.2013.

6.      Письмо Адм. сельского поселения «Караул», вх. 545 от 19.09.2013.

7.      Письмо Генерального директора ООО «МПК», вх. № 584 от 15.10.2013.

8.      Постановление Правительства Красноярского края № 79-п от 08.02.2011.

9.      Постановление Правительства Красноярского края № 286-п от 24.05.2011 с изм., внесенными Постановлением Правительства Красноярского края № 325-п от 07.06.2011.

10.   Прайс-листы предприятий, вх. № 638 от 05.11.2013.